Слайд 1Развитие теории и эмпирических исследований в рамках СЖ в США
и Западной Европе
Слайд 2Социология журналистики начала развиваться в ответ на возникшую социальную потребность
в объяснении места и роли журналистики как социального института.
В 30-е
годы XX века в США впервые начинают изучать аудиторию СМИ через эмпирические социологические исследования. Затем к этому направлению добавляются социологические исследования эффективности рекламы в СМИ.
В 1937 году проведен один из первых массовых социологических опросов во Франции. Начинает изучать свою аудиторию Британская радиовещательная корпорация Би-би-си.
Слайд 3В 1940 году П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и Э. Годэ
провели социологическое исследование влияния СМИ на результаты выборов президента. В
итоге появилось понятие «лидеры общественного мнения» и стала формироваться концепция «двухступенчатого потока коммуникаций» (информация, которая поступает сначала к более осведомленным лицам, а уже потом в массовую аудиторию). В дальнейшем эту концепцию развивали Э. Кац и У. Шрамм, дополнив ее понятием «многоступенчатого потока коммуникации».
Слайд 4Американский социолог Г. Лассуэлл изучает пропагандистские эффекты СМИ. В 1948
г. выходит работа Г. Лассуэлла «Структура и функция в обществе»,
которая направлена на объединение в систему разных концепций функционирования СМИ в обществе.
Фундаментальная работа Г. Лассуэлла - социолингвистическая модель коммуникации. Эта модель представлена следующими компонентами: кто сообщает, что именно, по каким каналам, кому и с каким эффектом.
Предложенная Лассуэллом модель высветила несколько важнейших аспектов деятельности СМИ, каждый из которых представляет собой отдельную область исследований:
· управление (регуляцию) процессами массовой коммуникации;
· содержание передаваемых масс-медиа сообщений;
· деятельность СМИ;
· аудитория СМИ;
· результаты воздействия СМИ.
Слайд 6Американский исследователь У. Шрамм в 1964 году публикует работу «СМИ
и национальное развитие». Он вводит в научный оборот понятие «человеческого
смысла» деятельности прессы, радио и телевидения. Шрамм рассматривает СМИ как инструмент для регулирования социальной температуры в обществе.
В коммуникационной модели У. Шрамма существует обратная связь. Автор не использует понятия «коммуникатор» и «адресат», он описывает действия участников коммуникационного процесса как одинаковые, симметричные.
Слайд 7Представлены практически те же самые функции: «кодирование» объединяет в себе
создание сообщения и его преобразование в передаваемый сигнал, «расшифровка» и
«интерпретация», в свою очередь, аналогичны восстановлению адресатом смыслового содержания сообщения из полученного сигнала.
Слайд 8Оппонентом Шрамму выступил ученый Дж. Меррилл, который работал над созданием
«философии журналистской автономии». Он рассматривает роль журналистики в общественном развитии
с точки зрения имеющегося в обществе конфликта и отношения к нему СМИ.
Теория коммуникационного действия немецкого философа и социолога Ю. Хабермаса, заключается в том, что критика социального знания может дать «социальным субъектам представление о действительном характере общественного устройства».
Слайд 9Программа исследований прессы М. Вебера — «Какие вещи рекламировать, а
какие нет? Какие случаи следует оглашать, а какие нет?».
4
основных методологических
вопроса английской СЖ:
Какие условия экономического господства создают рекламу?
Как печать получает свои материалы?
Каково положение информационных агентств и как они связаны друг с другом в международном масштабе?
Каково положение творческих журналистов в этой системе современной прессы?
Слайд 10Интерпретация и операционализация исследования телевизионной группы Би-би-си, 1966 г.:
владельцы СМИ
и вещательная политика в период избирательной кампании;
владельцы СМИ и
политические силы;
взаимоотношения владельцев СМИ и аудитории;
отношения владельцев СМИ к событиям избирательной кампании.
Слайд 11Дж. Тренемен один из создателей английской школы СЖ и СМК.
В его книге «Коммуникация и понимание» (1967г.) экспериментально сравниваются возможности
разных СМИ.
Тенденция в социологии второй половины XX века — обособление СЖ как определенной отрасли знания и уточнение ее предмета. Д. Макквейл рассматривает проблемы журналистики как социального института. Он изучает:
аудиторию СМИ и ее социально-экономические характеристики, интересы, позиции;
взаимоотношения журналистов с предпринимателями и с обществом в целом.
Слайд 12Оппонент Макквейла - английский социолог Джеймс Халлоран. Представляет «критическую школу»
в западных СЖ и СМК. Чертами этой школы являются откровенный
скептицизм по отношению к журналистике как социальному институту, стремление к формированию более гуманистически ориентированной системы СМИ. Представители «критической школы» считают, что журналистика и журналистское образование (особенно в США) стали частью большого бизнеса, все больше подчиняясь коммерческим соображениям.
В своих работах Халлоран
считает, что теория – это
практическая необходимость
и она должна опираться
на обширный эмпирический материал, а не на пустое теоретизирование.