Слайд 1Реализация государственной национальной политики в Российской Федерации: ключевые проблемы и
механизмы
Полунов Александр Юрьевич
Доктор исторических наук, профессор
Факультет государственного управления
МГУ имени
М.В. Ломоносова
polunov@spa.msu.ru
Слайд 2Государственная национальная политика на современном этапе: «возвращение этничности»
2012 – предвыборная
статья В.В. Путина «Россия: национальный вопрос»
Принятие Стратегии государственной национальной политики
на период до 2025 года (новая редакция – 2018 г.)
Слайд 3Создание Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ (ежегодные, как
правило – выездные заседания)
2015 – воссоздание федерального органа исполнительной власти,
отвечающего за регулирование этнонациональных отношений (Федеральное агентство по делам национальностей)
Слайд 4Предыстория современных этнонациональных процессов: формирование национальной политики России в 1990-е
гг.
Б.Н. Ельцин - выступление в Казани (август 1990 г.): «Берите
суверенитета столько, сколько сможете унести»
Март 1992 – подписание Федеративного договора
Заключение двухсторонних соглашений между центром и регионами
Слайд 5Большинство национально-территориальных образований – провозглашение себя суверенными государствами (автономные республики
и автономные области – на уровень республик)
Введение поста президента республики
Включение
в конституции республик положений, противоречивших федеральной конституции:
Приоритет республиканских законов над федеральными
Право проводить самостоятельную внешнюю политику
Право объявлять чрезвычайное положение на территории республики
Природные ресурсы на территории республики – собственность населения республики
Призывники должны проходить службу на территории республики
Слайд 6Изменение национальной политики и федеративных отношений в начале 2000-х гг.
Май
2000 – разделение России на 7 федеральных округов, введение должности
полномочного представителя Президента в федеральном округе
Пересмотр конституций и уставов регионов РФ
Август 2000 – реформа Совета Федерации: члены Совета – не главы исполнительной и законодательной власти регионов, а их представители
Слайд 72004 – отмена прямых выборов глав регионов (до 2012)
С 2010
– изменение наименования руководителя республики (вместо «президент» – «глава»)
2003-2008 –
ликвидация автономных округов (6 из 10)
Коми-Пермяцкий автономный округ – в Пермский край
Таймырский АО и Эвенкийский АО – в Красноярский край
Корякский АО – в Камчатский край
Усть-Ордынский Бурятский АО – в Иркутскую область
Агинский Бурятский АО – В Читинскую область (Забайкальский край)
2001 – ликвидация Министерства по делам федерации, национальностей и миграционной политики
Слайд 8Современная Россия: основные проблемы и тенденции в сфере национальной политики
Этнический
состав населения России
Перепись 1989 г. - 128 народов
Перепись 2002 г.
- 182 народа
Перепись 2010 г. - 193 народа
145 народов, 48 этнических групп
Из этих 145 народов, 80 – коренные народы России, 28 – народы стран ближнего зарубежья, 38 – народы дальнего зарубежья
Слайд 9Перепись 2010: из всех лиц, обозначивших свою национальность, русских -
81,2%
Доля в общей численности населения - 77,7%
Из 145 народов
большая часть (98) - этносы численностью не более 50 тыс. человек (малочисленные).
Свыше 1 млн. человек - 7 народов (русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне), из них 5 – коренные народы России, а 2 – народы ближнего зарубежья.
Не указали своей национальности в ходе переписи 2010 г. 5,6 млн. чел. (3,9%) (перепись 2002 г. - 1,5 млн. человек). В основном - Москва, Санкт-Петербург и Московской области.
Слайд 10Трудовая миграция на территорию современной России
Число первично поставленных на учет
мигрантов,
въехавших в РФ из стран
СНГ с целью «работа», 2018
г.
Узбекистан – 1,6 млн. чел.
Таджикистан – 0,8 млн. чел.
Киргизия – 0, 22 млн. чел.
Украина – 0, 26 млн. чел.
Молдова – 0, 15 млн. чел.
Армения – 0, 18 млн. чел.
Азербайджан – 0, 16 млн. чел.
Слайд 11Конфессиональная ситуация в современной России
Верующие – около 60% населения
Вера в
Бога – около 40% населения
Феномен «всеверия»
Нередко – восприятие религии через
обрядовую сторону (до 50% неверующих отмечают религиозные праздники, до 20% посещают храмы)
Слайд 12Степень сознательности религиозной веры:
Около 20% посещают храмы несколько раз в
год
«Часто молятся» – около 15%
Популярность традиционных праздников (русское население: Пасху
отмечают около 85%)
Православная культурная традиция - 100-110 млн. чел. (около 72% населения).
