Слайд 1«Разъясните методические требования к разработке инструментария оценки аккультурации»
Выполнил:
студент гр.
Пб-16-1-з
Сухенко М.И.
Слайд 2Существуют шесть важных требований к разработке инструментария оценки аккультурации [Sam,
Berry, 2006]:
Ясная и четкая формулировка исследовательских целей (что является наиболее
разумным для включения в инструментарий оценки аккультурации?) и выборов переменных, описывающих аккультурацию.
Выбор индикаторов аккультурации, например, знания, ценности, установки, поведение (что изучать?).
Выбор исследовательской методологии (как изучать?).
Выбор теоретической модели и измерительного метода (как оценить аккультурацию?).
Выбор областей жизни и ситуаций, которые будут отражены в пунктах опросника (какие области и ситуации оценивать?).
Правила формулировки пунктов опросника.
Слайд 31. Ясность исследовательских целей и переменных аккультурации
Является первым и основным шагом
в проектировании инструмента оценки аккультурации. К сожалению, это правило далеко
не всегда соблюдается. Аккультурация часто изучается в исследованиях по проблеме иммиграции без каких-либо предварительных гипотез, которые кладутся в основу инструментария.
После принятия решения, какой инструментарий оценки аккультурации будет наиболее подходящим для исследования, следующий шаг заключается в определении того, к каким переменным, описывающим аккультурацию, необходимо обратиться в исследовании. Что есть аккультурация в изучаемом контексте: условие чего-либо, модератор/медиатор или результат? Если исследователь не ответит для себя на данные вопросы, то интерпретация полученных результатов будет затруднена.
Слайд 42. Выбор индикаторов аккультурации
В качестве индикаторов аккультурации наиболее часто используются аккультурационные
ориентации. Они затрагивают различные аспекты аккультурации, например, знания, ценности, верования,
установки, идентичность и особенности поведения.
Этническая идентичность и аккультурационные установки часто используются как взаимозаменяемые параметры в исследованиях аккультурации. Аккультурационные установки связаны с готовностью реализовывать те или иные паттерны поведения в новой культуре, а этническая идентичность связана с субъективным чувством принадлежности к этнической группе.
Слайд 53. Методологии изучения аккультурации
После выбора аспектов аккультурации встает вопрос о выборе
способа исследования. При исследовании аккультурации используются различные исследовательские методологии, например,
наблюдение, изучение единичного случая, опросы, изучения рассказов, интервью и анализ информации, полученной от экспертов. Наиболее широко используется анкетный опрос (стандартизированный самоотчет). Поскольку самоотчеты имеют известные недостатки (например, социальная желательность), исследователи должны осуществлять оценку конвергентной и дивергентной валидности путем анализа других источников информации, полученных от респондентов, например, наблюдение, опрос и т. д. Кроме того, включая в опросник большое количество различных индикаторов аккультурации – установки, ценности, знания и др., – мы значительно увеличиваем возможности (и точность) исследования.
Слайд 64. Методы измерения
Следующий шаг в разработке инструмента для изучения аккультурации заключается
в принятии решения о том, как оценить различные стороны аккультурации.
У всех измерительных методов есть свои собственные преимущества и недостатки. Метод с одним измерением аккультрации имеет преимущество в том, что используется короткий инструмент, поэтому он позволяет дать простую интерпретацию оценок аккультурации, таких, например, как дистанцированность от культуры принимающего общества. Однако у этого метода есть значительные недостатки: если индивидуальные значения попадают на середину шкалы, то не будет никакого различия между теми, кто принимает обе культуры (интеграция) и не принимает ни одной (маргинализация).
Изучение взаимозависимости между признаками культуры исхода и принимающей культуры (метод с двумя измерениями) дает больше информации.
Слайд 75. Аккультурация в различных сферах жизни и ситуациях
В исследованиях рассматриваются различные
сферы жизни мигрантов, в которых проходит аккультурация. Наиболее часто оцениваемой
сферой является использование языка, и большинство опубликованных шкал аккультурации касается измерений и предпочтений при использовании языка.
Однако также исследователи разрабатывают шкалы, оценивающие поведение мигрантов в различных социальных ситуациях, например, в семье или с друзьями. Вопросы также затрагивают навыки, используемые в повседневной жизни: питание, музыка, стремление к сохранению культурных традиций и др.
Поэтому очень важно основывать выбор сферы жизни, в которой вы изучаете аккультурацию, в соответствии с целью исследования.
Слайд 86. Формулировка пунктов опросника
Последняя ступень в разработке инструмента для изучения аккультурации
– это выбор соответствующего пункта. Как правило, пункты шкал изучения
аккультурации направлены на получение стандартизированного самоотчета о поведенческих особенностях и установках мигранта. Респондента просят ответить в соответствии с пятибалльной шкалой Лайкерта* об относительной частоте проявления у него определенных поведенческих паттернов или оценить степень готовности действовать определенным образом в определенных ситуациях.
*Шкала Лайкерта – психометрическая шкала, которая часто используется в опросниках и анкетных исследованиях (разработана в 1932 году Ренсисом Лайкертом). Частый вариант использования шкалы — респондентов просят указать степень своего согласия или несогласия с заданным утверждением. Для этого задаются варианты ответов в диапазоне от минимума до максимума.