Разделы презентаций


Развитие школы как социального института, становление высшего образования. презентация, доклад

Содержание

План лекции 1. Воспитание в первобытном обществе. Зарождение организованных форм воспитания.2.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Развитие школы как социального института, становление высшего образования.

Для студентов

НАПРАВЛЕНИЯ «Психолого-педагогическое образование»
Автор: Кувырталова М.А., к.п.н., доц.


2011
Лекция 3

Развитие школы как социального института,  становление высшего образования.   Для студентов НАПРАВЛЕНИЯ «Психолого-педагогическое

Слайд 2План лекции


1.

Воспитание в первобытном обществе. Зарождение организованных форм воспитания.
2. Школа и воспитание в государствах Древнего Востока.
3. Афинская и Спартанская системы школьного воспитания и образования.
4. Особенности воспитания и типы школ в Древнем Риме.
5. Система образованияв Византии.
6. Школа в Западной Европе в эпоху средневековья. Средневековые университеты.


План лекции

Слайд 3ЛИТЕРАТУРА
Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография. – М., 1996.
История педагогики

и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца

ХХ века. Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 496 с.
Кувырталова М.А. История образования и педагогической мысли: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей ВУЗов / М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009 – 333 с.
Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003.
Российская педагогическая энциклопедия. – В 2-х т. – Т. 1. – М., 1993. – С. 392-399.
 
ЛИТЕРАТУРАВсемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография. – М., 1996.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном

Слайд 41. Воспитание в первобытном обществе. Зарождение организованных форм воспитания.
Инстинкт продолжения

рода
Эволюционно-биологическая (Ш.Летурно,А.Эспинас)

Инстинкт выживания и приспособления
к среде
Психологическая (П.Монро)

Потребность сохранения

и передачи социокультурного опыта
Социокультурная
(Л.С.Васильев, Г.Б.Корнетов)

концепции генезиса воспитания







1. Воспитание в первобытном обществе. Зарождение организованных форм воспитания. Инстинкт продолжения родаЭволюционно-биологическая (Ш.Летурно,А.Эспинас)Инстинкт выживания и приспособления к

Слайд 5Воспитание как процесс
В широком смысле - объективный процесс воздействия на

человека окружающей его среды (общества), т.е. социализация личности.
В узком смысле

–целенаправленная деятельность, призванная формировать систему необходимых качеств личности, взглядов, убеждений.

40-35 тысяч лет назад - зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности

Воспитание как процессВ широком смысле - объективный процесс воздействия на человека окружающей его среды (общества), т.е. социализация

Слайд 6Воспитание в первобытном обществе.
На ранней стадии
осуществлялось в процессе жизнедеятельности;
было

ориентировано на повседневную борьбу за выживание;
имело половозрастную дифференциацию;
предполагало групповое, коллективное

начало.

В период родовой и соседской общины

зарождение семейного воспитания;
сочетание половозрастной дифференциации с социальной (воспитание вождей, жрецов, воинов, рядовых общинников);
появление специальных людей, осуществлявших воспитательный процесс: старейшины, служители культа, опытные воины;
связь воспитания с религиозно-мифологическим мировоззрением;
наличие организованных форм воспитания

Воспитание в первобытном обществе. На ранней стадииосуществлялось в процессе жизнедеятельности;было ориентировано на повседневную борьбу за выживание;имело половозрастную

Слайд 7Организованные формы воспитания
1

игры и занятия для мальчиков и девочек

2
«дома молодежи»

- первые школы

3
инициации – процедуры посвящения во взрослые
Программа подготовки

к инициации

для мальчиков: усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину;

для девочек: обучение ведению домашнего хозяйства.


Организованные формы воспитания1игры и занятия для мальчиков и девочек2«дома молодежи» - первые школы3инициации – процедуры посвящения во

Слайд 82. Школа и воспитание в государствах Древнего Востока.
Школа как социальный

институт появилась в связи с необходимостью целенаправленного обучения, воспитания подрастающего

поколения, социализации личности.
Школы именовались по-разному, обладали относительной самостоятельностью и влияли на эволюцию общества

карта

Древний Восток - государства Южной Азии, Египет, Индия, Китай

2. Школа и воспитание в государствах Древнего Востока. Школа как социальный институт появилась в связи с необходимостью

