Разделы презентаций


Презентация на тему Речевой этикет

Презентация на тему Речевой этикет из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 44 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-8 классов


Слайд 2
Текст слайда:

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”


этикет


Слайд 3
Текст слайда:

Что такое «речевой этикет»?


Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
« Толковый словарь русского речевого этикета»
Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.
«Толковый словарь русского речевого этикета»

Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.
«Русский язык. Энциклопедия»


Слайд 4
Текст слайда:

     Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.           


Слайд 5
Текст слайда:

Правила речевого этикета

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
     Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
     Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
     Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.


Слайд 6
Текст слайда:

Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.


Слайд 7
Текст слайда:

Из истории речевого этикета


Слайд 8
Текст слайда:

Рождение этикета

Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».

Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы...


Слайд 9
Текст слайда:

«Что надо сказать?» - с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.
«Безобычному человеку с людьми не жить», - гласит русская пословица.
Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.


Слайд 10
Текст слайда:

Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.


Слайд 11
Текст слайда:

Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям:

«Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне.
... При старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся...
... Не свирепствовать словом, не хулить в беседе...
...Не много смеяться, стыдиться старших...
...Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...»
 

Великий князь Киевский Владимир Мономах
(1053-1125)


Слайд 12
Текст слайда:

Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси.

В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».


Слайд 13
Текст слайда:

Домострой (полное название - Книга, называемая «Домострой»)

Это анонимный памятник русской литературы XV века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
Наиболее известен в редакции середины XVIв. на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.


Слайд 14
Текст слайда:

«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».


Слайд 15
Текст слайда:

Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы.


Без языка и колокол нем.
В добрый час молвить, в худой промолчать.
Говорить не устать, было бы что сказать.
Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает.
На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.


Слайд 16
Текст слайда:

Пословицы и поговорки об этикете

  Умный не говорит, невежда не дает говорить.
Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай.
Дед говорит про курицу, а бабка - про утку.
Вы слушайте, а мы будем молчать.
Глухой слушает, как немой речь говорит.
Все беды человека от его языка.
Корову ловят за рога, людей за язык.
Слово - стрела, выпустишь - не вернешь.
Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать.
Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.      


Слайд 17
Текст слайда:

Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе.

В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды старик взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь ,
Насмешишь ты целое царство».


Слайд 18
Текст слайда:

А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда:

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.


Слайд 19
Текст слайда:

Аналогичные примеры не только из литературы, но из жизни каждый вспомнит великое множество.
Но дело не в количестве примеров, а в том, что за ними стоит.
Меняются времена и нравы, но люди разных поколений, принадлежащие к разным социальным слоям общества, с неизменным вниманием относятся к речевому этикету, уважительному обхождению, доброму слову.


Слайд 20
Текст слайда:

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОБЛЕМУ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА АКТУАЛЬНОЙ СЕГОДНЯ?


Слайд 21
Текст слайда:

Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит.

Сленг, конечно, засоряет язык, но избавиться от него невозможно. Из него можно только вырасти. К 11 классу частота употребления сленга снижается. Ребята взрослеют, узнают больше, общаются с большим кругом людей, читают больше и для них на первый план выходит задача: достичь в жизни определенных высот, прежде всего, в профессиональном плане.
Значит, говорить надо по — русски. Чаще употребляют сленг учащиеся 8 классов, показывая, таким образом, свою взрослость и принадлежность к определенному кругу избранных.


Слайд 22
Текст слайда:

Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в школьный неформальный язык входит огромное количество компьютерных слов — терминов, спрятанных в сленговых словах.


Слайд 23
Текст слайда:

Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык?

«Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет — так гикнется, что копыта отбросит.»

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»


Слайд 24
Текст слайда:

МЕНЬШЕ ГОВОРИ, БОЛЬШЕ СЛУШАЙ  


Слайд 25
Текст слайда:

Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность — критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность.
Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.


Слайд 26
Текст слайда:

Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения.

1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.
2.Соблюдение субординации по возрасту.
3.Учёт ответной реакции собеседника.
4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение.
5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника.


Слайд 27
Текст слайда:

Знание этих правил может не привести к успешному общению.

Одной из причин называют злоупотребление категоричным словом «нет», которое, по мнению психологов, почти всегда вызывает негативные эмоции.


Слайд 28
Текст слайда:

Способы, которые помогают избежать негативного слова.

Чего не следует говорить

Меня не интересует ваше предложение
Я ничего об этом не знаю.
Я с вами не согласен, это совсем не так.
Сколько можно звонить! Я ещё не получил такой информации.
Сейчас я не хочу об этом говорить.
Вы неправильно сделали этот отчет.

Что следует говорить
В данный момент мы не рассматриваем подобные предложения, но мы обязательно свяжемся с вами позднее.
К сожалению, в данный момент я пока не располагаю этой информацией.
А как вы смотрите на другую точку зрения?
Возможно, имеет смысл немного подождать: информация будет получена позже.
Я предпочел бы обсудить этот вопрос в другое время.
Будет лучше, если вы посмотрите этот отчет ещё раз.


Слайд 29
Текст слайда:

Слово «нет» вызывает негативные эмоции, но существуют слова, вызывающие приятные эмоции, улыбку практически у любого человека...


Слайд 30
Текст слайда:

Тест «Умеете ли вы слушать?»

1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника?
2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость?
3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми?
4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?
5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом?
6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?
7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов?
9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?


Слайд 31
Текст слайда:

«почти всегда»-2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» -6 баллов «редко»-8 баллов «никогда»-10 баллов   55 баллов — вы слушатель «среднего уровня» 62 балла - «выше среднего уровня» более 62 баллов - «вы отлично умеете слушать людей»  

Поздравляем! Вы отлично умеете слушать людей, потому что вы - настоящие профессионалы!

Тест «Умеете ли вы слушать?»


Слайд 32
Текст слайда:

Давайте говорить друг другу комплименты!


Слайд 33
Текст слайда:

Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет!

Как вы хорошо выглядите!
Вы так прекрасны!
У вас замечательные глаза!
А вы такой интересный собеседник!
Вы так увлекательно рассказываете!
Вы прекрасный человек (ученик)!


Слайд 34
Текст слайда:

Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные.


Комплимент:

не должен быть двусмысленным;
должен быть «без гипербол», содержать лишь небольшое преувеличение качеств человека;
должен учитывать собственное мнение человека о себе, касаться тех качеств, которыми человек гордиться. Если же человек не стремиться совершенствовать какое-то качество, не надо касаться его в комплименте;
должен быть без дидактики, не надо учить в комплименте;
должен быть «без приправ» - «без ложки дёгтя».
 



Слайд 35
Текст слайда:

Позвони мне, позвони...


Слайд 36
Текст слайда:

Этикет разговора по телефону.

Частью общего речевого этикета является этикет телефонного разговора.
Многие учащиеся зачастую не продумывают, что и как сказать, а попусту тратят время на разговоры, которые можно обсудить при встрече.
Специалисты — психологи утверждают, что появилась современная болезнь - «телефономания», которая даже сокращает жизнь человека на 3-4 года.


Слайд 37
Текст слайда:

Мобильные телефоны.

Ими пользуются практически все.
Но использование сотовых телефонов во время управления автомобилем нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям, поэтому водителям необходимо самим соблюдать этические нормы поведения и не ждать, пока их заметит инспектор ГИБДД и оштрафует.
Звонок мобильного телефона можно услышать сегодня где угодно: на улице, в автобусе, на выставке... Очень часто телефоны звонят на спектаклях, ещё чаще — в кинотеатрах и в школе на уроке, что является недостатком воспитания их владельцев.


Слайд 38
Текст слайда:

Речевые формулы телефонного разговора

Почему обиделась мама?

Маша: « Алло, Катя, это ты?»
Мама: « Нет, это не Катя. А кто её спрашивает?»
Маша: « Да так, знакомая. А где Катя?»
Мама: « Её нет дома. Что ей передать?»
Маша: « Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла.»
Мама: « Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.»
 


Слайд 39
Текст слайда:

Обсуждение ошибок

Маша начала разговор с вопроса, не зная, кто взял трубку, стала общаться на «ты», а к телефону подошёл взрослый человек, к которому следует обращаться на «вы».
После того, как Машу попросили представиться, она не назвала своего имени.
Маша эмоционально и бесцеремонно начала высказываться по поводу отсутствия Кати.
Если у Маши было срочное дело, то ей нужно было коротко передать просьбу через маму.
Если у Маши дело было не срочное, она должна была сказать, что она обязательно перезвонит.
 


Слайд 40
Текст слайда:

Работа над ошибками

Мама: «Алло. Слушаю вас.»
Маша: «Здравствуйте, вас беспокоит Катина одноклассница, Маша.»
Мама: «Здравствуйте, я вас слушаю.»
Маша: «Можно пригласить вашу дочь к телефону?»
Мама: «К сожалению, её сейчас нет дома. Что ей передать?»
Маша: «Не беспокойтесь, срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Скажите, в какое время мне удобнее позвонить, чтобы застать её дома?»
Мама: «Позвоните часа через два. Я передам ей, что вы звонили.»
Маша: «Спасибо. Я обязательно перезвоню.»
 


Слайд 41
Текст слайда:

Правила разговора по телефону

Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой.
Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов ( кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать).
Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил.
Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.


Слайд 42
Текст слайда:

Правила разговора по телефону

Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу.
На работе говорите по телефону коротко.
Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут.
Окончить разговор должен тот человек, который позвонил.
Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика.
По правилам русского речевого этикета абонент, которому звонят, может себя не называть.
Не забывайте, что особенно полезны при телефонных разговорах три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи: «извините», «пожалуйста», «спасибо».
И последнее. Даже если вы обижены или разгневаны, воздержитесь от криков и угроз по телефону. Ведите себя корректно!!!



Слайд 43
Текст слайда:

САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС ) НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ.


Слайд 44
Текст слайда:

спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика