Слайд 1
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 39 компенсирующего
вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
РЕЧЕВАЯ
ГОТОВНОСТЬ
К ШКОЛЕ
М.О. Быватова – заведующий
В.В. Викторова – старший воспитатель
И.А. Лубнева – учитель-логопед
И.А. Панасенкова – учитель-логопед
Слайд 3Основная задача педагогов ДОУ
Профилактика
Дисграфии
Дислексии
Слайд 4Признаки неблагополучного развития речи
у ребенка:
- ребенок перенёс тяжёлые заболевания;
- ребёнок развивается с задержкой;
- у ребёнка есть неврологические
заболевания;
- ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит;
- когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, сделав вид, что не слышит вас;
- он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный ребенок») ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то, он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «скажи еще раз лучше» не реагирует;
- речь ребенка значительно отстаёт от уровня развития речи сверстников.
Слайд 5Речевая готовность к школе. Цель.
Все современные программы развития речи дошкольников
ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную
речь дошкольников.
Слайд 8Формирование правильного звукопроизношения
Слайд 9• умение выделять звук на фоне слова;
• слышать и выделять
первый и последний звук в слове;
• определять позицию звука в
слове (начало, середина, конец);
• определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
• называть слова с заданным звуком;
• уметь составлять слова из звуков;
• дети должны знать и правильно употреблять термины «звук» (гласный – согласный), «буква», «слог», «слово», «предложение».
Слайд 10- К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой
словарный запас (около 2000 слов).
- В своей речи он должен
активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.
- Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе,
не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Слайд 11Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно
употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме,
образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные
с существительными).
Слайд 12К 7 годам ребёнок должен уметь:
• пересказывать небольшие по объёму
рассказы и сказки
• составлять рассказ по картинке
• составлять рассказ по
серии картин
• отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание:
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
- на лексику (полнота и точность использования слов),
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Слайд 13Ребёнок должен быть:
- достаточно активен в общении,
- уметь слушать и
понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в
контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета.
Слайд 14Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи.
Кроме того в
первом классе ребёнок осваивает новый вид речевой деятельности - письмо.
Зрительно-моторная координация оказывает существенное влияние на каллиграфию.
До поступления в школу ребенок
должен уметь владеть некоторыми графическими умениями:
• обведение предмета по контуру;
• штриховка предмета внутри контура;
• копирование рисунка;
• дорисовывание фигуры.
Слайд 15Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка
к
школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и
речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Слайд 16Играйте дома с детьми в различные
речевые игры.
2. Убираясь на
кухне , в комнате, попросите ребенка
найти не меньше десяти
слов (названий предметов),
где первым был бы какой-то определенный звук.
3. Возвращаясь домой из детского сада, попросите,
чтобы он назвал предметы которые видит и составил
с ними предложения с определенным количеством
слов.
4. Придя с ребенком в магазин, взрослый может использовать время
покупок для плодотворной работы по развитию звукобуквенного
анализа: можно попросить найти на полке продукты с определенным
количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше
найдет таких слов.
5. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту не разговаривать,
не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время,
какие звуки, голоса….
Слайд 17Тесты на определение готовности
ребенка к школе
Слайд 18Любые игры и просто действия, даже самые простые, направленные на
развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание,
восприятие, полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются на подъеме, без принуждения. Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система.