Слайд 1Развитие
информационно-коммуникационной компетентности преподавателя
иностранного языка
Магзанур Асисчановна Саитова к.п.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ТИИ ТюмГНГУ
28 ноября 2012
Слайд 2Словарь терминов
Информационная компетентность (information competence) медиакомпетентность (media competence) более точно
определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать
и передавать информацию, медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные информационные процессы и процессы функционирования медиа в социуме.
Слайд 3Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает
взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами
интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Слайд 4Интерактивность - способность определенным образом изменяться и реагировать на действия
пользователя, что позволяет ему определять порядок и объем представляемой информации,
а также вносить необходимые изменения в одну и ту же презентацию
Мультимедийность - использование комплекса эффектов для представления информации (текст, звук, графика, мультипликация, видео) одним техническим средством
Слайд 5 Владение навыками эффективного использования информационно-коммуникационных
технологий в настоящее время входит в число ключевых компетенций личности
и является составляющей профессиональной компетентности специалистов в самых различных видах деятельности.
Слайд 6 Информационная компетентность преподавателя — это интегративное свойство
личности, основанное на внутренней готовности к взаимодействию с обучаемым в
информационной среде с использованием цифровой формы представления информации, базирующееся на обладании знаниями основ информационной грамотности и информационной безопасности,
Слайд 7 наличии навыков использования аппаратно-программных средств, желании овладеть эффективными
технологиями обработки и преобразования информации и стремлении использовать новые информационные
технологии в учебном процессе для достижения главной цели обучения — формирование личности обучаемого, компетентной в современном информационном мире.
Слайд 8 Сейчас уже все понимают, что
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами.
Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами, прежде всего, - средство реализации целей и задач образования.
Слайд 9 Интернет создаёт уникальную возможность
для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться
с носителями языка, т.е. он создаёт естественную языковую среду.
Слайд 10 e-learning
Электронное обучение (е-learning) – основано на использовании мультимедийных
технологий и Интернета для повышения качества обучения путем облегчения доступа
к ресурсам и услугам, а также обмена ими и совместной работы на расстоянии. ИКТ дают другой уровень организации и наполнения учебного процесса, резко повышают эффективность и ответственность самостоятельной работы обучающегося, позволяют мобильно управлять процессами и осуществлять мониторинг качества образования.
Слайд 11Преподаватели в системе электронного обучения
Готовы работать в новых технологиях
создавать онлайн
учебники
коммуницировать и мотивировать студентов к обучению с помощью технологий web
2.0, которые как технологии «я хочу», - требуют интереса и вовлеченности.
Не транслируют знания, а организуют учебный процесс, не подталкивают студента, а ведут за собой, в центре – студент.
Координируют, обеспечивают поддержку и мониторинг обучения и самообучения.
Владеют этикой коммуникации и электронного сетевого общения, обладают чувством юмора и харизмой.
Слайд 12 Использование мультимедийных образовательных материалов, новых информационных и
телекоммуникационных технологий в учебном процессе позволяет:
представить обучающие материалы не
только в печатном виде, но и в графическом, звуковом, анимированном виде, что дает многим учащимся реальную возможность усвоить предмет на более высоком уровне;
автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний студентов;
Слайд 13автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом
интерактивности многих электронных учебных пособий;
осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения;
существенно повысить интерес к предметам, что также определяет качество обучения;
Слайд 14получить доступ и оперировать большим объемом информации;
формировать информационную культуру, в
том числе обучать студентов, находить и использовать различные виды информации,
что является одним из важнейших умений в современном мире;
организовать внеучебную работу;
предоставить возможности дистанционного обучения тем, кому это необходимо .
Слайд 15 Учебные программы по
развитию информационной компетентности существуют во многих вузах Российской Федерации. Ключевые
документы, касающиеся проблем информационной грамотности опубликованы – на сайте www.ifap.ru). Яркий пример Кемеровский государственный университет культуры и искусств(директор НИИ -профессор Н.И.Гендина, http://nii.art.kemerovonet.ru/index.php). Там разработаны тесты, иные средства диагностики информационной культуры.
Слайд 16 Классификация показателей информационной
компетентности
мотивационный мотивы контакта с
информационным потоком: тематические,
эмоциональные, гносеологические,
психологические, интеллектуальные,
эстетические, др.
контактный частота общения/контакта с
информационным потоком
содержательный знания терминологии, теории и истории (массовой) коммуникации
Слайд 17перцептивный способности к восприятию информационного потока
интерпретационный/ оценочный умения критически
анализировать процесс функционирования информационных потоков, медиа в социуме и медиатексты
разных видов и жанров на основе определенных уровней развития восприятия и критического мышления
Слайд 18практико- операционный(деятельностный)
умения выбирать ту или иную информацию
медиа, создавать/распространять
собственную
информацию, умения
самообразования в информационной сфере
креативный наличие творческого начала в
различных аспектах информационной
деятельности (перцептивной, игровой,
художественной, исследовательской и др.).
Слайд 19 Современный уровень обеспеченности компьютерной техникой позволяет широко внедрять в
практику новые эффективные методы обучения иностранному языку.
Особенно актуально для
этой цели использование Интернет- ресурсов в виде интерактивных программ изучения иностранных языков , автономных программ , электронных словарей и переводчиков, которые, в частности, широко и общедоступно распространяются через электронные ресурсы в сети Интернет.
Слайд 20Практическое использование сети Интернет для изучения английского языка.
http://www.native-english.ru/
Наиболее
полный сайт. Информация предоставлена по всем направлениям изучения английского языка.
http://english4.ru/предназначен для начинающих
Слайд 21Интерактивные уроки английского языка
Слайд 22Интерактивные уроки английского языка
Слайд 23Тренажер письменного перевода слов WTT
Страница программы : http://www.pm255.chat.ru
Тренажер
WTT предназначен для заучивания написания слов английского языка. Тестирование производится
в обоих направлениях, с использованием статистики по успешности перевода того или иного слова. Поддерживается автоматический запуск тестирования через заданное время, автоматическое завершение теста, импорт-экспорт переводов и т. д. Предназначена программа именно для тренировки написания слов, то есть в процессе тестирования вам надо будет их печатать, а не выбирать из списка
Слайд 24 Дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному
языку описаны в работах
М.А. Бовтенко, H. Вавиловой, М.Г.
Евдокимовой, A.B. Конышевой, A.C. Нестеровой, В.Д. Николаевой, Т.С. Паниной, A.A. Петуховой, Е.С. Полат, И.А. Цатуровой.
Слайд 25 Разработка теоретических основ и
практических методик обучения иностранному языку на основе информационных и коммуникационных
технологий:
Формирование межкультурной компетенции учащихся и студентов посредством электронно-почтовой группы (Апальков В.Г., 2008; Сушкова H.A., 2009);
Формирование социокультурной компетенции посредством вики-технологии (Кошеляева Е.Д., 2010)
Интернет- проекты (Кудрявцева Л.В., 2007; Петрищева Н.С., 2010);
Развитие умений письменной речи обучающихся на основе блог- технологии (Филатова A.B., 2009; Павельева Т.Ю., 2010);
Развитие умений письменной речи на основе вики-технологии (Маркова Ю.Ю., 2011);
Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных подкастов (Соломатина А.Г., 2011).
Слайд 26
Разработанные и внедренные в учебный
процесс материалы позволяют применять следующие инновационные педагогические технологии:
• тестовые
технологии;
• информационные технологии;
• модульно-рейтинговые технологии;
• деловые игры;
• кейс-технологии;
• тренинги и видеотренинги;
• виртуальные лабораторные занятия;
Слайд 27 Определение целей использования Интернета для изучения иностранного
языка
для включения материалов сети в содержание занятия (интегрировать их
в программу обучения);
для самостоятельного поиска информации в рамках работы над проектом;
для самостоятельного изучения иностранного языка, ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках;
для самостоятельной подготовки к сдаче квалифицированного экзамена экстерном;
для систематического изучения определенного курса иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя.
Слайд 28 С помощью Интернет решаются многие
проблемы с коммуникацией, устанавливается единая коммуникативная среда: это и переписка
по электронной почте с гражданами других стран, создание и проведение совместных телекоммуникационных проектов, возможность чтения книг на языке оригинала, участия в разнообразных конкурсах и олимпиадах, текстовых и голосовых чатах, публикации творческих работ на образовательных и художественных сайтах и получения отзывов на них из всех стран мира.
Слайд 29 При этом создается не имитация
общения, а идет интересный, захватывающий диалог двух или нескольких культур,
а если проекты затрагивают страноведческий аспект, то расширяются общие знания, возрастает заинтересованность не только в изучении иностранного языка, но и других дисциплин. Все, не зависимо от возраста и уровня обученности, принимают участие в любых видах связанной с использованием Интернет деятельности с истинным азартом, при этом интерес не угасает в течение нескольких лет. Исчезают языковые и культурные барьеры, улучшается успеваемость.
Слайд 30 Обеспечпение дифференциации и индивидуализации учебного процесса;
предусматривать различные формы работы: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере
стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество. Эти перечисленные критерии могут быть реализованы в использовании интерактивных форм и методов обучения, которые показывают новые возможности, связанные с налаживанием межличностного взаимодействия
Слайд 31путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между студентами
в группе неизбежно возникают межличностные взаимоотношения, и от того, какими
они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия студентов на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Слайд 32ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в
учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий
удельный вес
занятий, проводимых в интерактивной форме, должен составлять не менее 20% аудиторных занятий.
Слайд 33Если хотите написать - пишите коротко, и будут читать, пишите
ясно, и будут понимать, пишите живо, и будут помнить это.
Джозеф Пулитцер
Слайд 34 Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и
эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и
выразительности излагаемого материала. Действительно, результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы студентов.
Слайд 35Презентация на основе современных мультимедийных средств.
Презентация - эффективный способ донесения
информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его
содержательные функции.
Слайд 38Prezi
Prezi.com — это сервис, с помощью которого можно создать интерактивную
презентацию онлайн. Возможности Prezi позволяют создавать презентации нового вида с
нелинейной структурой. Всю презентацию можно свернуть в одну картинку, и напротив, каждый элемент презентации может быть увеличен (акцентирован) для более детального изучения и привлечения внимания.
Слайд 39Prezi.com — это социальный сервис, а значит, создаваться презентации могут
коллективно, и это качество можно использовать при работе над совместными
проектами. Готовая презентация может быть успешно загружена на диск, ее дальнейшее использование не требует при этом установки какого-либо программного обеспечения.
Cвои работы ищите и создавайте со страницы http://prezi.com/
Слайд 40CoboCards
CoboCards является проектом Джамиль Суфан и Тамим Swaid. Они разработали
концепцию совместно использовать платформу электронного обучения в феврале 2007 года.
С идеей создания и изучения флэш-карт в Интернете они выступили в сентябре 2009 года (€ 25,000).
CoboCards предоставляет пользователям системы тренажер и совместное обучение.Карты могут быть отредактированы в команде. Это является большим преимуществом для изучения в группах, что позволит пользователю с помощью карточек работать с друзьями по любой теме.
Слайд 41 CoboCards это веб-приложение для создания, исследования и
обмена карточек в интернете и через мобильные устройства, чтобы изучать
карточки на ходу. Cobocards предоставляет вам PDF копии карточек, которые можно распечатать для изучения в автономном режиме Кроме того, вы можете форматировать текст, вставлять изображения и формулы, творить и учиться. Программа сохраняет уровень каждой карты и если вы хотите, вы можете экспортировать наборы карт в XML или CSV. CoboCards была профинансирована немецким правительством примерно € 100.000.
E-Mail: info@cobocards.com http://www.cobocards.com/pool/de/cardset/6s6gw0412/online-karteikarten-kulinarisches-deutschland/
Слайд 42Преимущество презентации PowerPoint
Сочетание разнообразной текстовой аудионаглядности и видеонаглядности;
Возможность использования
презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно
семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
Слайд 43возможность использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы,
диаграммы, графики, схемы, коллажи, цветные и черно-белые фолии, распечатки на
бумаге и пр.);
возможность управления вниманием студентов за счет эффектов анимации и гиперссылок;
Оформительские возможности программы PowerPoint не противоречат требованиям, предъявляемым к традиционной наглядности, напротив, дополняют их специфическими компьютерными тонкостями.
Слайд 44ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ
обложка;
титульный слайд;
оглавление;
учебный
материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);
словарь терминов;
справочная
система по работе с управляющими элементами;
система контроля знаний;
информационные ресурсы по теме.
Слайд 45Обложка должна быть по возможности красочной. Для этого следует оформить
ее с помощью графических вставок и фонов. Дизайн обложки должен
способствовать улучшению эмоционального состояния студентов и повышать их интерес к изучаемой теме.
Слайд 46 Титульный слайд должен включать:
название темы;
информацию об образовательном учреждении;
сведения
об авторе;
дату разработки;
информацию о местоположении информации в сети,
на локальном компьютере и имя файла.
Слайд 47Оглавление должно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ (через
гипертекстовые ссылки) к ее сравнительно небольшим содержательным частям, с другой
стороны, максимально обозримым, т.е. находиться на одном слайде. Практика показывает, что таким требованиям, как правило, удовлетворяет двухуровневое оглавление (разделы и подразделы).
Оглавление помогает понять структуру учебного материала, идеи, заложенные в нем.
Слайд 48Учебный материал в электронной презентации, как правило, представлен в краткой
форме, что имеет достаточно веские основания для существования наряду с
полным учебным материалом. Такое представление дает качественно иной ракурс для рассмотрения содержания, что достаточно эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на этапе обобщения и систематизации учебного материала.
Слайд 49Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц,
графиков и т.п. (т.е. в обычном «книжном» виде, хотя в
презентацию могут быть интегрированы и элементы, не свойственные бумажным носителям, такие как анимация, видеовставки, звуковые фрагменты и проч.). При этом графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.
Слайд 50Подготовка слайдов
Не перегружайте слайд информацией – не более 30 слов;
Не
дублируйте текст выступления;
Текст на слайдах должен быть простым и содержать
ключевые данные выступления, которые вы объясняете и комментируете;
Соблюдайте правило: одно предложение – одна мысль;
По возможности заменяйте текст символами;
Слайд 51Не перегружайте презентацию частой сменой слайдов, анимационными и звуковыми эффектами
– это не концентрирует внимание, а отвлекает слушателей;
Не используйте больше
трех цветов и шрифтов;
Выберите профессиональный шаблон оформления слайдов – он не слишком броский;
Сопровождение выступления слайдами должно соответствовать его тексту;
Не стоит в своей презентации опираться только на слайды и зависеть от них. Выступление не должно пострадать даже в том случае, если техника даст сбой.
Слайд 53Что такое «электронная лекция»?
Электронная лекция - учебные материалы, систематизированные, унифицированные
комплекты тем, сформированные по отдельным учебным дисциплинам и размещённые в
электронном виде на портале учебного заведения в разделе «Библиотека» в целях самостоятельного ознакомления с ними студентов.
Слайд 54Электронные лекции имеют следующие характерные особенности и преимущества:
чёткое структурирование информации
по темам и вопросам рассматриваемого материала;
наличие гипертекстовой структуры, позволяющей обращаться
к множественным документам адресно и оперативно;
Слайд 55возможность обращения к множественным источникам информации посредством развитой структуры гиперссылок
(к Интернет-ресурсам; специализированному программному обеспечению, например к материалам программы Консультант
Плюс; к другим документам, помогающим углублять и расширять знания по теме);
использование дополнительных приёмов изложения материала;
потенциал использования наглядных средств обучения (таблицы, иллюстрации, графики, диаграммы и др.);
возможность многократного обращения студента к непонятным при чтении местам, чередования чтения с обдумыванием, анализом.
Слайд 56Skype
программное обеспечение, обеспечивающее голосовую связь и видеосвязь через Интернет между
компьютерами
Если вы хотите развивать, обновлять и поддерживать ваш иностранный
язык, наш гибкий онлайн-обучение дает вам шанс для достижения своих целей обучения в соответствии с вашим собственным графиком.
Слайд 57Блог -
веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи ,
содержащие текст, изображения или мультимедиа Для блогов характерна возможность публикации
отзывов, комментариев посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. Преподаватель может создать в интернете свой блог или журнал, в нем разбить участников на курсы и темы, и внутри этих журналов и форумов идет общение между студентами и преподавателями по различным проблемам. http://saitova1961.wordpress.com/
Слайд 60Несмотря на быстрое развитие и внедрение инновационных технологий обучения, традиционные
средства не только остаются основными средствами обучения, но и находят
новое применение и дают развитие новым направлениям методики обучения иностранным языкам. К таким средствам можно отнести использование видеоматериалов в преподавании иностранным языкам.
Слайд 61 Целесообразность использования видео в учебном процессе объясняется:
1)
доступностью видеоматериалов, которые могут быть записаны с различных источников;
2)
наличием определенного опыта работы с видеотехникой и видеопродукцией;
3) возможностью более активной творческой деятельности преподавателя.
Слайд 62 Под видеоматериалами (видеозаписями) мы понимаем любую телепродукцию (новости,
интервью, ток-шоу, рекламные блоки и т. д.), а также художественные,
документальные, мультипликационные фильмы, записанные на пленку или цифровые носители и используемые в качестве дидактического материала с возможностью многократного просмотра, использования режимов «стоп» и «пауза», быстрого поиска нужного фрагмента
Слайд 63Подкаст - это аудио или видеозапись, сделанная автором сайта и
доступная для прослушивания посетителями. На мой взгляд, подкасты очень полезны
- они вносят разнообразие и позволяют преподнести информацию в другом формате.
Слайд 64
Подписка на подкасты
Подкаст - репортаж, (радио) взноса или аналогичный, который
является аудио файлов в формате MP3 доступны для скачивания в
Интернете.
Эта задача выполняется с помощью специально разработанной для этой цели программы.
ITunes это бесплатное приложение для PC, который позволяет управлять цифровой музыкой и видео на вашем компьютере
Слайд 65Википедия - универсальная энциклопедия
Добро пожаловать на Викисклад —
собрание 14 445 478 свободных для дальнейшего использования медиафайлов,
в пополнении которого каждый может принять участие.
Звуки
Видео http://commons.wikimedia.org/wiki/Заглавная_страница?uselang=ru
Слайд 67Hot Potatoes
- обучающий дистанционный курс по созданию интерактивных тестов,
заданий и кроссвордов.
С помощью программы
Hot Potatoes можно создать 10 типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.
http://login.hotpotatoes.net/
http://hotpot-anna.narod.ru/about.html
Слайд 68 Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы:
JQuiz - Викторина
- вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).
JCloze
- Заполнение пропусков.
JMatch - Установление соответствий (3 типа заданий).
JCross - Кроссворд.
JMix - Восстановление последовательности.
Слайд 69 Работа над проектом осуществляется в определенной последовательности и
имеет, как правило, следующие этапы:
отбор и формулировка темы проекта,
сбор информации;
обсуждение первых результатов и уточнение (дискуссия) конечных результатов работы, поиск новой, дополнительной информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой);
дискуссия, т.е. обсуждение новой информации и её документирование (оформление); подведение итогов и презентация проекта.
Слайд 70Метод проектов интересен прежде всего тем, что он может включать
многие формы организации учебной, поисковой, исследовательской и других видов деятельности,
определяющих современные компетенции будущего специалиста. Особое внимание уделяется коммуникативной компетенции, которую характеризует многоаспектность и многокомпонентность. При этом формирование коммуникативной компетентности является основной задачей при изучении иностранных языков в вузе.
Слайд 71 Созданные условия и разработанные средства обучения способствуют формированию
ряда компетенций:
– логически верное, аргументированное и ясное построение уст
ной
и письменной речи, умение вести дискуссии;
– работа в коллективе, несение ответственности за поддержание доверительных партнёрских отношений;
– способность принимать участие в профессионально обусловленной коммуникации, например, работать в составе проектных групп,
презентовать результаты проектов
Слайд 72Вывод:
Повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач,
стоящих перед системой образования
Результатом развития информационно-коммуникативной компетенции преподавателя вуза являются
освоенные знания, умения и опыт, позволяющие результативно решать педагогические задачи обеспечения доступности учебных материалов; варьирования и адаптации учебного материала в зависимости от познавательных способностей студентов; формирования траектории изучения материала в зависимости от успешности обучающегося.
У преподавателя появляется азарт в работе вызванный:
профессиональным ростом при освоении новых подходов;
удовлетворением от работы, где результат виден после каждого урока.