Разделы презентаций


Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Содержание

Связная речь – это речь, которая требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Слайд 2Связная речь – это речь, которая требует обязательного развития таких

качеств, как связность, целостность, которые тесно связаны между собой и

характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.

Диалогическая речь (диалог) – процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц.

Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе.

Связная речь – это речь, которая требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, которые тесно связаны

Слайд 3Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства,

при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к

звуковой и смысловой стороне.

I уровень

ОНР

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка.

Постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

В основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой

Слайд 4Обследование состояния связной речи детей с ОНР

Обследование состояния связной речи детей с ОНР

Слайд 5Обследование словарного запаса с помощью наглядного материала (применяют словарный минимум

в объеме 250-300 слов по пособиям Г.А. Каше и Т.Б.

Филичевой, О.Е. Грибовой, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, и др.)
Исследование связной речи с помощью серии заданий по картинкам (по терминологии Л.С. Цветковой)
Наблюдения за детьми в процессе различных видов деятельности (выявляют умение дать краткий развернутый ответ, задавать вопросы, рассказывать о своих действиях)
Изучение медико-педагогической документации, использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми
Обследование словарного запаса по Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста(серии картинок)
Обследование словарного запаса с помощью наглядного материала (применяют словарный минимум в объеме 250-300 слов по пособиям Г.А.

Слайд 6Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С.

Цветковой, 1985) Ребенку, поочередно предлагают серию картинок (5-6 картинок-действий). При

показе каждой картинки ребенку задается вопрос: «Скажи, что здесь нарисовано?»
Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985) Ребенку, поочередно предлагают серию картинок

Слайд 7Составление предложений по трем картинкам, связанным тематически Ребенку предлагают назвать

картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось

о всех трех предметах. Это задание направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.
Составление предложений по трем картинкам, связанным тематически Ребенку предлагают назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы

Слайд 8Пересказ текста (знакомой сказки или короткого текста). Для этого могут

быть использованы знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», короткие

реалистичные рассказы. Текст задания читается дважды; перед повторным прочтением дается установка на составление пересказа.

«Рыбалка»
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом – окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Пересказ текста (знакомой сказки или короткого текста). Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок»,

Слайд 9Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок (Н.Э. Радлов

Книга без слов) Такое задание используется для выявления возможностей детей

составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания картинок с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. Затем ребенок составляет рассказ самостоятельно или с помощью наводящих вопросов
Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок (Н.Э. Радлов Книга без слов) Такое задание используется для

Слайд 10Система формирования навыков и умений связной речи у детей с

системным недоразвитием речи

Система формирования навыков и умений связной речи у детей с системным недоразвитием речи

Слайд 11I РАЗДЕЛ. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения,

т.е. рассказа.
II РАЗДЕЛ. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с

правилами смысловой и языковой организации связной речи.
III РАЗДЕЛ. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.
IV РАЗДЕЛ. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

В.К. Воробьева выделила в системе развития связной речи четыре взаимосвязанных между собой раздела:

I РАЗДЕЛ. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.II РАЗДЕЛ. Формирование первоначального навыка связного

Слайд 12Развитие навыка связного говорения (1этап). Для активации содержательно-смысловой и языковой

сторон связного речевого сообщения могут быть использованы следующие приемы:
1. Игры

на восстановление порядка картин серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента.
2. Игры эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации. Игры такого плана способствуют развитию прогностических умений, так необходимых для развития навыков связной речи.
3. Игры на развитие замысла, побуждающие детей с тяжелыми нарушениями речи к придумыванию небольшого сюжета с последующим его оречевлением.
4. Игры в «семантические абсурды» (небылицы)
5. Ассоциативные словесные игры, такие игры направлены на актуализацию выбора слов из долговременной памяти и систематизацию имеющегося у ребенка лексикона.
6. Чтение как прием развития связной речи создает возможность развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказам и т.п.
Развитие навыка связного говорения (1этап). Для активации содержательно-смысловой и языковой сторон связного речевого сообщения могут быть использованы

Слайд 13Знакомство с правилами строения рассказа (II этап). Определяя приемы знакомства

с правилами строения рассказа, Н.И. Жинкин рекомендует на начальном этапе

обучения провести совместно с детьми анализ готового образца, т.е. показать им, как устроен рассказ. Этот прием и был выбран в качестве ведущего в процессе формирования представлений о правилах (т.е. закономерностях) смысловой и синтаксической сочетаемости отдельных предложений в единый, логически цельный и связный Рассказ. На этом этапе ставится задача формирования у детей не только представлений, но и определенного знания (компетенции) о вышеуказанных правилах соответственно естественному протеканию процесса создания связного сообщения от замысла к его реализации средствами языка.
Знакомство с правилами строения рассказа (II этап). Определяя приемы знакомства с правилами строения рассказа, Н.И. Жинкин рекомендует

Слайд 14Формирование навыков связной повествовательной речи (III этап) На этом этапе

используются рассказы, состоящие из простых предложений, причем их минимальная степень

распространенности обеспечивает возможность выделения тех элементов содержания, за счет которых и осуществляется их смысловая связь. Поэтому предварительная адаптация текстов должна заключаться в упрощении структуры предложений, в замене местоимений и синонимов соответствующими существительными. Предпочтительно, чтобы тексты, подобранные для первых занятий, посвященных знакомству с правилами строения рассказа, включали в себя минимальное количество предлогов.
Формирование навыков связной повествовательной речи (III этап) На этом этапе используются рассказы, состоящие из простых предложений, причем

Слайд 15Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика