Слайд 1
Развитие советской педагогики и школы в 1930-е гг
Слайд 2Крупные изменения в школьном образовании, произошедшие в 1930-х гг., были
связаны с принятием постановления «О начальной и средней школе» (1931).
В нем констатировались слабая подготовка учащихся и переход школы на предметные учебные программы, создавалась устойчивая система образования с преемственными ступенями, регулярным предметным обучением, четким режимом занятий.
Слайд 3Однако у советской школы в этот период был целый ряд
негативных аспектов: безальтернативность и чрезмерная унификация принципов, содержания и организации
учебного процесса, отказ от дифференциации в обучении. В конце 1930-х гг. в городах было введено всеобщее 7-летнее обучение, упразднялась система ОПУ, насаждался культ личности Сталина, упразднялось самоуправление.
Слайд 4Трагический пример отрицания достижений отечественной педагогики официальными властями демонстрировала судьба
педологии, которая была разгромлена постановлением «О педологических извращениях в системе
Наркомпросов» (1936). В сущности, этим постановлением был нанесен удар по науке и ученым, которые ставили своей целью уважение особенностей, интересов и способностей детей.
Слайд 5Одним из выдающихся отечественных педагогов, наследие которого вызывало и вызывает
неоднозначные оценки, был Антон Семенович Макаренко (1888–1935) – автор теории воспитания личности в
коллективе, которая была доминирующей в советской педагогике до 1980-х гг. В 1930-е гг. он руководил образцовыми воспитательными учреждениями «Трудовая колония имени А.М. Горького» и «Детская трудовая коммуна имени Ф.Э. Дзержинского», позднее вел активную просветительскую деятельность.
Слайд 6Основные свои идеи он изложил в художественно-педагогических произведениях «Педагогическая поэма»,
«Флаги на башнях», «Книга для родителей». На основе эмпирического опыта
воспитания в трудовых воспитательных учреждениях А.С. Макаренко создал педагогическую теорию воспитания личности в коллективе.
Слайд 7Постулируя идею воспитания в коллективе и через коллектив, педагог сформулировал
основные принципы воспитания. В соответствии с этими принципами коллектив есть
объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенными соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей; «через коллектив каждый его член входит в общество».
Слайд 8Подчеркивая значение самоуправления воспитанников как фактора решающего воспитательного воздействия на
детей, А.С. Макаренко делал акцент на роли традиций, обычаев, норм,
ценностей, стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе. Огромное внимание он уделял методике организации воспитательного процесса.
Слайд 9Главным фактором развития коллектива педагог считал его движение: коллектив всегда
должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели.
Слайд 10Этот процесс направляется педагогом, который разрабатывает систему перспективных линий, включающих
краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели деятельности.
Слайд 11Разработанная А.С. Макаренко методика параллельного воздействия заключалась в том, что
в ней одновременно реализовывались требования коллектива и педагога к личности
Слайд 12Теория воспитания личности в коллективе оказала большое влияние на организацию
воспитательного процесса в советской школе и до сегодняшнего времени является
одной из базовых теорий воспитания.