Разделы презентаций


Развитие культуры на белорусских землях в IX - середине XIII в. Религиозные

Содержание

ПланРаспространение христианстваРазвитие знаний и письменности. Религиозные книгиРелигиозные просветителиКаменное зодчество. ФрескиДревнее искусство

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие культуры на белорусских землях в IX - середине XIII

в. Религиозные деятели-просветители
История Беларуси
Билет 5
Ситник П.В.
Лицей Ивацевичского района

Развитие культуры на белорусских землях в IX - середине XIII в. Религиозные деятели-просветителиИстория БеларусиБилет 5Ситник П.В.Лицей Ивацевичского

Слайд 2План
Распространение христианства
Развитие знаний и письменности. Религиозные книги
Религиозные просветители
Каменное зодчество. Фрески
Древнее

искусство

ПланРаспространение христианстваРазвитие знаний и письменности. Религиозные книгиРелигиозные просветителиКаменное зодчество. ФрескиДревнее искусство

Слайд 3Язычество имело глубокие древние корни на славянских землях. Оно давало

свои ответы на вопросы о происхождении мира, людей, различ-ных природных

явлений и т.д. Но в Х в. религиозные представления на-ших предков начали изменяться. В те времена возникали первые госу-дарственные образования, устанавливалось княжеское единовластие, развивались земледелие, торговля, ремесло. Всё это вызывало потреб- ность в знаниях, письменности, новых взглядах.

Распространение христианства

Язычество имело глубокие древние корни на славянских землях. Оно давало свои ответы на вопросы о происхождении мира,

Слайд 4Возникла необходимость в тесных связях с другими государствами, прежде всего

с Византийской империей, где исповедовали христианс-тво. Христианская вера соответствовала требованиям

государственной власти, поскольку обязывала подчиняться власти, данной от Бога.

Распространение христианства

Возникла необходимость в тесных связях с другими государствами, прежде всего с Византийской империей, где исповедовали христианс-тво. Христианская

Слайд 5Наиболее важной исторической вехой в распространении христианства среди восточных славян был

988 г. В этот год великий князь киевский Владимир Святославич принудил

киевлян креститься, принять хрис-тианскую веру. Это событие считается началом распространения хрис-тианства у всех восточных славян.

Распространение христианства

Крещение князя Владимира

Наиболее важной исторической вехой в распространении христианства среди восточных славян был 988 г. В этот год великий

Слайд 6Вероятно, первыми христианами в Полоцком княжестве были Рогнеда и её

сын Изяслав. Летопись свидетельствует, что Рогнеда перед смертью в 1000

г. была пострижена в монахини под именем Анастасия. Из летопи-си также известно, что и князь Изяслав был очень набожным человеком и усердно читал религиозные книги.

Распространение христианства

Рогнеда

Изяслав

Вероятно, первыми христианами в Полоцком княжестве были Рогнеда и её сын Изяслав. Летопись свидетельствует, что Рогнеда перед

Слайд 7Сразу после принятия христианства в Древнерусском государстве нача-лось формирование церковной

организации. Во главе её стоял митропо-лит, находившийся в Киеве. Русская

митрополия делилась на епархии, которыми руководили епископы. Историки полагают, что в Полоцке епархия возникла около 992 г. Имена первых полоцких епископов оста-лись неизвестными. Только в начале XII в. упоминается полоцкий епис-коп Мина. Епархия в Туровском княжестве была основана в 1005 г. Пер-вым её епископом называется Фома.

Распространение христианства

Древнерусские княжества на территории Беларуси в XI в.

Сразу после принятия христианства в Древнерусском государстве нача-лось формирование церковной организации. Во главе её стоял митропо-лит, находившийся

Слайд 8Христианство на протяжении нескольких столетий распространялось в противоборстве с язычеством.

Две религии сосуществовали долгое вре-мя (с X по XIII в.),

поскольку язычество имело глубокие и древние корни. Фактически на белорусских землях существовало двоеверие - положе-ние, когда часть населения, принявшая христианство, по-прежнему пок-лонялась языческим богам.

Распространение христианства

Христианство и язычничество.
Худ. С.Иванов

Христианство на протяжении нескольких столетий распространялось в противоборстве с язычеством. Две религии сосуществовали долгое вре-мя (с X

Слайд 9Распространение христианства

Распространение христианства

Слайд 10В XI в. в Полоцкой земле стала распространяться кириллическая азбука,

составленная в 863 г. братьями Кириллом и Мефодием. Об этом

свиде-тельствовали, например, надписи на так называемых Борисовых кам-нях, найденных в русле Западной Двины, а также надпись на Рогволодо-вом камне возле Орши.

Развитие знаний и письменности. Религиозные книги

Борисов камень. Полоцк

Рогволодов камень. Орша

В XI в. в Полоцкой земле стала распространяться кириллическая азбука, составленная в 863 г. братьями Кириллом и

Слайд 11В Бресте был найден деревянный гребень для расчёсывания волос с

последовательно расположенными на нём буквами славянского алфа-вита. Исключительную научную ценность

имеют берестяные грамоты - берёзовая кора с буквами, нацарапанными на ней. Такие грамоты были найдены археологами в Витебске и Мстиславле. Их содержание говорит о том, что грамотой в то время владели и простые горожане, а их дети обучались грамоте.

Развитие знаний и письменности. Религиозные книги

Берестяная грамота из Витебска

Деревянный гребень из Бреста

В Бресте был найден деревянный гребень для расчёсывания волос с последовательно расположенными на нём буквами славянского алфа-вита.

Слайд 12В первой половине XI в. началось летописание - запись событий

по го-дам («летам») в хронологической последовательности. В начале XII в.

монахом Нестором была создана «Повесть временных лет» - летопись, содержащая, например, сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Все-славе Чародее, битве на Немиге и других событиях из истории восточ-ных славян. Есть сведения, что существовала Полоцкая летопись. Но она не сохранилась до наших дней.

Развитие знаний и письменности. Религиозные книги

Повесть временных лет

В первой половине XI в. началось летописание - запись событий по го-дам («летам») в хронологической последовательности. В

Слайд 13Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в

XI в. Туровское евангелие, украшенное заставками - разно-цветными заглавными буквами.

Материалом для рукописных книг в то время служил пергамент - специально выделанная кожа телят. Облож-кой были две доски, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки.

Развитие знаний и письменности. Религиозные книги

Туровское евангелие

Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в XI в. Туровское евангелие, украшенное заставками -

Слайд 14Распространению письменности содействовали религиозные просвети-тели. Сознательный жизненный выбор в 12-летнем

возрасте сделала дочь полоцкого князя Предслава. Узнав о решении отца

обручить её с одним из князей, она избрала пусть служения Богу и тайно сбежала из дома в женский монастырь, где получила имя Ефросиния. Позже она ос-новала в Полоцке женский и мужской монастыри и организовала пере-писывание церковных книг. Ефросиния стала первой известной нам женщиной-книгописцем. Для молодых женщин в монастыре она откры-ла школу.

Религиозные просветители

Ефросиния Полоцкая.
Худ. Н.Климова

Распространению письменности содействовали религиозные просвети-тели. Сознательный жизненный выбор в 12-летнем возрасте сделала дочь полоцкого князя Предслава. Узнав

Слайд 15Уже на склоне жизни Ефросиния совершила религиозный подвиг - от-правилась

в дальнее и тяжёлое путешествие на Святую землю, в Иеруса-лим,

где и умерла. Ефросиния Полоцкая (около 1101? - 1167) - первая из восточнославянских женщин, которую православная церковь провозг-ласила святой. Верующие считают её небесной заступницей белорус-ской земли и каждый год 5 июня отмечают день её памяти.

Религиозные просветители

Перенос мощей Ефросинии в Полоцк. 1910 г.

Уже на склоне жизни Ефросиния совершила религиозный подвиг - от-правилась в дальнее и тяжёлое путешествие на Святую

Слайд 16Выдающимся религиозным просветителем был туровский епископ Ки-рилл (около 1113 -

после 1190). Он замуровался в небольшой монастыр-ской башне (столпе) и

жил отшельником - в изоляции от всех людей. Кирилл Туровский не только читал здесь книги, но и писал «слова» - об-ращения к верующим, а также молитвы-исповеди, повести-притчи, имевшие характер наставления. В этих произведениях он выражал своё отношение к поведению людей с точки зрения христианской морали. За красноречие Кирилла Туровского ещё при жизни прозвали «Златоустом, который паче всех воссиял на Руси».

Религиозные просветители

Памятник Кириллу Туровскому.
Туров

Выдающимся религиозным просветителем был туровский епископ Ки-рилл (около 1113 - после 1190). Он замуровался в небольшой монастыр-ской

Слайд 17Каменное зодчество – это возведение зданий из камня и кирпича,

скреп-лённых известковым раствором. Самый древний пример каменного зод-чества на территории

Беларуси - Полоцкий Софийский собор. Он был возведён в 50-е гг. XI в. - во времена расцвета Полоцкой земли. Это тре-тий храм в землях восточных славян, посвящённый Софии, после новго-родского и киевского. Слово «София» означает «мудрость», которая, по представлению верующих, правила Вселенной. Величественный Полоц-кий собор был символом могущества Полоцка и его князей. Кроме глав-ного предназначения - места, где люди молились Богу, он служил для хранения архива, библиотеки, государственной казны.

Каменное зодчество. Фрески

Реконструкция первоначального вида Софийского собора в Полоцке

Современный вид Софийского собора в Полоцке

Каменное зодчество – это возведение зданий из камня и кирпича, скреп-лённых известковым раствором. Самый древний пример каменного

Слайд 18В период политической раздробленности на белорусских землях выде-лились полоцкая и

гродненская архитектурные школы. Из полоцких церквей до наших дней сохранилась

Спасская церковь. Она была постро-ена по заказу Ефросинии Полоцкой для основанного ею женского мона-стыря. Строительством церкви руководил зодчий Иоанн (Иван). Он придал однокупольной Спасо-Евфросиниевской церкви ярусный вид. Впервые в восточнославянском зодчестве купол церкви был украшен так называемыми кокошниками. Этот новый тип построек является от-личительной чертой полоцкой архитектурной школы.

Каменное зодчество. Фрески

Реконструкция первоначального вида Спасо-Ефроси-ниевской церкви в Полоцке

Современный вид Спасо-Ефросиниевской церкви в Полоцке

В период политической раздробленности на белорусских землях выде-лились полоцкая и гродненская архитектурные школы. Из полоцких церквей до

Слайд 19Христианские церкви обычно украшались фресками и иконами. Так, в Спасо-Евфросиниевской

церкви все стены и столбы были расписаны фресками. Фреска -

это живопись водяными красками по свежей штука-турке. На тёмном фоне изображались фигуры святых. Первое, что не-вольно обращает на себя внимание, - лица людей, их дугообразные бро-ви и большие, задумчивые глаза. Так художники стремились передать внутренний мир верующего человека, выразить своё понимание прек-расного.

Каменное зодчество. Фрески

Фреска и Спасо-Ефросиниевской церкви в Полоцке. XII в.

Христианские церкви обычно украшались фресками и иконами. Так, в Спасо-Евфросиниевской церкви все стены и столбы были расписаны

Слайд 20Выдающимся памятником зодчества XII в. является Борисоглебская (во имя святых

Бориса и Глеба) церковь в Гродно. Чаще её называют Колож-ской

церковью, т.к. она была построена в предместье Коложа. Наружные стены церкви украшены камнями разных цветов, а также цветными плитками. Ими выложены разные фигуры. Все это придаёт зданию праздничный вид. Внутри в стены были вмурованы глиняные жбаны-голосники. Благодаря им в церкви лучше звучал голос священника. Ко-ложская церковь является наиболее ярким примером гродненской архи-тектурной школы зодчества.

Каменное зодчество. Фрески

Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно

Выдающимся памятником зодчества XII в. является Борисоглебская (во имя святых Бориса и Глеба) церковь в Гродно. Чаще

Слайд 21Памятником оборонительного зод-чества является пятиэтажная Каме-нецкая башня. Она была построена

в XIII в. Имела высоту 30 м, диаметр - 13

м, толщину стен - 2,5 м, могла вместить большой гарнизон. Через бойницы можно было вести обстрел вражеского войска. Подобные баш-ни известны в Западной Европе под названием донжон. Башню часто на-зывают «Белая вежа». Но белыми были только ниши на уровне пятого этажа. В белый цвет башня была по-крашена известковым раствором во второй половине ХХ в. Сегодня она вновь приобрела свой первоначаль-ный вид.

Каменное зодчество. Фрески

Каменецкая башня

Памятником оборонительного зод-чества является пятиэтажная Каме-нецкая башня. Она была построена в XIII в. Имела высоту 30 м,

Слайд 22Шедевром древнего искусства являет-ся шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой

эмали масте-ром Богшей (в крещении Лазарем) по заказу Ефросинии Полоцкой

в 1161 г. Крест был изготовлен из кипарисово-го дерева, его поверхность обложена золотыми, а стороны - серебряными пластинами с выбитыми кириллицей надписями. На золотых пластинах изображены лики святых, исполнен-ные разноцветными эмалями. В крес-те находились святые для каждого верующего христианские реликвии: кусочек дерева из креста, на котором был распят Иисус Христос, частички мощей святых.

Древнее искусство

Крест Ефросинии Полоцкой

Шедевром древнего искусства являет-ся шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали масте-ром Богшей (в крещении Лазарем) по

Слайд 23В начале Великой Отечествен-ной войны крест пропал, и те-перь, досконально

неизвестно, где он находится. Ведутся его поиски. В наше время

образ креста воссоздал брестский ху-дожник-ювелир Николай Кузь-мич, который работал над сов-ременной копией креста нес-колько лет. После освящения данный крест (как и крест Бог-ши) стал христианской святы-ней и хранится в Спасской цер-кви Ефросиниевского монасты-ря в Полоцке. Крест Ефросинии Полоцкой считается культурно-исторической ценностью.

Древнее искусство

Николай Кузьмич

В начале Великой Отечествен-ной войны крест пропал, и те-перь, досконально неизвестно, где он находится. Ведутся его поиски.

Слайд 24Древнее искусство

Древнее искусство

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика