Слайд 1Развитие психики
человека
Подготовили студентки 1 курса группы ОБ-А-11
Чувашова Татьяна и
Терёхина Екатерина
Слайд 2Когда и почему возникла психика?
Материалистическое понимание: психические явления возникли
в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящий
момент представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.
Идеалистическое понимание: психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.
Слайд 3Развитию психики человека поспособствовали три основных достижения человечества:
1) появление
орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только
воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;
2) производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;
3) возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.
Слайд 4Развитие психики можно рассматривать
Онтогенетически
(как совершающееся в течение жизни
отдельного индивидуума)
Филогенетически
(как развитие, совершающееся в процессе смены различных видов животных,
начиная от самых простейших и заканчивая человеком.)
Слайд 5Психика. Её локализация и сущность.
Антропопсихизм : Возникновение психики связывается с
появлением человека: психика существует только у человека.
Панпсихизм: психикой наделены
все предметы – одушевленные и неодушевленные.
Биопсихизм – психикой обладает все живое, в том числе и растения.
Нейропсихизм – Психика есть у всех обладателей нервной системы.
Анималпсихизм – психика есть только у животных. Теопсихизм – психика дана всему сущему сверху.
Слайд 6Стадии развития психики у ребёнка по Леонтьеву
новорожденный ребенок (до 2
месяцев);
ранний младенческий возраст (до 6 месяцев);
поздний младенческий возраст (от 6
до 12-14 месяцев);
преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет);
дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет);
подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет)
Слайд 7Кризисы на пути развития психики у детей
-Кризис 1 года
-Кризис 3
лет
-Кризис 7 лет
-Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет)
-Кризис
17 лет (от 15 до 17 лет)
Слайд 8Периоды развития психики у взрослых по Леонтьеву:
1.Акмеологический период развития охватывает
возраст от 18 до 60 лет.
Впервые термин «акмеология» был
предложен II. И. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином принято обозначать период зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека. Характеризуется тем, то в нем завершается общесамотическое развитие и половое созревание человека, высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.
2.Период геронтогенеза — это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы:
-пожилой возраст (для мужчин — 60-74 года, для женщин — 55-74 года);
-старческий возраст (75-90 лет);
-долгожители (90 лет и старше).
Этот период характеризуется угасанием психических и физических функций. Снижается общая активность человека. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления.
Слайд 9Кризисы у взрослых:
-Кризис 30 лет
-Кризис 40 лет
-Кризис ухода на
пенсию
Слайд 10Выводы:
Возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную
обусловленность, развитие психики ребенка во многом повторяет закономерности общественно-исторического развития
человека, возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.
Слайд 11Вопросы к аудитории:
1) Как Вы считаете, какая стадия развития психики
человека самая «насыщенная»?
2) Какие 3 основные достижения человечества поспособствовали развитию
психики?
3) Согласны ли вы с тем, что человек , на пути развития своей психики, неизбежно проходит этапы «кризисов»?