Слайд 9Школы государств Древнего Востока
Факторы возникновения школ

Хронология возникновения школ
Школа
политика

экономика

природа

культура

Школы государств Древнего ВостокаФакторы возникновения школХронология возникновения школШколаполитикаэкономикаприродакультура

Слайд 10Древняя Азия
Первые очаги культуры возникли на берегу Персидского залива в

Мессопотамии (Междуречье): Шумеры, Аккад, Вавилон
Письмо – клинопись.
Средства обучения: глиняные таблички,

(папирус, восковые дощечки), стиль (заостреные палочки)
Древняя АзияПервые очаги культуры возникли на берегу Персидского залива в Мессопотамии (Междуречье): Шумеры, Аккад, ВавилонПисьмо – клинопись.Средства

Слайд 11Школы Месопотамии
Цель школы – подготовка писцов, жрецов
Методы обучения: заучивание текстов,

упражнения, поучения, наставления, разъяснения и др.
Э-дуббы- «Дома табличек»
чтение, письмо, история,

география, геология, ботаника, математика, медицина, мифология, право, музыка, пение, литература

Подготовка писцов

Жреческие
письмо, чтение, танцы, музыка, литература, заучивание поэтических и литературных текстов

Подготовка жрецов

Школы МесопотамииЦель школы – подготовка писцов, жрецовМетоды обучения: заучивание текстов, упражнения, поучения, наставления, разъяснения и др.Э-дуббы- «Дома

Слайд 12Древний Египет
Цель школы и воспитания - подготовка человека образованного, немногословного,

умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы.

Обучение индивидуальное, частное.

«Только тот настоящий писец, чья рука не отстает от уст»
Древний ЕгипетЦель школы и воспитания - подготовка человека образованного, немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары

Слайд 13Школы Древнего Египта
Виды школ
Государственные школы (писцов) при храмах, дворе фараона

и вельмож;
Дворцовые (царские) при дворе фараона;
5-12 лет – элементарная
12-16

лет – канцелярия

Школы врачевателей и др. частные проф.школы


Содержание образования

Религиозно-нравственное воспитание, астрономия математика, медицина

Военно-физическая подготовка, чтение и письмо, этикет

Школы Древнего ЕгиптаВиды школГосударственные школы (писцов) при храмах, дворе фараона и вельмож;Дворцовые (царские) при дворе фараона; 5-12

Слайд 14Древняя Индия
Первые школы появилось в городах Хараппской культуры (3-2 тыс.

до н.э.). Религиозная идеология (индуизм, буддизм) – важный фактор образования

и воспитания.

Центры буддийского образования- монастыри в северной и северо-восточной Индии.
Цель воспитания и образования -постижение духовного просветления на основе идей любви, милосердия, отказа от мирских чувств

Дравидско-арийская эпоха

Буддийская эпоха

Центры образования- индуистские храмы.
Цель воспитания и образования – подготовка к счастливой жизни в условиях

Ведущие качества:
Брахманы – интеллект;
Кшатрии – мужество;
Вайшья – трудолюбие;
Шудры - покорность

Древняя ИндияПервые школы появилось в городах Хараппской культуры (3-2 тыс. до н.э.). Религиозная идеология (индуизм, буддизм) –

Слайд 15Школы Древней Индии
Школа брахманов
6-12,до 22-24
Религиозное образование (изучение ВЕД)
«лесные школы» –

повышенный уровень.

Школа кшатриев, вайшья
Заучивание стихов, гимнов, философия, красноречие, грамматика, литература,

математика, история, медицина, этика.

Буддийские
школы
Сочетание духовного образования со светским, ориентир на личность.

Кастовая система поступления в школу – «второе рождение»- сочеталась с семейно-общественным воспитанием.
Упанаямы – ритуал посвящения в ученики.

Образование в буддийской общине

Школы Древней ИндииШкола брахманов6-12,до 22-24Религиозное образование (изучение ВЕД)«лесные школы» – повышенный уровень.Школа кшатриев, вайшьяЗаучивание стихов, гимнов, философия,

Слайд 16Древний Китай
Средства обучения: расщепленный в пластины бамбук и шелковая ткань,

на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой

палочки.

Школьное дело – часть государственной политики.
Идеал воспитания – образованный и почетающий старших человек.



