Слайд 1ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ
XX В.»
Слайд 2 Развитие научного психологического знания в указанный период можно разделить
на три направления.
1. Экспериментальная психология В. Вундта.
2.Развитие других отраслей психологической
науки в недрах экспериментальной психологии.
3. Развитие функционализма как противника экспериментальной психологии В. Вундта.
Слайд 3Вундт, Вильгельм (1832–1920) – немецкий философ и психолог, один из
основателей экспериментальной психологии. С 1851 по 1856 г. изучал медицину
в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина. С 1864 г. – экстраординарный профессор физиологии в Гейдельберге, в 1874 г. – профессор философии в Цюрихе, с 1875 г. – профессор философии в Лейпциге. Там в 1879 г. он организовал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную вскоре в институт, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки. В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии «Philоsоphische Studien» («Философские исследования»).
Слайд 4 предмет психологии — не поведение и деятельность, а сам
человек, его внутренняя сущность, т. е. сознание и его содержание
— простейшие элементы, возникающие в непосредственном опыте индивида;
задача науки психологии — с помощью эксперимента изучение этих простейших элементов, определяемых как ощущения и чувства;
3) методы психологии — интроспекция как прямой метод психологии и эксперимент как способ уточнения данных, полученных в ходе самонаблюдения.
Слайд 6Структурализм- система Титченера, согласно которой психология имеет дело с сознательным,
зависимым от индивида опытом.
Слайд 7Титченер, Эдвард Брадфорд (1867–1927). Титченер интересовался антропологией, экспериментальной психологией, историей
психологии, нумизматикой, философией психологии и теоретической психологией. Он учился в
Оксфордском университете и Лейпцигском университете. Был деканом психологического факультета Корнелльского университета (1892),.
Слайд 8Предмет психологии заключается в изучении сознательного опыта, так как именно
такой опыт зависит от испытуемого субъекта.
Слайд 9 Согласно Титченеру, тремя основными задачами психологии являются:
разбиение сознательных процессов на
простейшие составляющие;
2. определение законов, по которым происходит их объединение;
3. связь элементов сознания с физиологическими состояниями.
Слайд 10 Титченер предложил считать тремя основными элементами структуры сознания : ощущения,
образы и эмоциональные состояния.
Слайд 11Эббингауз, Эббингхауз (Ebbinghaus) Герман (1850–1909) – немецкий психолог, представитель ассоцианизма.
Родился 24 января 1850 г. недалеко от Бонна. Он учился
сначала в Боннском университете, а затем в университетах Галле и Берлина. Степень доктора философии получил в 1873 г., после чего служил в армии во время франко-прусской войны. Основал психологические лаборатории в университетах Берлина, Бреслау и Галле. Профессор университетов Бреслау (1894-1905) и Галле (1905-09); организатор (совместно с А. Кенигом) журнала «Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane», объединявшего психологов, не принадлежавших к школе В. Вундта.
Слайд 13Вюрцбургская школа
Исследования Вюрцбургской школы были направлены:
на поиск особых элементов
мышления, их определение и классификацию;
2. на изучение
динамики мышления.
Слайд 14Кюльпе (Külpe), Освальд (1862–1915) – немецкий психолог и философ-идеалист. В
философии был представителем критического реализма. Ученик немецкого психолога Вундта, основатель
Вюрцбургской школы психологии мышления. Кюльпе был профессором в Вюрцбурге (1894), Бонне (1909), Мюнхене (1913). Среди студентов Вюрцбурского университета были и американцы; один из них, Джеймс Роуленд Энджелл, впоследствии стал ключевой фигурой в развитии направления, названного функционализмом.
Слайд 16
Карл Бюллер. Родился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался: 24
октября 1963, Лос-Анджелес, Калифорния . В 1906, закончив Берлинский университет,
Бюлер присоединился к группе Кюльпе в Вюрцбурге. С появлением нацистов в Вене в 1938 Бюлер был вынужден уехать сначала в Норвегию, а затем в Америку.
Слайд 17ЗЕЛЬЦ ОТТО (1881-1944), немецкий психолог, последователь Вюрцбургской школы.
Слайд 18Брентано, Франц Клеменс Гонаратус Герман (1838 – 1917) – немецкий
философ и психолог. Брентано происходил из древнего, восходящего к XI
в. итальянско-немецкого рода. Он слушал лекции по философии в Мюнхене, Вюрцбурге, а затем в Берлине. Осенью 1866 г. началась преподавательская деятельность Брентано. Его лекции пользовались большим успехом. В 1874 г. он получает должность ординарного профессора в Вене и продолжает чтение лекций. Слушателями Брентано становятся Э. Гуссерль, Ф. Хиллебранд, З. Фрейд и др. Многие из них остались преданными его идеям на всю жизнь, образовав «эмпирическую школу Брентано». Брентано умер в Цюрихе, куда был вынужден уехать в связи с началом Первой мировой войны
Слайд 19Карл Штумпф. Родился: 21 апреля 1848, Визентайд, Нижняя Франкония; скончался:
25 декабря 1936, Берлин, Германия. Интересы: экспериментальная психология.
