Слайд 1Референдум
в российской Федерации
-Конституционное право России
Слайд 2Понятие референдума. Вопросы, выносимые на референдум.
Инициатива проведения референдума
Назначение референдума
Порядок
проведения референдума
Вопросы:
Слайд 3Вопрос 1.
Понятие референдума. Вопросы, выносимые на референдум.
Слайд 4Референдум –
это всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и другим
вопросам общественного и государственного значения
(лат. referendum – то, что
должно быть сообщено)
Слайд 5Правовое регулирование референдума
Конституция Российской Федерации
Федеральный конституционный закон от 28 июня
2004 г. № 5 «О референдуме Российской Федерации»
Федеральные законы
«Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и др.
конституции (уставы) и законы субъектов РФ
(о референдумах субъектов и о местных референдумах)
Слайд 6Право на участие в референдуме принадлежит:
Гражданам РФ, достигшим 18 лет
–
проживающим на территории РФ
– проживающим или находящимся в период проведения
референдума за пределами РФ
Право на участие в местном референдуме может принадлежать иностранным гражданам, постоянно проживающим на соответствующей территории
Слайд 7Вопросы референдума
«Формула референдума» –вопрос (вопросы), выносимые на референдум.
Вопрос должен быть
сформулирован так, чтобы:
исключалась возможность его множественного толкования
на него можно было
дать только однозначный ответ
исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения
Слайд 8Вопросы общероссийского референдума
проект новой Конституции РФ
проект нормативного акта или вопрос,
обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ
иные вопросы
государственного значения, отнесенные Конституцией к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ
Слайд 9На общероссийский референдум не могут выноситься вопросы:
об изменении статуса субъекта
(субъектов) РФ, закрепленного Конституцией
о досрочном прекращении или продлении срока
полномочий Президента, Государственной Думы
об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ
Слайд 10На общероссийский референдум не могут выноситься вопросы:
о персональном составе федеральных
государственных органов
об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока
полномочий органов и должностных лиц, образованных (назначенных) в соответствии с международным договором РФ
о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения
отнесенные Конституцией, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти
Слайд 11Вопросы референдума субъектов РФ и местного референдума
На референдум субъекта РФ
могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ
или в совместном ведении РФ и субъектов РФ, если такие вопросы не урегулированы Конституцией и законом
На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения
Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта РФ и на местный референдум
Слайд 12
Вопрос 2.
Инициатива проведения референдума
Слайд 13Инициатива проведения общероссийского референдума принадлежит:
не менее чем двум миллионам граждан
РФ
Конституционному Собранию – при принятии новой Конституции РФ
федеральным органам государственной
власти – в случаях, предусмотренных международным договором и законом
Слайд 14
Вопрос 3.
Назначение референдума
Слайд 15Назначение:
Референдум назначает Президент РФ. Не позднее чем через 10 дней
со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент
РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.
Слайд 16Вопрос 4.
Порядок проведения референдума
Слайд 17Стадии проведения референдума
Создание и регистрация инициативной группы
Сбор подписей в поддержку
референдума
Назначение референдума
Агитация по вопросам референдума
Голосование
Определение и опубликование результатов референдума
Слайд 18Референдум в зарубежных странах
В отличие от выборов, которые имеют по
существу универсальный характер, референдум предусмотрен не во всех странах. К
тому же сфера его применения в разных странах различна, а масштабы соответствующей практики зависят от политической традиции. Например, в Бельгии, Люксембурге, Нидерландах институт референдума вообще не существует, а в Канаде, США и ФРГ референдум возможен лишь на уровне субъектов федерации и (или) на местном уровне.
В начале XIX ст. во Франции были проведены голосования избирателей по месту проживания относительно статусов Наполеона Бонапарта (в 1802 г. - пожизненного консула, в 1804 г. -императора). Такие голосования, как и проведенные ранее, имели форму подписи в списке избирателей, то есть проводились открыто. Именно эти голосования впервые в новые исторические времена получили название плебисцита.
Референдум приобрел характер ординарного способа принятия или утверждения основного закона. В Европе непосредственно на референдуме приняты действующие конституции Азербайджана. Албании. Андорры, Армении, Ирландии, Литвы. России. Турции, Франции. Швейцарии и Эстонии. Таким же способом приняты или полностью ревизованы основные законы в большинстве постсоветских стран.
Применение референдума как способа принятия или утверждения новой конституции или внесения изменений в действующую нередко имеет характер политико-правовой традиции. Чаще всего конституционные референдумы проводились в США и Швейцарии.
Консультативным может быть даже конституционный референдум. В частности, в отдельных штатах США предусмотрен периодический (с интервалом до двадцати лет) опрос граждан по вопросу необходимости пересмотра основного закона
Характер решений, принятых на референдуме, в отдельных случаях зависит от количества участников соответствующего голосования. Так в Восточном Тиморе, Польше и Португалии результат референдума является юридически обязательным только когда в голосовании приняли участие больше половины тех, кто имеет право голоса. Иначе такое голосование трактуют как совещательный опрос.