Древний КитайСредства обучения: расщепленный в пластины бамбук и шелковая ткань, на которых писали соком лакового дерева с

Слайд 17Школы Древнего Китая
Доконфуцианский период
IV – I тыс. до н.э.
Школы наставников

(сян)
Военные школы (сюй)
Религиозно- философские (даосизм, буддизм)
СЮЭ – школы для

знати
«6 искусств»:
мораль, каллиграфия, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью

Конфуцианский период
Вторая пол. I-го тыс. до н.э.



Начальное образование продолжалось 7 лет: изучение письма (иероглифов), языка, стиля, стихосложения.

«6 искусств»


шк. КОНФУЦИЯ

Школы Древнего КитаяДоконфуцианский периодIV – I тыс. до н.э.Школы наставников (сян)Военные школы (сюй)Религиозно- философские (даосизм, буддизм) СЮЭ

Слайд 18Школы Древнего Китая
Экзамены
в школе - 2 раза в год;


после –1 раз в 3 года:
1- «ученая степень цветущего таланта»;
2-

признанный ученый

Принципы обучения

- учиться во-время, пресекая дурное;
- соблюдать последовательность в учении;
- учиться в коллективе, т.к. кто учится один, познания скудны, кругозор ограничен.
(по книге «Ли цзи» - О ритуале и обычаях, IV-I вв.до н.э.)

3-ученый, внесенный в списки;
4- член императорской Академии

Тесты

Школы Древнего КитаяЭкзамены в школе - 2 раза в год; после –1 раз в 3 года:1- «ученая

Слайд 19Школы Древнего Китая
Классические Книги китайской образованности

Книга песен (Ши цзин)

– сборник народной поэзии;
Книга истории (Шу цзин);
Книга порядка (Ли шу);
Книга

Весны и осени (Чунь цю) – руководство по этике;

Книга перемен (И цзин) – основы философии, представленные через 64 гексограммы гадания.

Школы Древнего КитаяКлассические Книги китайской образованности Книга песен (Ши цзин) – сборник народной поэзии;Книга истории (Шу цзин);Книга

Слайд 20Характерные черты воспитания и образования в государствах Древнего Востока

Цель:

подготовка к жизни в соответствии с социальной дифференциацией

общества.

Сочетание традиций патриархального семейного воспитания и ремесленного ученичества;
практическая ориентированность;
относительная самостоятельность школ;
обучение в школах, преимущественно, мальчиков;
престижность школы писцов;

Характерные черты воспитания и образования в государствах Древнего Востока Цель: подготовка к жизни в   соответствии

Слайд 21Характерные черты воспитания и образования в государствах Древнего Востока
синтез общего

и профессионального образования;
приобщение к религиозно- философским учениям;
методы и

приемы обучения и воспитания: устное сообщение знаний, повторение, упражнения, заучивание и комментирование текстов, беседы; пример старших, усвоение нравственно-религиозных постулатов, наказания.

Характерные черты воспитания и образования в государствах Древнего Востокасинтез общего и профессионального образования; приобщение к религиозно- философским

Слайд 22Характерные черты воспитания и образования в государствах Древнего Востока
синтез общего

и профессионального образования;
приобщение к религиозно- философским учениям;
методы и

приемы обучения и воспитания: устное сообщение знаний, повторение, упражнения, заучивание и комментирование текстов, беседы; пример старших, усвоение нравственно-религиозных постулатов, наказания.

Характерные черты воспитания и образования в государствах Древнего Востокасинтез общего и профессионального образования; приобщение к религиозно- философским

Слайд 23 3. Афинская и Спартанская системы школьного воспитания и

образования.
В 3 - 2 тыс. до н. э. в

Греции, на Крите и др. островах Эгейского моря возникла самобытная культура, со своей письменностью: от пиктографии и клинописи до слогового письма; заложена традиция письма - правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Древняя Греция

3. Афинская и Спартанская системы школьного воспитания и образования. В 3 - 2 тыс. до

Слайд 24Цели воспитания
Афины:
гармоничное формирование личности
Спарта:
подготовка воина,


Цели воспитанияАфины:гармоничное формирование личностиСпарта:подготовка воина,

Слайд 25Содержание воспитания
Афины
Спарта

Умственное :
грамота, приобщение к научному

и философскому знанию.
Физическое:
пятиборье, плавание, развитие

пластики тела.
Духовно- нравственное: пение, музыка, стихосложение, ритмика, приобщение к добродетелям.

