Слайд 1
Речевые игры как средство развития
творческого потенциала
младших школьников
Мастер -
класс
Учитель – логопед
МБОУ «Гимназия №18»
Закирова Н.С.
Слайд 2Творчество – это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать
о деле иначе и делать его лучше.
Слайд 3Развитие творческих способностей
Развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо
натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
Систематическое создание
ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
Организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Слайд 4Цель логопедической работы:
развитие речевых творческих способностей ребёнка,
подразумевающего развитие воображения
и гибкого, нестандартного мышления.
Задачи развития речевого творчества
Развитие творческого
воображения, образного мышления.
Повышение умственной и речевой активности.
Формирование навыков и умений связного речевого высказывания.
Развитие способности анализировать свои высказывания.
Применение методов организации творческой деятельности
Слайд 5Цель мастер – класса
показать возможности использования речевых игр
для
развития творческого потенциала
младших школьников с нарушениями речи
на разных
этапах коррекционной работы.
Творческие речевые игры:
игры с буквами
игры со словами
игры с предложением
игры со связным текстом
Слайд 6Цель и задачи:
закрепление знания о буквах,
развитие звукобуквенного
и слогового анализа и синтеза,
развитие навыка чтения,
расширение словарного
запаса,
развитие сосредоточенности, усидчивости, наблюдательности, логического мышления, творческого воображения.
1. Игры с буквами.
Слайд 7Игра : «Расшифруй - зашифруй»
О
л
А
коро
Слайд 8Работа с ребусами
Спрячь слова в букву А
корова
тыква
ваза
Спрячь слова в букву
О:
вол, вот, воз,
вор, ворона,
Володя
Зашифруй имена
Ваня
Валя
Наташа
Света
Слайд 9Цели и задачи:
обогатить словарный запас учащихся,
научить чувствовать красоту
и
звучность родного слова,
развивать творческое воображение,
логическое мышление,
коммуникативные качества.
2. Игры со словами.
Слайд 10Игра: Добавь буквы
Инструменты
ПЛ
МЛТК
РБНК
ТПР
Продукты питания
СХР
МЛК
ХЛБ
МС
Посуда
СТКН
КСТРЛ
СКВРД
ТРЛК
СЕМЬЯ
ФРУКТЫ
ОВОЩИ
Зашифруй слова
ЯГОДЫ
Дикие животные
Домашние животные
Слайд 11игры со словами
Игра «Телеграмма»
С
У
М
К
А
Сегодня
убежал
медведь!
Караул!
Администрация.
Тема: «Школа.» Автоматизация
шипящих
Ш
К
О
Л
А
РУЧКА
УЧЕНИК
УЧЕБНИК
ПЕНАЛ
Слайд 12 Цель и задачи:
научить строить логически завершенное предложение;
развивать
ассоциативное и образное мышление,
внимание,
память,
творческое воображение,
стремление сочинять,
фантазировать, мечтать,
формировать навык разговорной речи.
3. Игры с предложениями
Слайд 13Упражнения с предложениями
составление предложений на заданную тему с использованием
заданных слов (по теме сочинения, рассказа);
составление предложений заданного типа
по схемам-моделям;
распространение предложений, перестройка их структуры;
свободное составление предложений, фраз;
интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;
редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.
Слайд 14Игра «Общее предложение»
“В красивом …”
“На школьном …”
“Морозным …”
Слайд 15Речевые игры для развития связной устной речи
младших школьников.
Цель. Формирование связной
устной речи младших школьников.
Задачи:
образовательные. Совершенствовать умение связно, логически правильно,
точно строить речевое высказывание.
развивающие. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления, коммуникативных УУД. Активизация речевого словаря.
воспитательные. Умение работать в группе, слышать друг друга, вести диалог.
Слайд 16Игра : «Хорошо или плохо»
Одна группа ищет у предмета достоинства
(что хорошо),
а другая - недостатки (что плохо).
Слайд 17Игра : “Что было бы, если…”
Примеры ситуаций:
- вдруг на
Земле исчезнут – все пуговицы, – все учебники…
у меня был(а):
живая вода, цветик – семицветик
– дельфины могли разговаривать?
– у мальчишек не было карманов?
– исчезли все кнопки?
– люди перестали разговаривать?
– не было ручек и карандашей?
– дневник умел разговаривать?
– сбежали все учебники?
– каникулы длились 9 месяцев в году?
– футбольный мяч научился говорить?
– боксерские перчатки сделали из шоколада?
Слайд 18Применение ТРИЗовских приемов
для развития связной речи
с использованием сказочных
героев и сюжетов.
«Новое свойство»
«Сказки “наизнанку»
«Изменение сказочной развязки»
«Рассказчик-обманщик»
«Анализ
ситуаций и ресурсов»
«Фантастический анализ сказочных персонажей»
«Событийная цепочка»
«Эмпатийное повествование»
«Ролевые диалоги»
“Салат из сказок”
Слайд 19Диалоги животных и растений
Диалоги неодушевлённых (оживших) предметов.
Слайд 20Сегодня
я
узнала…
Я
приобрела…
Я
поняла, что…
Занятие
дало мне
для жизни…
Было
трудно…
Я
попробую…
У меня
получилось …
Теперь
я могу…
Было
интересно….