Слайд 1Речевая культура библиотечного специалиста
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Владимирской области
«Владимирский областной колледж культуры и искусства»
Марина Игоревна Рассадина, кандидат
педагогических наук, преподаватель ГБПОУ ВО «ВОККИ»
Слайд 2
Риторика (с греч. – «ораторское искусство») – это искусство построения
и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом.
«Для каждого
интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».
(А.П. Чехов)
Слайд 3Возникновение риторики:
в V в. до н. э. в Элладе были
распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия;
верховным органом в таких
государствах было народное собрание, публично проходили и суды;
каждый гражданин мог выступить в качестве обвиняемого и защитника;
были приняты выступления на праздниках, юбилеях, поминках;
так красноречие стало необходимостью;
появляются платные учителя-софисты (греч. мудрец), обучавшие красноречию желающих и составлявшие для них речи;
по мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность.
Слайд 4Против софистов выступал древнегреческий философ и оратор Сократ (ок. 470-399
гг. до н. э.). Для Сократа истина выше человеческих суждений
и является мерой всех вещей. Он указывал, как должна быть построена речь: вступление, затем изложение, доказательства и выводы.
Эти мысли Сократа были развиты его учеником Платоном (ок. 427–347 гг. до н. э.) в работах «Софист», «Федр» и др.;
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) изложил свои мысли о красноречии в «Риторике», состоящей из 3-х книг. Он много внимания уделял стилю. Требования Аристотеля к стилю: ясность, доступность, изящество, благородство;
Плутарх составил жизнеописания великих ораторов древности;
Демосфен сделал себе специальное помещение, куда каждый день спускался укреплять голос и отрабатывать приёмы. Иногда он по три месяца не выходил оттуда. Для этого нарочно он выбривал полголовы. Невнятный шепелявый выговор Демосфен старался исправить, набрав в рот камешков, голос укреплял, разговаривая на бегу или поднимаясь в гору. Жесты отрабатывал перед большим зеркалом. Так он стал знаменитым оратором и доказал, что ораторами не рождаются, а становятся.
Слайд 5Первым автором русской риторики считается митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий
(ум. в 1626 г.);
в начале XVIII в. Феофаном Прокоповичем было
создано риторическое сочинение;
первый учебник на русском языке, написанный М.В. Ломоносовым, назывался «Краткое руководство к красноречию». Ломоносов определял риторику как науку о письменной и устной речи и выделял риторику, ораторию, поэзию;
известны интересные труды по риторике И.С. Рижского, Н.В. Кошанского, М.М. Сперанского и др.;
характерной особенностью русской риторики было деление на общую и частную. Общая изучает законы, присущие всем произведениям, частная занимается исследованиями особенностей каждого рода произведений.
Слайд 6В России известными ораторами разных лет были:
полководец А.В. Суворов;
юристы А.Ф.
Кони, Ф.Н. Плевако;
политик и реформатор П.А. Столыпин;
революционеры М.А. Бакунин, Л.Д.
Троцкий, В.И. Ленин, A.B. Луначарский;
поэт Владимир Маяковский;
выдающиеся учёные-ораторы – физик Л.Д. Ландау, историк В.О. Ключевский, физиолог И.М. Сеченов, ботаник К.А. Тимирязев и др.
Слайд 7Вновь интерес к ораторскому мастерству возрождается в 80-е годы двадцатого
столетия, когда многопартийная система, предпринимательская деятельность, необходимость выступлений в парламенте
привели к возникновению неориторики;
современная риторика опирается на психологию, философию, логику, этику, эстетику и другие науки;
это наука, которая учит рассуждать, логически мыслить, обобщать;
в зависимости от целевой установки выделяют следующие типы речи: развлекательную, информационную, убеждающую, призывающую, воодушевляющую;
как наука риторика исследует закономерности и правила речевого поведения. Как искусство она предполагает мастерство публичных выступлений и развитие ораторских способностей. Риторика как дисциплина учит воздействовать на слушателей посредством разумного и эффективного выражения мыслей.
Слайд 8Законы современной общей риторики :
закон гармонизирующего диалога. Он предполагает пробуждение
чувств и мыслей аудитории с помощью превращения монолога в диалог
всех участников;
ориентация и продвижение адресата – требуется, чтобы у слушателей возникло ощущение продвижения к цели вместе с оратором во время произнесения речи. Для этого важно употреблять слова, определяющие порядок событий, связывающие предложения и резюмирующие фразы;
эмоциональность речи – оратор должен переживать те ощущения, которые он пытается вызвать у слушателей, уметь передавать эмоции с помощью речи;
удовольствие – речь должна доставлять удовольствие аудитории, что достигается с помощью выразительности и богатства речи.
Слайд 9Средства выразительности речи:
называются тропами («троп» в переводе с греческого буквально
значит «поворот»);
троп – это образный оборот речи, созданный художником слова,
на основе переосмысления прямого значения слова и возникновения нового, переносного значения;
в основе тропа лежит сопоставление двух явлений, схожих между собой какими-либо сторонами или признаками;
автор, используя признаки одного явления, характеризует с их помощью другой предмет, стремясь пояснить его и в то же время создать о нём у читателя яркое, образное представление;
тропы в литературе – это система специальных языковых средств, которая используется для достижения образности и выразительности художественного произведения.
Слайд 10Приёмы риторики
Синекдоха – это приём, основанный на переносе названия общего
на частное и наоборот. Например: Германия избежала поражения в матче
с Австралией (имеется в виду не географическое положение, а встреча двух футбольных команд в игре – германской и австралийской). Синекдоха повышает эстетичность речи, придаёт ей глубокое содержание.
Сравнение – это один из главнейших приёмов ораторского искусства, используемый так часто, что многие даже не задумываются о нём как о какой-то особой фигуре речи. Этот приём позволяет представить абстрактное наглядно на знакомом примере («Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт»; «Мой дом — моя крепость»).
Слайд 11Метафора (с греческого – «перенос») – это употребление слов в
переносном значении на основе аналогии, сходства или сравнения. Предметы могут
быть похожи:
формой ( дуги бровей, лента дороги, луковки церквей, головка сыра, пузатый чайник);
расположением: голова (хвост) кометы, поезда; цепь озёр, крыло здания;
цветом (медь волос, коралловые губы, шоколадный загар, золотая листва);
размером, количеством: море слёз, туча комаров, крошка (о маленьком ребёнке);
степенью плотности: чугунные ладони, железные мускулы, стена дождя, кисея тумана;
степенью подвижности, быстроты реакции: юла, стрекоза (о подвижном ребёнке), быстрый ум, поезд ползет еле-еле;
звучанием: визг пилы, вой ветра, скрипучий голос, шёпот листьев;
степенью ценности: золотые слова, гвоздь программы, жемчужина поэзии, ноль без палочки;
функцией, ролью: брачные оковы, паутина лжи, погасить ссору, факел знаний;
характером производимого на наши чувства впечатления: ледяной взор, тёплая встреча, горячая любовь, сладкие речи, пробить стену непонимания.
Слайд 12Повтор – ещё один распространенный ораторский приём, широко используемый в
публичных выступлениях.
слушатель может отвлечься, и пропустить важную, возможно даже одну
из ключевых мыслей, без которой все остальные рассуждения оратора останутся не вполне понятными. Поэтому наиболее важные положения желательно так или иначе повторять;
повторение какой-либо мысли способствует её закреплению в сознании слушателей, позволяет при правильном использовании сделать речь оратора более убедительной;
повторы могут быть дословными, варьируемыми, расширенными и частичными;
чаще встречаются варьируемые повторы, когда сказанное ранее повторяется другими словами, а также расширенные – когда при повторении мысль развивается;
противоположность расширенного повтора – частичный повтор, или обобщение, позволяющие подытожить сказанное ранее.
Слайд 13Риторический вопрос:
это вопрос, ответ на который известен заранее или же
даётся самим спросившим:
* А судьи кто?
* Быть или не быть?
*
А был ли мальчик?
помимо риторического вопроса существует риторическое восклицание («В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов»!) и риторическое обращение («О, люди, порожденье крокодилово»!);
риторические обращения часто сочетаются с риторическими вопросами: «Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал?» (Н.В. Гоголь).
Слайд 14Аллегория – представляет собой выражение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Например, ягнёнок служит олицетворением кротости, муравей – трудолюбия, осёл –
упрямства и т.п. В риторике аллегория – это довольно сложный приём, требующий от оратора мастерства и хорошей подготовки.
Призыв – это весьма распространённый риторический приём, заключающийся в обращении к аудитории с воззванием к чему-либо. Призыв хорошо работает в том случае, если слушатели положительно относятся к личности оратора и его идеям, однако использовать такой приём слишком часто не рекомендуется (Давайте сделаем это вместе!).
Слайд 15Цитирование – поможет расположить к себе, растопить лёд недоверия малознакомой
аудитории. Высказывания известных людей и общественных деятелей автоматически воспринимаются как
достоверные, но цитат не должно быть слишком много.
Вставка – это приём, когда оратор делает небольшое замечание как бы «между прочим», вставляет фразу, делая аудиторию сопричастной тому, что он говорит. Например, выступающий говорит: «Проблема экологии на сегодняшний момент остаётся одной из самых актуальных». И будто вскользь замечает: «Не мне вам это говорить…» Вставка – это беспроигрышный метод привлечь внимание аудитории к обсуждаемой проблеме. Несмотря на простоту, приём требует от оратора определённой степени раскрепощённости и искушённости в искусстве устного и публичного выступления.
Слайд 16Перекрещивание (хиазм) – ораторский приём, заключающийся в перекрёстном изменении окончаний
двух параллельных фраз (Умейте любить искусство в себе, а не
себя в искусстве).
Антитеза – это противопоставление абсолютно разных явлений, процессов, понятий, противоположных по значению. Создаётся контраст, поражающий воображение слушателей. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень, не столь различны меж собой» (А.С. Пушкин).
Намёк. Этот приём используется тогда, когда в силу определённых обстоятельств оратор не хочет напрямую говорить о каком-то событии или явлении. В этом случае выступающий делает намёк на данное событие (Данная ситуация заставляет вспомнить ненасытную старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке»).
Слайд 17Цепь – ещё один интересный приём, заключается в том, что
оратор кидает фразу-сенсацию, вызывая у слушателя шок. Затем он выстраивает
логическую цепочку, в ходе которой проясняется смысл первой фразы. Всё встает на места, и публика облегченно вздыхает. В пример можно привести тост: «Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет…Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца… И чтобы твоя смерть была заслуженной!» Чем длиннее цепочка из слов, тем сильнее возрастает напряжение и интерес в зале.
Неожиданность – это парадоксальное заявление с последующей расшифровкой. Приём позволяет застать слушателя врасплох, встряхнуть аудиторию, произвести впечатление. Например, оратор заявляет: «Оптимист – это неудачник!», и добавляет затем «…который считает, что всё хорошо». Данный ораторский метод следует применять достаточно редко и к месту, чтобы не потерять эффект неожиданности.
Перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения
(автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов))
Слайд 18В библиотеке специфика речевого общения особенно ярко проявляется в индивидуальных
и массовых формах обслуживания читателей.
При этом необходимо ответить на
вопросы:
как заинтересовать слушателей?
как затронуть их профессиональные и личные интересы?
какие формы избрать, чтобы дать читателю максимальный объём знаний?
Слайд 19Подготовка к выступлению:
выбор темы и определение целевого и читательского назначения
мероприятия;
при подготовке к выступлению всегда полезно продумать приёмы построения речи,
составить конспект;
«Всякая речь должна быть составлена словно живое существо, у неё должно быть живое тело с головой и ногами, причём туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому» (Платон);
структура публичного выступления: вступление, главная часть и заключение.
Слайд 20Вступление
Во вступительном слове оратор готовит слушателей к восприятию и пониманию
темы. Как подчёркивал А. Ф. Кони, первые слова лектора должны
быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны привлечь, зацепить внимание). Подобных «крючков»-вступлений может быть много: примеры из жизни, какой-нибудь парадокс, странность. Вступление подводит слушателей к теме, обозначает цель беседы, дает необходимые пояснения. Здесь будет уместен и краткий обзор основных разделов темы.
Уверенное, энергичное начало, искренность тона, доброжелательность привлекают внимание аудитории, вызывают благожелательное отношение, убеждают в полезности присутствия на мероприятии.
Слайд 21Основная часть:
логическое изложение материала;
чёткая композиция, стройная цепь доказательств, убеждающее воздействие
сказанного;
научная подготовка выступающего;
эмоциональность, искренность, убедительность выступающего;
домашние «заготовки», умение реагировать на
нестандартные ситуации;
грамотная речь, правильное построение предложений.
Слайд 22Заключение:
подытоживает сказанное и ещё раз вносит в речь нужные пояснения,
создаёт настроение завершённости мероприятия;
специально для заключения приберегают самые убедительные и
действенные выводы;
уместны сравнение, аллегория, шутка, тонкий комплимент аудитории;
хорошо, если логически удастся связать начало и конец выступления;
заключение должно быть кратким и столь же энергичным, как начало;
в речи больше всего запоминаются два момента: яркое впечатление от первых слов оратора и заключительные слова.
Слайд 23Слагаемые успеха:
эмоциональность речи; искренние эмоции; не стоит волноваться без оснований,
приходить в отчаяние, плакать перед аудиторией, если на то нет
серьёзных причин, смеяться или смешить аудиторию, если не обладаешь чувством юмора;
не украшают речь и такие эмоциональные слова, как «безобразие!», «преступление!», «позор!» и другие;
облик библиотекаря (одежда, причёска, настроение и т.д.);
оформление аудитории и расстановка мебели;
зрительный контакт с аудиторией и её готовность вас слушать;
естественные жесты и мимика;
отработанная дикция и внятная речь;
выразительность и темп речи;
тембр голоса и интонации.
Слайд 24Послесловие…
Главная цель любого публичного выступления – это передача отношения оратора
к теме, его субъективная точка зрения. Донёс оратор свою точку
зрения до аудитории, сумел убедить – выступление состоялось. Не донёс, не заинтересовал темой – плохой оратор. Именно риторические приёмы помогают выступающему добиться убеждающего эффекта, создать образ, увлечь зал. И конечно, важной составляющей успеха выступления, является сила голоса оратора, его безупречная техника речи.
Слайд 25Спасибо за внимание!
Владимирский областной колледж культуры и искусства
600036, г.
Владимир, ул. Василисина, 22 Б
Телефон: 8 – 906 – 560
– 25 – 09
e-mail: mir@vokki.ru