Разделы презентаций


Развитие зарубежной превентивной психологии

Содержание

Организация практической деятельности по предупреждению асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних предполагает, прежде всего, изучение причин и истоков преступности как социального явления, а также исследование природы отклоняющегося противоправного поведения. Основой для разработки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие зарубежной превентивной психологии
Презентацию подготовила: Беженарь София

Развитие зарубежной превентивной психологииПрезентацию подготовила: Беженарь София

Слайд 2Организация практической деятельности по предупреждению асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних

предполагает, прежде всего, изучение причин и истоков преступности как социального

явления, а также исследование природы отклоняющегося противоправного поведения. Основой для разработки программы комплекса профилактических мер являются исследования в самых различных отраслях знания: юриспруденции, криминологии, социологии" психологии, педагогике, медицине. Современному состоянию превентивной теории и практики предшествовал длительный исторический путь развития научного знания, объясняющего причины преступности и намечающего научно обоснованные подходы к решению данной острой социальной проблемы.

Организация практической деятельности по предупреждению асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних предполагает, прежде всего, изучение причин и истоков

Слайд 3Первоначально, в донаучный период, на заре человеческой цивилизации основным средством

борьбы с преступностью и предупреждения нарушений норм морали, права, социальных

запретов, табу, религиозных догм были жестокие публичные казни (сжигание, повешение, четвертование и т.д.). Страх жестокого наказания выступал как основной, но безуспешный метод предупреждения преступности.
Серьезные изменения в сложившейся системе уголовного наказания положила работа Г. Беккариа "О преступлениях и наказаниях" (1764), предисловие к французскому изданию которой написал Вальтер.

Первоначально, в донаучный период, на заре человеческой цивилизации основным средством борьбы с преступностью и предупреждения нарушений норм

Слайд 4Начиная с XVIII столетия в общественном сознании возникает заметный перелом

в сторону решительного осуждения публичных физических наказаний и казней. Особенно

горячее осуждение подобные методы борьбы с преступностью нашли у французских просветителей XVIII века Вольтера, Руссо, Дидро. Широкую известность в Европе получила активная, обличительная деятельность Вольтера, разоблачавшего жестокость и несправедливость феодального правосудия. Вольтер со свойственной ему горячностью и обостренным чувством справедливости берет на себя обязанность общественного защитника по делу Каласа. И публично, через печать, показывает поспешность и несправедливость совершившейся казни, посмертно реабилитирует публично четвертованного Каласа, обвиняемого якобы в убийстве своего сына.
Начиная с XVIII столетия в общественном сознании возникает заметный перелом в сторону решительного осуждения публичных физических наказаний

Слайд 5В XIX веке в странах Европы повсеместно происходит заметное смягчение

карательных мер, полный отказ от публичных казней и экзекуций. Однако

попытки прибегать к подобным мерам наказаний отмечаются в отдельных случаях вплоть до начала XX века. Так, русский психиатр И. А. Сикорский в 1905 году публикует гневную статью "Чувства, испытываемые зрителем при виде смертной казни", в которой описывает смертную казнь через повешение. Он пишет, что как бы ни тяжелы были прегрешения преступника, но вид казни, последних минут приговоренного, его прощанья с жизнью не может не вызвать у нормального человека ничего, кроме сострадания и сильнейшего душевного потрясения. Прогрессивно настроенные представители науки, общественные деятели уже в это время приходят к выводу о совершенно очевидной, абсолютной недопустимости подобных кровавых зрелищ для цивилизованного общества.
В XIX веке в странах Европы повсеместно происходит заметное смягчение карательных мер, полный отказ от публичных казней

Слайд 6В конце XIX века практически закончился первоначальный этап борьбы с

преступностью, когда основные меры сводились к тому, чтобы удержать человека

от преступления под страхом жесточайшего наказания, смертной казни, публичной физической экзекуции.
Одновременно с этим возникает новая тенденция в борьбе с таким социальным злом, как преступность. Развитие наук, в том числе наук о природе социальных, общественных явлений, порождает стремление разобраться в причинах преступности, дать научное обоснование деятельности социальных институтов, занимающихся ее предупреждением. Таким образом, уже в XIX веке начинает складываться новый подход к решению данной проблемы, основной сутью которого является стремление вскрыть причины преступного поведения и на их основе составить программу практической деятельности по борьбе с преступлениями и преступностью.

