Слайд 1Самообразование воспитателя
Рябова К.
ДО-27
Слайд 2Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках —
саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического
совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.
Слайд 3Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит
перед собой следующие цели:
знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение
и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;
улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;
создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.
Слайд 4 Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе
решает ряд задач:
Определяет рациональность использования тех или иных педагогических технологий
в соответствии с возрастными особенностями детей. Например, в рамках развития изобразительных способностей ребят второй младшей группы использование индивидуальной формы работы будет неуместным, так как дети ещё слишком малы. А вот групповая работа малышей с родителями для создания поделок, рисунков уже вполне допустима.
Слайд 5Формулирует проблемы, с которыми сталкивается в работе с воспитанниками конкретной
возрастной категории. Например, в средней группе это может быть неодинаковый
уровень речевого развития. В том смысле, что некоторые дети уже чётко говорят полными предложениями с допустимыми для этого возраста отклонениями в звуковом ряду, в то время как другие малыши не только плохо формулируют свои мысли, но и имеют нарушения в работе артикуляционного аппарата, то есть дефектов у них много.
Слайд 6Знакомится с методическими наработками коллег, посещая занятия других педагогов, изучая
процесс и результаты работы через интернет, методические печатные издания.
Способствует расширению
границ познавательной, трудовой и игровой активности у подопечных (особенно через организованную совместно со взрослыми деятельность).
Слайд 7Принципы саморазвития
Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на
4 принципа:
Слайд 8Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем,
педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение
одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.
Слайд 9Взаимосвязь. Принцип, непосредственно связанный с первым. Например, рассматривая вопросы речевого
развития малышей 3–4 лет, воспитатель не сможет полноценно раскрыть тему
без учёта наработок по этой теме в предшествующем году, то есть в работе с малышами 2–3 лет. Поэтому довольно часто подобные вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».
Слайд 10Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в
детском саду. Например, в 2016 году ФГОС были рекомендованы темы,
связанные с инклюзивным образованием в ДОУ, хотя раньше эта тематика была прерогативой исключительно учителя-дефектолога. Так, если в группе есть дети с нарушениями в развитии, то вопрос самообразования может включать либо отдельные аспекты работы с такими малышами, либо быть полностью посвящённым практике вовлечения ребёнка-инвалида в учебно-воспитательный процесс, работе с семьями таких малышей и т. д.
Слайд 11Доступность. Этот принцип касается, во-первых, практической реализации проекта по самообразованию.
Проще говоря, если педагог рассматривает нетрадиционные техники рисования в первой
младшей группе, то изобразительная деятельность пальчиками будет вполне соответствовать уровню развития и восприятия ребят, в отличие от, например, создания картинок мыльными пузырями. А во-вторых, одной из форм отчётности по реализации программы самообразования является презентация опыта молодым коллегам.
Слайд 12Самообразование специалиста ДОУ имеет ключевое значение для профессионального становления, а
также важно для личностного роста педагога. Только имея представление о
перспективных методах и приёмах работы с детьми в той или иной образовательной области, можно успешно реализовать цели воспитания всесторонне развитой, здоровой и творческой личности ребёнка.