Слайд 1
Реализация метапредметного подхода
в деятельности
учителей начальной школы
Кирина Лариса Людбердовна
Слайд 2«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя».
Элберт Хаббарт.
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.
Слайд 3 Формирования учебно-познавательных компетенций:
1. Ребусы
2. Кроссворды (их составляют
дети или учитель)
3. «Анаграммы» Ругша, кбялоо, вкии, лисав – разгадайте
и найдите лишнее слово;
4. «Придумайте и нарисуйте символ»
(на любую тему)
5. «Вставьте пропущенную букву и число».
1 В 5 ? А 3 Д ?
Слайд 46 . «Найдите отличия». Чаще используем рисунки.
7. «Волшебные картинки»
.
Детям предлагаем дорисовать фигуры, чтобы получился интересный рисунок (3-5
минут), затем ответить на вопросы: «Кем будет(или чем будет) полученный предмет?»
8. «Умозаключения».
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля); Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода); Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);
Слайд 59. «Интеллектуальная разминка».
Сколько недель в месяце? Порядковый номер пятницы
в неделе? 10. «Задачи частично – поискового характера»: коза (коса
) вата (фата) сова (софа) дрова (дрофа) олива (олифа).
Замените одну букву так, чтобы получились новые слова.
11. «Языковые пропорции».
Чёрное – белое = огонь – … (вода). Добрый – злой = веселый -… (грустный).
12. « Продолжите числовые, буквенные ряды»
13. «Философские задачи»
Даём на листочках от 5- 10 слов.
Учащиеся придумывают слова, связанные с данными.
Слайд 6 Формирование информационных компетенций :
перечитывание текста с разными задачами:
оценка смысла всего текста по его названию,
поиск нужных частей
текста, нужных строчек;
задания: «Проверь по словарю », «Произноси правильно» ;
работа со словарем, направленная на поиск определенных словарных слов;
задание: «Ты прочитал в Словарике, что такое атмосфера? Влияет ли атмосфера на жизнь Земли? Дочитай текст. Выясни условия, необходимые для жизни на Земле.»
Слайд 7 Формирования коммуникативных компетенций:
На уроках русского языка:
разбор слов по составу;
выделение группы слов с одинаковыми
частями слова;
объяснение лексического значения слов;
Слайд 8На уроках литературного чтения
1. «Рассказ от первого лица».
2.
«Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали).
3. «Сказка в
заданном ключе» (сочинить новую сказку, введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и бычок, липкий бочок»).
4. «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).
5. Рассказ о сказочном герое по плану.
6. «Театр» упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (разговор двух героев произведения), викторины, ребусы, кроссворды, сочини стихотворение.
Слайд 9На уроках математики :
практические работы - математические игры;
задачки
в стихотворной форме;
чтение математических сказок;
математические загадки, ребусы;
Слайд 10На уроках окружающего мира:
Проведение виртуальных экскурсий по разным местам;
Составление
вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером,актером;
Слайд 11Метапредметные технологии:
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и
навыков.
Проект «Куклы»
Проект «Кадриль»
Проекты «Выходного дня»
Проект «Весёлый зоопарк»
Проект
«Живая Азбука»
Проект «Храмы».
Слайд 12Проект «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную»
Этапы работы над проектом:
Изучение
истории культуры России на уроках окружающего мира.
Изучение темы по
технологии
«Одежда и мода. Изготавливаем и одеваем куклу».
Слайд 13
Посещение «Русского музея», «Музея кукол».
Слайд 18 Таким образом, применение проектной деятельности в
учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя
умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству.