Слайд 2В.В.Стасов:
«Повсюду начинается новое художественное движение, покончившее и со старинным причесанным
классицизмом, и с более новым, но не менее ложным растрепанным
романтизмом и стремящееся к целям совершенно иным. Везде свежим духом повеяло, всюду искусство подняло руки и глаза к новым задачам и делам…»
Слайд 3Реализм: эволюция понятия
Понятие «реализм» (от лат.realis-вещественный) одно из наиболее трудных
для определения. Составьте собственную дефиницию этого понятия.
Реализм [фр. réalisme]. Направление в литературе и
искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах.
Реализм направление в литературе и искусстве 19 в., критически относившееся к изображаемой им действительности).
Реализм - метод правдивого изображения действительности в литературе и искусстве.
Реализм - ясное понимание и учет условий действительности при осуществлении чего-н.
Реализм – стремление к полному, глубокому,всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях.
Реализм - воспроизведение действительности такой, какая она есть, без прикрас.
Реализм – противостоит романтизму и символизму.
Термин «реализм» впервые употребил Ж.ШАНФЛЕРИ
ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ИСКУССТВА ПРОТИВОСТОЯЩЕГО РОМАНТИЗМУ И СИМВОЛИЗМУ.
Слайд 4Истинную дату рождения реализма связывают с творчеством франц.художника Гюстава Курбе
(1819-1877) Он в 1855 году в Париже открыл выставку «Павильон
реализма». Из 13 картин, представленных на суд жюри, было выбрано только 11. Две картины, имевшие принципиальное значение для художника, не вошли в выставку. Свое несогласие с требованиями официального искусства Курбе выразил в декларации: «Я просто хотел…быть в состоянии передавать нравы, облик моей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но также и человеком: одним словом, создавать живое искусство…»
Слайд 5Гюстав Курбе
«Мастерская художника»
Это гигантское полотно Курбе сделал центральным экспонатом своего
"Павильона реализма", устроенного им в противовес официальной экспозиции французской живописи
на Всемирной выставке 1855 года.
В центре композиции мы видим самого художника, пишущего пейзаж. За его работой наблюдают обнаженная натурщица и маленький мальчик. О фигурах, стоящих справа, Курбе говорил: "Это люди, разделяющие мои идеи; они достойны жизни". Среди них - Шамфлери, Брюйа, Прудон и Бодлер. Фигуры слева "достойны смерти; это страдание, нищета, роскошь, эксплуатируемые и эксплуататоры".
Слайд 6Дробильщики камней
Работа Гюстава Курбе повествует о глубокой нищете, какая только
может встретиться на пути за городом. Сам же художник рассказывал,
что возвращался из поездки, когда увидел этих двоих.
Первым, кто из персонажей бросается в глаза – это старик в широкополой шляпе. Занимаясь постройкой дороги, которая требует материала, он размельчает крупные булыжники в мелкие камни своим молотом. Из- под шляпы можно заметить, к чему приводит такая работа. Худые щеки, острый нос и нездоровый цвет кожи. Его ботинки имеют дыры, из которых выглядывают обнаженные пятки.
Размолотив очередной булыжник, старик отдает его остатки молодому рабочему – второму персонажу картины. Того ждет еще больший труд – донести корзину с камнями на строящуюся дорогу.
Слайд 7Искусство эпохи капитализма завершило собой целую эру в истории художественной
культуры человечества, эру господства классово-эксплуататорских отношений. В этом искусстве обнажили
и выявили себя все противоречия, все односторонности, присущие неравномерному прогрессу культуры в старом обществе. Вместе с тем именно в эпоху капитализма развитие демократической культуры в борьбе с реакционной культурой подняло реализм на новую историческую ступень, заложило предпосылки зарождения и первых проявлений культуры, вдохновляемой идеями социализма.