Слайд 1Развитие воли у подростков
Иванова Екатерина Павловна
Группа: Д-102
Слайд 2Понятие «Воля»
Способность человека сознательно контролировать своё поведение, владеть собой, управлять
своими действиями, преодолевать трудности в достижений поставленных целей;
Сознательное стремление к
осуществлению чего-либо; упорство, настойчивость в достижении чего-либо.
Слайд 3Теоретические подходы к исследованию воли
Автогенетические теории рассматривают волю как нечто
специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт, Н.
Ах, И. Линдворский);
Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам неволевого характера - ассоциативным и интеллектуальным процессам (Г. Эббингауз, Э. Фромм, И. Гербарт, Э. Мёйман);
Слайд 4Теоретические подходы к исследованию воли
Теории автономной воли объясняют этот психический
феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все
теории автономной воли можно разделить на три группы:
Мотивационный подход;
Регуляционный подход;
Подход свободного выбора.
Слайд 5Теоретические подходы к исследованию воли
Мотивационный подход: представления о природе свободы
сводятся либо к начальному моменту мотивации действия, либо к признанию
свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичной ей способности к побуждению действий, в частности, к преодолению препятствий (Р. Декарт. Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо);
Регуляционный подход: представления о свободе воли как способности к сознательному умышленному преодолению препятствий (Л. Выготский и С. Рубинштейн);
Подход свободного выбора: соотношение волевых процессов с проблемой осуществления выбора, с ситуацией, в которой нередко оказывается любой человек (А. Шопенгауэр, У. Джемс, Б. Спиноза, И. Кант, В. Франкл).
Слайд 6Характеристики воли
Сознательная опосредованность;
Опосредованность внутренним интеллектуальным планом;
Взаимосвязь с мотивом «должен»;
Связь с
другими психическими процессами: вниманием, памятью, мышлением, эмоциями.
Слайд 7Виды волевых процессов
Простые: побуждение к действию переходит в действие, не
предваряемое сложным сознательным мыслительным процессом;
Сложные: между импульсом и действием находится
опосредующий действие сложный сознательный процесс.
Слайд 8Стадии сложного волевого процесса
Осознание цели и стремление к ее достижению;
Осознание
имеющихся возможностей для достижения целей;
Появление мотивов, которые утверждают или отрицают
возможности достижения поставленных целей;
Процесс борьбы мотивов и выбор наиболее осознанных и правильных по мнению человека;
Принятие одной из возможностей в качестве окончательного решения;
Осуществление принятого решения.
Слайд 9Волевое усилие
Форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего
дополнительные мотивы к действию по достижение цели.
Слайд 10Волевое усилие
Зависит от следующих факторов:
Мировоззрение личности;
Моральная устойчивость;
Наличие общественной значимости целей;
Установка
по отношению к действию;
Уровень самоорганизации личности.
Слайд 11Функции воли
Стимулирующая (побудительная) – обеспечивает начало того или иного действия
в целях преодоления возникающих препятствий;
Стабилизирующая – связанная с волевыми усилиями
по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
Тормозная – состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.
Слайд 12Волевые качества
Целеустремленность – способность человека осуществлять свои жизненные цели;
Самостоятельность –
умение совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации
и своих знаний, умений и навыков;
Решительность – умение своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь;
Настойчивость – умение добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению;
Слайд 13Волевые качества
Выдержка и Самообладание – умение владеть собой, своими действиями
и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать;
Дисциплинированность – осознанное подчинение
своего поведения определенным нормам и требованиям;
Мужество и Смелость – готовность и умение бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, готовность отстаивать свою жизненную позицию.
Слайд 14Условия воспитания воли
Формирование мировоззрения, развитие общественных чувств, воспитание чувства долга;
Овладение
уменьем хотеть и иметь желание, вытекающее из основных жизненных установок
человека;
Не принимать решений неисполнимых и не вооружаться намерениями, которые не будут осуществлены;
Развитие привычки оценивать свои действия, осознавать их последствия, смотреть на них со стороны;
Постоянная тренировка себя в преодолении внутренних и внешних препятствий, постоянное упражнение волевого усилия.
Слайд 15Формирование воли у подростков
Установление продуманного распорядка рабочего времени и времени
отдыха;
Участие в общей жизни своей группы, коллектива;
Самовоспитание.
Слайд 16Роль воли в жизни человека
Воля играет важнейшую роль в преодолении
жизненных трудностей, разрешении крупных и мелких проблем, в достижении жизненного
успеха.
Слайд 17Заключение
Воля – это способность человека преодолевать препятствия (как внешние, так
и внутренние) для достижения собственных целей.
К волевым качествам человека относятся:
целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание, дисциплинированность, мужество и смелость.
Для формирования воли у подростков необходимо: установление продуманного распорядка рабочего времени и времени отдыха; участие в общей жизни своей группы, коллектива; самовоспитание.
Воля играет важнейшую роль в преодолении жизненных трудностей, разрешении крупных и мелких проблем, в достижении жизненного успеха.
Слайд 18Список литературы
Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.:
Норинт, 1998.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, Питер, 2008.
Николаенко
В.М. Психология и педагогика: учебное пособие. – 2000г.
Радугин А.А. Психология и педагогика: учебное пособие. – М. 2002г.
Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекции: учебное пособие для студентов вузов. – М.: КДУ, 2008.