Слайд 20Функционализм - научное направление в психологии, занимающееся проблемами, связанными с
ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды.
Слайд 21Гальтон, Френсис (1822–1911) – английский антрополог, психолог. Среди предков гальтона
был император Карл Великий, киевский князь Ярослав Мудрый, Вильгельм Завоеватель,
несколько английских королей. В 16 лет Гальтон по настоянию отца начал изучать медицину в Бермингемской городской больнице. После годичной работы он продолжил изучение медицины в Лондонском королевском колледже, затем перешел в Тринити-колледж, где начал заниматься математикой. Он обладал исключительными умственными способностями (IQ был равен примерно двумстам) и неисчерпаемым запасом творческих идей. Почетный доктор Оксфордского и Кембриджского университетов. Один из основателей евгеники. Двоюродный брат Ч. Дарвина. Умер в Лондоне 17 января 1911 г.
Слайд 22Джемс, Ульям (1842–1910) – американский философ и психолог, один из
основателей прагматизма и функциональной психологии. Джемс родился в нью-йорском отеле
«Astor House» в богатой семье Он получил медицинское и естественнонаучное образование в Гарвардском университете США и в Германии. Профессор философии (1885–1889) и психологии (1889–1907) Гарвардского университета. Организовал (совместно с Г. Мюнстербергом) первую в США лабораторию прикладной психологии (Гарвардский университет, 1892). Умер 16 августа 1910 от инфаркта.
Слайд 23Дьюи (Dewey), Джон (1859–1952) – американский философ, психолог и педагог,
один из ведущих представителей прагматизма, оказавший сильное влияние на педагогическую
мысль США.
Слайд 24Энджелл (Angell), Джеймс Роланд (1869–1949) – американский психолог, представитель функциональной
психологии. Получил образование в Мичиганском университете. Учился у Дьюи, затем
у Джемса в Гарварде. В 1892 г. получил здесь степень магистра. Работал в университете Чикаго. Президент Американской психологической ассоциации (1906).
Слайд 25Вудвортс (Woodworth), Роберт (1869–1962) – американский психолог, один из создателей
функциональной психологии в США. Профессор Колумбийского университета.
Слайд 26 Роберт Вудвортс считал, что предметом психологии являются и сознание, и
поведение. Эту позицию позже восприняли представители гуманистической психологии и теоретики
социального научения.
Выдвинул концепцию, названную им динамической психологией. Ее главными задачами он считал изучение возникновения и реализации различных форм психической деятельности. Отклонив основную схему бихевиоризма «стимул-реакция», Вудвортс предложил включить в нее промежуточное звено – организм и его установки.
Разработал учение о мотивации и ее роли в процессах двигательной и интеллектуальной активности.
Его динамическая психология концентрировалась на причинно-следственных связях. Цель психологии – определить, почему человек ведет себя так, а не иначе. Вудвортса прежде всего интересовали движущие силы, или мотивы, функционирования человеческого организма.
Слайд 27Сеченов, Иван Михайлович (1828–1905) – учёный, естествоиспытатель, основоположник отечественной
физиологической школы и естественнонаучного направления в психологии. Окончил Главное инженерное
училище в Петербурге (1848) и медицинский факультет Московского университета (1856). В 1856-1859 работал в лабораториях Мюллера И., Дюбуа-Реймона Э. и Хоппе-Зейлера Ф. (Берлин), Функе О. (Лейпциг), Людвига К. (Вена), Гельмгольца Г. (Гейдельберг). За границей зародилась тесная дружба Сеченова с С. П. Боткиным, Д. И. Менделеевым, А. П. Бородиным, художником А. Ивановым. За границей Сеченов И.М. В том же году возглавил кафедру физиологии этой академии, где вскоре организовал физиологическую лабораторию - одну из первых в России.
Слайд 28Его работы не всегда принимались общественным мнением. 31 АВ 1867
была освобождена из-под ареста (наложенного 7 АП 1866 "за пропаганду
материализма") и поступила в продажу книга Сеченова И.М. "Рефлексы головного мозга". Петербургский митрополит требовал, чтобы Сеченова И.М. "сослали для смирения и исправления" в Соловецкий монастырь. Один из сановников сказал Сеченову И.М.: "Напрасно вы напечатали ваши "Рефлексы". На что учёный с достоинством ответил: "Надо ведь иметь мужество высказывать свои убеждения". В Медико-хирургической академии Сеченов И.М. ввёл в лекционную практику метод демонстрации эксперимента. Это способствовало возникновению тесной связи педагогического процесса с исследовательской работой и в значительной степени предопределило успех Сеченова И.М. на пути создания научной школы. На родине Сеченова ему воздвигнут памятник; его имя присвоено 1-му Московскому медицинскому институту (1955), институту эволюционной физиологии и биохимии АН СССР (1956); учреждена премия им. Сеченова, присуждаемая АН СССР раз в 3 года советским учёным за выдающиеся исследования по физиологии.
Слайд 29Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885), русский философ, историк, юрист и политический
деятель.