В конце XIX века практически закончился первоначальный этап борьбы с преступностью, когда основные меры сводились к тому,

Слайд 7В конце XIX века практически закончился первоначальный этап борьбы с

преступностью, когда основные меры сводились к тому, чтобы удержать человека

от преступления под страхом жесточайшего наказания, смертной казни, публичной физической экзекуции.
Одновременно с этим возникает новая тенденция в борьбе с таким социальным злом, как преступность. Развитие наук, в том числе наук о природе социальных, общественных явлений, порождает стремление разобраться в причинах преступности, дать научное обоснование деятельности социальных институтов, занимающихся ее предупреждением. Таким образом, уже в XIX веке начинает складываться новый подход к решению данной проблемы, основной сутью которого является стремление вскрыть причины преступного поведения и на их основе составить программу практической деятельности по борьбе с преступлениями и преступностью.

В конце XIX века практически закончился первоначальный этап борьбы с преступностью, когда основные меры сводились к тому,

Слайд 8Одна из первых научных попыток объяснить природу преступного поведения с

позиции биологизаторского подхода принадлежит итальянскому тюремному врачу Ч. Ломброзо, разработавшему

"антропологическую" теорию преступности. Проводя антропологические замеры среди преступников, содержащихся в тюрьме, Ч. Ломброзо пришел к выводу, что существуют четыре типа преступников:
врожденные преступники;
преступники по страсти;
случайные преступники;
душевнобольные преступники.

Одна из первых научных попыток объяснить природу преступного поведения с позиции биологизаторского подхода принадлежит итальянскому тюремному врачу

Слайд 9При этом "врожденные" преступники характеризуются определенными соматическими особенностями, строением черепа,

чертами лица, благодаря которым их можно своевременно распознавать и пожизненно

изолировать от общества, либо уничтожать. Таким образом, если следовать логике Ч. Ломброзо, то борьба с преступностью также должна опираться на насилие, казнь, тюремную изоляцию людей, классифицируемых как "врожденные" преступники.
При этом

Слайд 10Сторонниками "антропологической" теории преступности в США были Х. Шелдон, Э.

Кречмер, А. Хутон.
Современные биологизаторские криминологические теории, безусловно, далеко отошли от

наивных представлений о "врожденном" преступнике, которые характеризовали "антропологическую" теорию преступности Ч. Ломброзо. В этих теориях использованы достижения современных наук: генетики, психологии, психоанализа, нейрохирургии, психофармакологии. Так, в частности, одной из сенсаций 70-х годов было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера, согласно которому, хромосомные нарушения типа 47XYY, при нормальном наборе хромосом у мужчин 46XY, среди преступников встречаются в 36 раз чаще. А, стало быть, отсюда на повестку дня среди мер по борьбе с преступностью активно выдвигалась "генная инженерия".
Сторонниками

Слайд 11Окончательная оценка теории хромосомных аномалий была сделана на Международной конференции

во Франции в 1972 году, где, по единодушному мнению исследователей

разных стран, не было подтверждено статистически значимой зависимости между генными нарушениями и преступностью.
Таким образом, теория хромосомных аномалий, как и когда-то антропологическая теория преступности, при более тщательном изучении не нашла своего подтверждения и была подвергнута серьезно обоснованной критике.

Окончательная оценка теории хромосомных аномалий была сделана на Международной конференции во Франции в 1972 году, где, по

Слайд 12Особое место среди разнообразных теорий и концепций преступности занимают исследования

психоаналитической ориентации, основоположником которых является З. Фрейд. В работах его

послсдователей (А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, У. Шутц и др.) природа преступности и делинквентности рассматривается наряду с другими формами отклоняющегося поведения, такими как неврозы, психастении, состояния навязчивости, сексуальные расстройства, различные формы социальной дезадаптации. По мнению представителей психоаналитической ориентации, лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения и социальную девиацию, отличают чувство повышенной тревожности, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности. Поэтому психоаналитические работы, прежде всего, посвящены исследованию природы тревожности, агрессивности, стремления к разрушительным действиям. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая якобы служит первопричиной насильственных преступлений. 
Особое место среди разнообразных теорий и концепций преступности занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является З. Фрейд.

Слайд 13Агрессия - это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому

объекту или человеку, возникающее, по мнению представителей психоаналитической ориентации, в

результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные, врожденные неосознаваемые влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. В качестве таких неосознаваемых, подавляемых влечений 3. Фрейд рассматривал либидо, А. Адлер - стремление к власти, к самоутверждению, превосходству над другими" Э. Фромм - мазохистские влечения к смерти, страданию, К. Хорни - стремление к безопасности, гедонистические потребности комфорта, удовольствия, В. Шутц - потребность включения, поддержки и одобрения со стороны ближайшего окружении.
Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает базисные чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения.

Агрессия - это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникающее, по мнению представителей

Слайд 14В зарубежных социально-психологических теориях преступности значительное место отводится рассмотрению роли

"делинквентной субкультуры, в формировании девиантного поведения. Внимание к проблеме субкультуры,

то есть "культуры внутри культуры", было привлечено публикацией в 1955 году работы А. Коэна "Делинквентные дети: культура шайки". "Делинквентная субкультура", по мнению А. Коэна, сводится к выворачиванию наизнанку системы ценностей среднего класса, т.е. предполагает явное и полное отрицание стандартов среднего класса и принятие их крайней антитезы. Концепция "делинквентной субкультуры" получила развитие в работах Р. Клоуарда и Л. Оулина, которые выделили криминальную субкультуру (рэкет), "конфликтную" субкультуру (активные шайки) и субкультуру "ухода в себя" (наркотики). Криминализирующие функции субкультуры заключаются в сохранении и передаче традиций определенной социально-культурной делинквентной среды, которая способна противостоять социальным институтам, занимающимся воспитанием детей, и, прежде всего, семье и школе.
В зарубежных социально-психологических теориях преступности значительное место отводится рассмотрению роли

Слайд 15К способам усвоения делинквентного поведения ряд американских социальных психологов (С.

Беккер, У. Томас, Ф. Танненбаум) склонны относить стигматизацию, социальное клеймение,

когда "клеймо преступника", налагаемое официальными контрольными органами (полиция, суды) выступает "самореализующимся предсказанием", усвоенным индивидом статусом. К такого рода явлениям приводит чрезмерное правовое регламентирование, а также преждевременное отождествление подростков с "нарушителями порядка".
Рассмотренные концепции делинквентности, несомненно, представляют определенный интерес в раскрытии частных социально-психологических закономерностей усвоения делинквентной морали и возникновения асоциальных проявлений несовершеннолетних. Как частные социально-психологические механизмы, рассмотренные феномены могут проявляться и играть определенную негативную криминализирующую роль. Однако дать объяснения преступности в целом, как социального явления, такого рода социально-психологические концепции не в состоянии, поскольку не рассматривают основных социальных детерминант, влияющихкак на поведение отдельного индивида, так и на состояние человеческих сообществ.
К способам усвоения делинквентного поведения ряд американских социальных психологов (С. Беккер, У. Томас, Ф. Танненбаум) склонны относить

Слайд 16Для решения этого комплекса проблем социального управления, правового регулирования и

социально-психологической помощи необходима интеграция многих смежных отраслей знания, каждое из

которых имеет свой предмет, объект, область практического применения, и системная интеграция которых способна составить целостное научное обеспечение современной социальной политики и превентивной практики. Важная роль при этом, особенно когда речь идет о предупреждении отклонений и аномалий в социальном развитии детей и подростков, отводится психологии. Интегрировать отрасли психологического знания, способного объяснить природу и генезис отклоняющегося поведения в период взросления, а также дать научное обоснование комплексным профилактическим мерам призвана превентивная психология.
Для решения этого комплекса проблем социального управления, правового регулирования и социально-психологической помощи необходима интеграция многих смежных отраслей

Слайд 17Используемая литература
Беличева С.А. ОСНОВЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ М., 1994.

Используемая литератураБеличева С.А. ОСНОВЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ М., 1994.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика