Слайд 1Развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников посредствам метода песочной терапии
Подготовили: Кох
Юлия Анатольевна (педагог-психолог),
Ковалева Анна Сергеевна (ПДО по ИЗО)
МБДОУ «Детский
сад комбинированного вида № 88»
Слайд 2Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого ребенок
учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и
людьми.
Игры на песке – это одна из форм естественной детской деятельности. Именно поэтому она находит применение в нашей работе, в условиях реализации ФГОС ДО.
Комплексное развитие личности ребенка происходит через игру т.е. ведущую детскую деятельность.
Игры с песком помогают развивать сенсомоторные навыки, снижают эмоциональное напряжение, повышают познавательную активность, и самое главное развивают социально-коммуникативные навыки.
Цель: разработать комплекс мероприятий игровой деятельности дошкольников, посредством метода песочной терапии, направленный на решение задач развития социально – коммуникативной деятельности.
Задачи:
1. Знакомство детей с техникой песочной терапии с целью поддержания эмоционального комфорта, снятия психофизического напряжения;
2. Укрепление навыков социальной коммуникации, расширение словарного запаса;
3. Развитие внутреннего «Я» ребенка, самостоятельности и уверенности в себе;
4. Формирование позитивного восприятия мира;
5. Развитие эмоциональной сферы;
6. Развитие познавательных процессов.
Слайд 3В результате изучения данной темы, нами был разработан комплекс мероприятий
из области песочной терапии, направленный на развитие социально - коммуникативных
навыков старших дошкольников:
1. Занятие с цветной манкой;
2. Занятия с кинетическим песком;
3. Занятие с использованием стола для рисования песком с подсветкой.
.
Слайд 41. Занятие с цветной манкой
Простые графические упражнения:
Прямые линии: дорожки, столбы,
заборчики, дождик;
Волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым;
Несложные сюжеты:
молния, радуга, высокие горы;
Элементы спирали: замкнутым детям (спираль раскручивать), а гиперактивным (скручивать);
Точки, разные по размеру: слива, луна, солнце, две точки рядом - цыплёнок, овал и круг - цапля.
Линии, передающие настроение: круговые движения пальцем, не отрывая от стола.
Пятна различные по плотности, составу и объёму.
Слайд 52. Занятия с кинетическим песком
«Колпак мой треугольный»
Играющие сидят в кругу,
все, начиная с педагога, произносят фразу: «Колпак мой треугольный, мой
треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети заменяют «колпак» жестом (двумя хлопками в ладоши). В следующий раз заменяются два слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами фразу. Можно усложнить игру нарастающим темпом.
Слайд 6Необыкновенные следы
Дети отгадывают животных через загадки, затем показывают их следы
на кинетическом песке: «идут медвежата» (кулачки и ладошки с силой
надавливают на кинетический песок); «прыгают зайчики» (кончики пальцев ударяют по поверхности песка); «ползут змейки» (волнистые движения указательным пальцем); «бегут жучки-паучки» (динамичные движения всеми пальцами)
Слайд 7Найди отличие
Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картину (домик,
цветочек, солнышко и др.) и показывает ее соседу. Затем сосед
отворачивается, а «художник» дополняет рисунок несколькими деталями. Ребенок должен заметить, что изменилось в композиции. Затем дети меняются местами.
Слайд 8Ласковые лапки
Педагог подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры (пробка, шишка,
формочка, кусочек меха и т.д.). Все это выкладывается на песок.
Все предметы делают следы (ходят по песку), а потом ребенку предлагается оголить руку по локоть; педагог объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Необходимо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке т.е. отгадать предмет.
Слайд 9Наши чувства
Детям предлагается с помощью кинетического песка выразить эмоции и
чувства, которые ребенок испытывает в настоящий момент. Данное упражнение выполняется
с опорой на карточки из серии «Страна Эмоций».
Слайд 103. Занятие с использованием стола для рисования песком с подсветкой
Приветствие,
упражнение «Нос к носу»
Дети двигаются под музыку по всему периметру
комнаты. По команде педагога, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды взрослого.
«Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.
Слайд 11«Здравствуй, песок!»
Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными
способами дотронуться до песка:
• поочередно пальцами одной, потом второй руки,
затем всеми пальцами одновременно;
• медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого/соседа, на свою ладонь.;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
Дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Слайд 12Песочные прятки
Предварительно педагог «прячет» в песке разные предметы (камушки, ракушки,
кристаллики, фигурки животных и т.д.) детям предлагается аккуратно кисточками раскопать
песочек и отыскать жителей Песочной страны.
Слайд 13Узоры на песке
Педагог показывает способы построения в песочнице разнообразных живых
и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров,
а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества, обыгрывая различными вспомогательными предметами (кубиками, деревьями, машинами и т.д.)
Слайд 15Литература:
Беликова Н. Н., Мойся М. К. Эмоциональное развитие старших дошкольников
в изобразительной деятельности. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 13-й
Всерос науч.-практ. конф. студентов и аспирантов — Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. — С.86–88.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 - 340 с.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. — СПб. — 1998.
Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.