Слайд 1Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5
классе: проблемы и перспективы.
Камышная Светлана Викторовна
Семинар по теме: «ФГОС: актуальные вопросы введения» 2014- 2015 год
Слайд 2«Учить и воспитывать-
значит возвышать ум и характер,
значит вести к вершинам…»
Андре Моруа
В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему».
Сегодняшние дети – это будущий мир.
Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?»
Слайд 3Новые требования к уроку !
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые
люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать
решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса
Слайд 4«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило
его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный
педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому?
Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана спринципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ
Слайд 5Современный урок
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения
ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Слайд 6Современный урок
Мобилизация
(включить в деятельность)
целеполагание
(«вспомнить → узнать → научиться»)
Проблемная ситуация
(осознание недостаточности знаний)
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе)
взаимопроверка,
взаимоконтроль
рефлексия
Слайд 7Требования к современному уроку в условиях ФГОС
Хорошо организованный урок
в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее
окончание.
Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
Вывод делают сами учащиеся;
Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время сбережение и здоровьесбережение;
В центре внимания урока — дети;
Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
Умение демонстрировать методическое искусство учителя;
Планирование обратной связи;
Урок должен быть добрым
Слайд 8Мотивация ребёнка
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить
мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему,
что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Слайд 9Современный урок
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование
метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок.
При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов
Слайд 101–й шаг. Определение нового
Учитель четко определяет, какое новое знание должно
быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность,
понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..
2-й шаг. Конструирование проблемной ситуации.
Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.
Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.
Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением».
Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели.
Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
Слайд 112 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации
Проблемная ситуация на уроке
может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель,
учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.
Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.
Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением».
Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели.
Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
Слайд 123–й шаг. Планирование действий.
Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная
его часть- коммуникация.
На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.
При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло».
Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов.
Например:
выдвижение версий,
проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу,
составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации
Слайд 134–й шаг. Планирование решений.
Планируя решение проблемы, необходимо:
во- первых, сформулировать
свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия),
к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;
во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.
Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание.
Слайд 144–й шаг. Планирование решений.
В – третьих, необходимо спроектировать диалог по
поиску решения проблемы.
Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог.
Подводящий диалог
предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики.
Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества.
Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов.
В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы
Слайд 155 – й шаг. Планирование результата.
Сценарий урока предполагает, что учитель
должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть
ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
Слайд 166 – й шаг. Планирование заданий
Планирование заданий для применения нового
знания.
Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать
ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу
Слайд 17
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке,
направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть
ряд отличий:
Слайд 26В качестве примера. Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С.
Тургенева «Му- му», на уроке литературы в 5 классе создается
такой кластер
Герасим
портрет
Описание
коморки
Отношение
к дворовым
Отношение
с Татьяной
Отношение
к Му-му
Отношение
к барыне
Слайд 27Синквейн
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:
Герасим
добрый,
трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
Слайд 28Из каких этапов состоит проблемно- диалогический урок?
Создание проблемной ситуации учителем
и формулирование учебной проблемы учениками.
Выдвижение версий
Актуализация имеющихся знаний
Составление плана решения
проблемы
Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике
Слайд 29
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и
безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.
Учитель:
должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку,
учиться по – новому проводить урок,
учиться по – новому оценивать достижения обучающихся,
учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.
Учитель, его отношение к учебному процессу,
его творчество и профессионализм,
его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно- воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Слайд 30Проблемы обеспечения введения ФГОС начального общего образования
В части материально-технического обеспечения:
оснащение мультимедийным оборудованием все классы
недостаточное финансирования не
позволяет приобрести необходимые электронные учебные пособия для эффективной организации УВП в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС. В части информационно-методического обеспечения:
требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;
Слайд 31В части оценочной деятельности и диагностики:
влияние внешних оценок (оценочный
опыт, привнесенный из ДОУ; личный оценочный опыт родителей) мешает эффективному
введению самооценки в оценочную деятельность обучающихся при безотметочном обучении;
отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
Слайд 32
проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много
времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов
Слайд 33 Оценочная деятельность и диагностика: