Слайд 1Развитие поликультурного образования в США
Выполнила:
Студент 4 курса, группы РИЛ-1602,
Пелевина
Полина
Слайд 2«Поликультурное образование» (multicultural education) впервые появилось в США. Понятие "поликультурное
(мультикультурное) образование" возникло в противовес рассмотрению образования с позиций монокультурности.
Слайд 3Поликультурное образование стало отражением таких тенденций, как:
актуализация и рост разнообразия
культурного взаимодействия (массовость миграций, возрождение этнических и религиозных культур, усиливающийся
диалог религиозных организаций и др.);
рост ценности личности каждого отдельного человека с признанием его культурных особенностей (преодоление тенденций авторитаризма и разделения культур на "главные" и "второстепенные");
появление и расширение влияния идей мультикультурализма, в рамках которого культурное многообразие рассматривается как богатство и ресурс социально-экономического развития, которое преодолевает идеологию монокультурности ("плавильного котла") в обществе и системах образования.
Слайд 4ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США
Слайд 5Политика «плавильного котла»
Эта стратегия воспитания и образования предполагает с
помощью школы консолидировать этнические осколки вокруг языка и культуры англосаксонского
протестантского ядра. США представлялись как некий «плавильный котел», в котором должны исчезнуть национальные, культурные, этнические различия. Концепция исходит из идеала, что в смешение этносов и рас породит «новую расу, которая соединит в себе древние ценности, различия, языки и обычаи».
Стратегия «плавильного котла», считает американский педагог Д. Равич, соответствует демократическому идеалу поликультурной педагогики, поскольку обеспечивает свободный выбор всем этническим группам при воспитании и обучении.
Слайд 6Политика «плавильного котла»
Фактически идеология «плавильного котла» выливалась в преподавание
исключительно на английском языке, в содержании образования отражала ценности, традиции,
стиль жизни белых американцев. Игнорировались языки, культура, особенности мышления и поведения этнических меньшинств, что отрицательно сказывалось на образовании небелого населения.
С середины 1980-х гг. концепция «плавильного котла» стала подвергаться нарастающей критике. В американской педагогике усилилось осознание важности учета этнического разнообразия как условия стабильности и культурного богатства общества.
Слайд 7«Америка — „салатное блюдо“»
Сторонник подобного культурного плюрализма Пэй Янг пишет,
что это идеал, который не только утверждает и поддерживает само
культурное разнообразие, но и закладывает основания для соединения многокультурного этнического опыта в американском обществе. Часть канадских и американских педагогов соответственно новому подходу определила перспективность мультикультурализма через включение в преподавание общественных дисциплин материалов о национальных меньшинствах, их истории и традициях, путем введения учебных планов, предусматривающих изучение культуры этнических групп.
По их суждениям, подобное построение содержания образования должно содействовать формированию у американцев более широкого взгляда на собственную историю и культуру. В учебных материалах предлагается избегать всего, что провоцирует культурные разногласия.
Слайд 8Последствия политики поликультурности в сфере образования США неоднозначны
В целом качество
обучения в подобных учебных заведениях ухудшилось. Вместе с тем политика
десегрегации, смягчения дискриминации привела к тому, что медианный уровень образованности «цветного» населения сравнялся с уровнем образованности белого большинства. Удалось добиться подвижек по повышению образованности малых этнических групп, находящихся на особенно низкой социальной ступени, например бурукуми - выходцев из Японии.
Слайд 9Идеи поликультурности проникли в высшую школу США и Канады. Путем
поликультурного образования предлагается поощрять стремления студентов приобретать знания, умения, развивать
способности, необходимые для функционирования в рамках других субкультур, национальной и мировой макрокультур.
Слайд 10Резюмируя, можно сказать, что полиэтническое образование в США направлено на
изучение и освоение этносами своей родной культуры, языка, истории, литературы
при одновременно изучении культуры большинства.
Слайд 11Литература
Парфилова Г. Г,, Каримова Л. Ш. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка
в поликультурном образовательном пространстве: Учебное пособие. – Казань: КФУ, 2015.
– 128 с.