Исламская культурная традиция - 16,1 млн. чел. (около 11% населения)
Слайд 13Укрепление российской национальной идентичности
«Солидарность и повседневная лояльность, чувство принадлежности к
одному народу и признание государства своим» (академик В.А. Тишков)
Слайд 14Основы гражданской,
общенациональной идентичности
(по данным опроса Института
социологии РАН, 2018 г.):
Наличие
единого государства (66%),
Представления об общей территории (54%),
Объединяющая роль
государственного языка (49%),
Общее историческое прошлое (47%),
Культура, символы, праздники (32–37%),
Общие черты характера (8%).
Слайд 15Проблемы российского федерализма
Территориальная структура России:
22 республики
1 автономная область
4 автономных округа
58
краев, областей, городов федерального значения
Отдельно – 8 федеральных округов
6 (фактически
7) категорий местных административно-территориальных единиц
Всего 85 местных АТЕ (США – 50, Индия – 25, Канада - 10)
Слайд 16Различия в правах между республиками, с одной стороны, краями и
областями – с другой (ассиметричный федерализм)
«Титульная» национальность: большинство только в
8 республиках
Слайд 17Основные механизмы реализации государственной национальной политики
Материалы образовательных семинаров факультета государственного
управления МГУ имени М.В. Ломоносова
http://seminars.spa.msu.ru/download/
Слайд 18Законодательная власть в структуре управления национальной политикой
Специализированные комитеты и комиссии
органов законодательной
власти субъектов Российской Федерации:
Комиссия по делам общественных объединений
и религиозных организаций Московской городской думы
Комитет по делам Севера и коренных малочисленных народов Законодательного собрания Красноярского края
Комитет по государственному устройству и местному самоуправления Законодательного собрания Республики Карелия
Комитет по делам национальностей, общественных объединений и религиозных организаций Законодательного собрания Оренбургской области
Комитет по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Государственного совета Республики Татарстан
Комитет по межпарламентским связям, национальной и информационной политике и взаимодействию с общественными организациями Парламента Чеченской Республики
Комитет по региональной политике, законности и международному сотрудничеству Законодательного собрания Приморского края
Комитет по социальной политике Магаданской областной Думы
Слайд 19Исполнительная власть в структуре управления национальной политикой (региональный и муниципальный
уровни)
На уровне субъектов Российской Федерации вопросы реализации государственной национальной политики
отнесены к полномочиям типологически разных структурных подразделений органов исполнительной власти
министерства, комитеты или департаменты по национальной политике
управления или департаменты внутренней политики
подразделения по взаимодействию с общественными организациями и органами местного самоуправления
региональные органы образования и культуры
аппараты глав субъектов
Слайд 20Из практики субъектов Российской Федерации:
Департамент национальной политики и межрегиональных связей
города Москвы
Главное управления социальных коммуникаций (Отдел по взаимодействию с
национальными и религиозными объединениями) Московской области
Министерство национальной политики Удмуртской республики
Комитет по делам национальностей Тюменской области
Управление национальной политики при Департаменте внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа (Югра)
Управление национальной политики и общественных отношений Департамента внутренней политики; Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа
Управление по делам национальностей и коренных малочисленных народов Севера Министерства по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия)
Агентство по внутренней политике Камчатского края
Слайд 21Консультативно-совещательные органы
Цель - обеспечение взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций в
ходе реализации государственной национальной политики.
Типы консультативно - совещательных органов
• Совет при высшем должностном лице субъекта Российской (пример: Этноконфессиональный совет при губернаторе Астраханской области).
• Советы при органах исполнительной власти (пример: Совет по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Коми при министерстве национальной политики Республики Коми).
• Межведомственные комиссии и рабочие группы (пример: Межведомственная комиссия по вопросам межнациональных (межэтнических) отношений, укрепления гражданского единства, этнокультурного развития народов, населяющих Тамбовскую область, при главе администрации области).
• Общественная палата национальностей (пример: Палата национально-культурных автономий Гражданской ассамблеи Красноярского края).
Слайд 22Гражданские институты, участвующие в реализации национальной политики
Общественная палата РФ, общественные
палаты субъектов федерации
Национально-культурные автономии
Религиозные объединения
Ассоциации (Ассамблея народов России)
Медиа-ресурсы
Экспертные и аналитические
центры
Слайд 23Правовые основы государственной национальной политики
Нормативные правовые акты стратегического, доктринального и
концептуального характера
Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666
в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы»
Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом Российской Федерации 28.11.2014 № Пр-2753)
Нормативные правовые акты в отношении казачества, коренных малочисленных народов
Нормативные правовые акты, касающиеся культуры, молодежной политики
Слайд 24Нормативные правовые акты в конкретных областях правоприменения:
Федеральный закон от 17.06.1996
№ 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»
Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ
«О свободе совести и о религиозных объединениях»
Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
Слайд 25Документы программного характера:
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1532
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»
Распоряжение
Правительства Российской Федерации 28.12.2018 № 2985-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2019–2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
Программы, касающиеся развития культуры, федеративных отношений, развития Северного Кавказа, коренных малочисленных народов и др.