Физическое : закалка, формирование привычки к лишениям, умения переносить боль.
Военно-гимнастическое : бег, прыжки, метание диска и копья, борьба, рукопашный бой, исполнение песен.
Нравственнее и политическое :
воспитание почтения и послушания взрослым и государству, дисциплинированности, развитие лаконичной речи.

Содержание воспитанияАфиныСпартаУмственное :    грамота, приобщение к научному и философскому знанию. Физическое:

Слайд 26Организация воспитания и обучения в Афинах
Школа грамматиста
эфебия
Школа кифариста
гимнасий
палестра
Семейное воспитание
До 7

лет
С 7 до 13 - 14 лет
18-20 лет





Организация воспитания и обучения  в АфинахШкола грамматистаэфебияШкола кифаристагимнасийпалестраСемейное воспитаниеДо 7 летС 7 до 13 - 14

Слайд 27Организация воспитания и обучения в Афинах
Методы, средства воспитания
Наставления, соревнование, пример,

беседы, приобщение к музыке, искусству, театру, играм, наказание.

Организация воспитания и обучения  в АфинахМетоды, средства воспитанияНаставления, соревнование, пример, беседы, приобщение к музыке, искусству, театру,

Слайд 28Организация воспитания и обучения в Спарте
Девочки
Мальчики (с 7 до

18 лет)
Семейное воспитание

(до 7 лет)

Физическое

Умственное

Государственные школы агеллы

эфебия


Организация воспитания и обучения  в СпартеДевочки Мальчики (с 7 до 18 лет)    Семейное

Слайд 294. Особенности воспитания и типы школ в Древнем Риме.
Древний

Рим
Значительная роль семьи и семейного воспитания.
Практический характер воспитания и обучения

.
Государственное школьное образование.
4. Особенности воспитания и типы  школ в Древнем Риме.Древний РимЗначительная роль семьи и семейного воспитания.Практический характер

Слайд 30Школьное образование в Риме
Основная школа (12-15 лет)- школа грамматики для

мальчиков - углубленное общее образование: греческий, латинский языки, история, география,

физика, астрономия.
Старшая школа (16-20 лет),
общеобразовательные
предметы, право, философия,
ораторское искусство
(школа ритора).

Начальная школа (7-12 лет)- школа литератора (чтение, письмо, счет)



Школьное образование в РимеОсновная школа (12-15 лет)- школа грамматики для мальчиков - углубленное общее образование: греческий, латинский

Слайд 31Воспитание и образование в Риме
Особое значение для

практики воспитания и образования имели труды Цицерона и Квинтилиана.

Цицерон (106-43

гг.до н.э.)
Воспитание и образование в Риме   Особое значение для практики воспитания и образования имели труды Цицерона

Слайд 32Воспитание и образование в Риме
Военную подготовку молодежь проходила в воинских

формированиях - легионах.

Воспитание и образование в РимеВоенную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.

Слайд 335. Система образования в Византии.

Характерные черты

Монополия светской власти императора

на образование.

Доминирующая роль греческой культуры (отражение в языке, деятельности школ, отношении к научному знанию, стремлении сохранить наследие античных авторов).
Высокий социальный статус образования; отсутствие ограничений на получение образования.

Византийская империя
(395-1453 гг.) - наследница эллино-римской культуры.

.

император Константином VII
(905-959).

5. Система образования в Византии.            Характерные

Слайд 345. Система образования в Византии
школы грамоты (элементарные школы),
государственные, церковные,

частные грамматические школы, предоставляющие повышенный уровень образования,
высшая школа Аудиториум

( Константинополь);
среди его выпускников - знаменитые просветители Кирилл и Мефодий, организовавшие в славянском мире школы «ученья книжного»).

Аудиториум 425 г.

Монастырские школы

Обучение в большинстве школ, за исключением дворцовых и монастырских, было платным.

5. Система образования в Византиишколы грамоты (элементарные школы), государственные, церковные, частные грамматические школы, предоставляющие повышенный уровень образования,

Слайд 356.Школа в Западной Европе в средние века.
V-X вв
раннее Средневековье



XI-XIV вв
развитое Средневековье

XV-XVI вв.
позднее Средневековье
Средние века - исторический

период в развитии Западной Европы от падения Римской империи до первых буржуазных революций







Наличие двух тенденций в воспитании и образовании – духовной и светской

6.Школа в Западной Европе в средние века. V-X ввраннее Средневековье XI-XIV ввразвитое Средневековье XV-XVI вв.позднее Средневековье Средние

Слайд 36Соборные
Монастырские
(внутренние)
Монастырские
(внешние)
Приходские
Средневековое духовное образование

Монастыри – средоточие церковной культуры
Кладезь мудрости

– монастырская библиотека.
Книги создавались в скрипториях при монастырях

СоборныеМонастырские(внутренние)Монастырские(внешние)ПриходскиеСредневековое духовное образование Монастыри – средоточие церковной культуры Кладезь мудрости – монастырская библиотека.Книги создавались в скрипториях при

Слайд 37Школа в Западной Европе в средние века
монастырские школы

Фома Аквинский

учился в монастырской школе
Школа в Западной Европе в средние

века

Обучение в церковных школах осуществлялось на латинском языке, было индивидуальным, допускало суровые наказания розгой, палкой.

Школа в Западной Европе в средние векамонастырские школы Фома Аквинский учился в монастырской школе Школа в Западной

Слайд 38Школа в Западной Европе в средние века


Содержание церковного

образования
«тривиум»;
арифметика, геометрия, астрономия, музыка
чтение, письмо, церковное пение
«квадриум».
Схоластика –вероучение

в форме научного знания

грамматика, риторика, диалектика

Базовый уровень
«семь свободных искусств»

Начальный уровень





Школа в Западной Европе в средние века  Содержание церковного образования «тривиум»; арифметика, геометрия, астрономия, музыка чтение,

Слайд 39Светское воспитание и образование
1

Рыцарская школа
(с7 лет до 21 года)

2
Городские школы-

(латинские или коллегии)

3
Городские школы счета (элементарные)
Латинские школы
Например, коллегии во

Франции, давали повышенное образование. До середины XV в. – для детей малоимущих слоёв населения. В дальнейшем – структура при университетах. Название одной из древнейших парижских коллегий – Сорбонны – перешло со временем на весь Парижский университет. Коллегии положили начало колледжам (Англия) и коллежам (Франция).

Светское воспитание и образование1Рыцарская школа(с7 лет до 21 года)2Городские школы- (латинские или коллегии)3Городские школы счета (элементарные) Латинские

Слайд 40Светское воспитание и образование
Программа рыцарского воспитания
«7свободных искусств»

охота, верховая езда, плавание,

фехтование, стрельба из лука, игра в шашки, стихосложение и песнопение

в
честь «прекрасной дамы».

Светское воспитание и образованиеПрограмма рыцарского воспитания«7свободных искусств»охота, верховая езда, плавание, фехтование, стрельба из лука, игра в шашки,

Слайд 41Светское воспитание и образование
Городские школы
Школы рождались из системы ученичества, цеховых

и гильдейских школ. Обучение в них проходило на родном языке,

имело практико-ориентированный характер и не исключало приобщения к религиозной нравственности.

К XI в. в связи с усилением роли городской культуры, ростом ремесленно-купеческих слоёв общества появляется потребность в светских городских школах.

Светское воспитание и образованиеГородские школыШколы рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ. Обучение в них проходило

Слайд 42Высшие школы – университеты (XII –XIII вв)
Первые университеты

Университет имел 4 факультета:
• артистический (подготовительный), изучались «семь свободных

искусств», степень бакалавра;
после 6-7 лет обучения защита работы на получение степени «магистра искусств»;
• богословский;
• медицинский;
• юридический.
Срок обучения - 6-7 лет,
степень доктора наук.

Болонский, Пармский и Моденский (Италия),
Парижский (Франция),
Оксфордский и Кембриджский (Англия),
Саламанкский (Испания)

Высшие школы – университеты (XII –XIII вв)Первые университеты   Университет имел 4 факультета:• артистический (подготовительный), изучались

Слайд 43Школы эпохи Возрождения
гуманистическая авторская школа - «Школа радости» Витторино да

Фельтре (1378-1446, Италия).
- публичная школа Эразма Роттердамского (Лондон);

Гимназия Иоганна Штурма

( 1538, Страсбург) – первое учебное заведение, созданное на базе латинской школы и ставшее эталоном европейской средней школы.

Иоган Гуттенберг изобретатель печатного станка

Школы эпохи Возрождениягуманистическая авторская школа - «Школа радости» Витторино да Фельтре (1378-1446, Италия).- публичная школа Эразма Роттердамского

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика