Слайд 2История вопроса
До XIX века загрязнение атмосферы не было экологической проблемой,
т.к. единственным источником загрязнения было употребление огня, а его последствия
были незначительны.
Но за последние сто лет развитие промышленности "одарило« нас такими производственными процессами, последствия которых вначале человек еще не мог себе представить. Возникли города-миллионники, рост которых остановить нельзя. Все это результат великих изобретений и завоеваний человека.
Слайд 3Проблема загрязнения атмосферы распространена по всему земному шару, но наиболее
масштабна она в районах большого сосредоточения крупных городов и промышленных
районов.
К примеру по выбросу углерода в атмосферу лидируют США (1220 млн. т), Россия (800 млн. т) и Китай (600 млн. т).
АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ – природная смесь газов приземного слоя атмосферы за пределами жилых, производственных и иных помещений, сложившаяся в ходе эволюции Земли.
Толщина атмосферы около 1 тыс. км, масса около 5*1015 т.
Слайд 4Основные источники загрязнения атмосферы
Слайд 6Аэрозольное загрязнение атмосферы
Аэрозоли - это твердые или жидкие частицы, находящиеся
во взвешенном состоянии в воздухе. Твердые компоненты аэрозолей в ряде
случаев особенно опасны для организмов, а у людей вызывают специфические заболевания.
В атмосфере аэрозольные загрязнения воспринимаются в виде дыма, тумана, мглы или дымки.
Значительная часть аэрозолей образуется в атмосфере при взаимодействии твердых и жидких частиц между собой или с водяным паром. Средний размер аэрозольных частиц составляет 11-51 мкм. В атмосферу Земли ежегодно поступает около 11 км3 пылевидных частиц искусственного происхождения. Большое количество пылевых частиц образуется также в ходе производственной деятельности людей.
Слайд 7ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС ВЫБРОСА ПЫЛИ, МЛН.Т/ГОД
Слайд 8Загрязнение атмосферы подвижными источниками
В последние десятилетия в связи с быстрым
развитием автотранспорта и авиации существенно увеличилась доля выбросов, поступающих
в атмосферу от подвижных источников: грузовых и легковых автомобилей, тракторов, тепловозов и самолетов.
Слайд 9ДОЛЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ
Слайд 10АВТОТРАНСПОРТ
Основной источник загрязнения атмосферы – автотранспорт.
Автомобили выделяют в основном
оксид углерода, углеводороды и оксиды азота.
Наибольшее количество загрязняющих веществ
выбрасывается при разгоне автомобиля, особенно при быстром, а также при движении с малой скоростью. Относительная доля углеводородов и оксида углерода наиболее высока при торможении и на холостом ходу, доля оксидов азота - при разгоне. Из этих данных следует, что автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью.
Слайд 11САМОЛЕТЫ
Хотя суммарный выброс загрязняющих веществ двигателями самолетов сравнительно невелик, в
районе аэропорта эти выбросы вносят определяющий вклад в загрязнение среды.
К тому же турбореактивные двигатели (так же как дизельные) при посадке и взлете выбрасывают хорошо заметный на глаз шлейф дыма. Значительное количество примесей в аэропорту выбрасывают и наземные передвижные средства, подъезжающие и отъезжающие автомобили.
Слайд 12СМОГ
Смог – это смесь дыма, тумана и некоторых загрязняющих веществ. Данный
термин английского происхождения («smog») представляет собой слияние двух английских слов
«smoke» и «fog» – «дым» и «туман». Впервые это слово было использовано в Лондоне в начале 1900-х годов, чтобы описать экологическую ситуацию в городе.
Согласно нескольким источникам, термин впервые был употреблен доктором Генри Антуаном де Во. Ученый описывал один из типов смога – сочетание дыма и двуокиси серы, результат активного использования угля для обогрева домов и предприятий в Англии.
Слайд 13Причины образования смога могут быть следующими:
природные и торфяные пожары;
выхлопные газы
автомобилей;
деятельность электростанций и заводов;
горение угля;
курение;
вредные испарения от многих потребительских товаров,
включая химические растворители, краску или даже лак для волос.
Когда солнечный свет и тепло вступают в реакцию с вредными газами и частицами в атмосфере, тогда и возникает вредоносный туман.
Слайд 14Основные случаи появления смога часто связаны с интенсивным движением автотранспорта,
высокой температурой воздуха, солнечным светом и безветренной погодой. Так, низкая
скорость ветра позволяет смогу застаиваться в определенном районе. Застою может поспособствовать и температурная инверсия, при которой теплый воздух у поверхности земли и все загрязнители в нем блокируются «крышкой» из холодного воздуха.
Кроме прочих вредных веществ и газов, в смоге содержится оксид углерода, знакомый нам как угарный газ. Он не заметен для нас, поскольку не имеет ни запаха, ни цвета, но его удушающее воздействие может значительно повлиять на здоровье и даже привести к гибели.
Слайд 15СМОГ ОТ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
Смог, образованный в результате природных пожаров, не
выделяют в отдельный вид. Но он опасен, так как при
горении в атмосферу выделяется большое количество угарного газа. Этот газ не имеет цвета и запаха, но токсичен для всего живого.
Лесные пожары в Красноярском крае в 2019 году спровоцировали образование смога в крупных городах соседних регионов. Из-за дымки и безветренной погоды горожане не видели чистого голубого неба в течение 5 дней.
По неофициальной
информации, причиной
возгорания сибирских
лесов стали сухие грозы,
возникшие в результате
высокой температуры
воздуха.
Слайд 16Виды смога
Известны по крайней мере четыре разновидности смога:
серный,
фотохимический,
вулканический
ледяной.
Слайд 17ВЛАЖНЫЙ СМОГ ЛОНДОНСКОГО ТИПА (СЕРНЫЙ)
Является результатом высокой концентрации оксидов серы
в воздухе и обусловлен использованием серосодержащих видов топлива, в частности
угля. Опасность этого типа усугубляется и высокой концентрацией взвешенных частиц в воздухе.
Одно из наиболее серьезных происшествий, связанных с данным типом, произошло в Лондоне в 1952 году. Уголь, активно использовавшийся горожанами в то время для отопления, содержал серу, из-за чего в воздухе повысилось содержание диоксида серы. Также увеличивали загрязнение выхлопные газы машин и деятельность угольных электростанций.
«Великий смог», нависший над городом, был настолько густым, что мешал движению машин. Перестали работать общественный транспорт и скорая помощь. Туман проникал и в помещения. В Лондоне отменили многие культурные мероприятия и кинопоказы: из-за плотной завесы не было видно сцену и экран. Образовавшийся городской смог унес жизни более 12 тысяч человек; более 100 тысяч заболели респираторными заболеваниями.
Слайд 18ФОТОХИМИЧЕСКИЙ (СУХОЙ) СМОГ ЛОС-АНДЖЕЛЕССКОГО ТИПА
Фотохимический, или белый, смог – это наиболее
распространенный на сегодняшний день тип. Он образуется при взаимодействии нескольких
веществ:
Оксиды азота. Они образуются при сжигании топлива из-за деятельности ТЭС, ТЭЦ, металлургии и других областей промышленного производства. Также на появление оксидов азота влияют выхлопные газы. Минимальные последствия этих соединений – раздражение глаз и носоглотки и затрудненное дыхание.
Озон. Озон является одним из основных факторов, влияющих на формирование фотохимического смога, и, хотя в верхних слоях атмосферы он является полезным химическим веществом, которое защищает нас от солнечной радиации, в нижних слоях это загрязнитель, который может быть вреден для здоровья людей.
Взвешенные частицы PM2.5. Это мельчайшие частицы пыли, сажи, золы и других загрязнений, которые мы не можем увидеть невооруженным глазом. PM2.5 очень опасны для здоровья человека: они сокращают продолжительность жизни, их связывают с раком легких и заболеваниями дыхательной и сердечно-сосудистой систем. К счастью, сейчас существуют HEPA фильтры, блокирующие поступление этих частиц в помещение.
Летучие органические соединения. Это пары красок, растворителей, бензина и прочих токсичных веществ.
Фотохимический смог представляет собой аэрозоль, возникающий при воздействии солнечного света на оксиды азота, углеводороды и летучие органические соединения, которые можно обнаружить в выхлопных газах и выбросах заводов и электростанций, имеет светло-коричневую окраску.
Слайд 19
В противоположность лондонскому данный тип называют лос-Анджелесским – ведь
в городе ангелов миллионы автомобилей выбрасывают более тысячи тонн оксидов
азота за сутки.
Слайд 20ВУЛКАНИЧЕСКИЙ СМОГ
Вулканический смог – это разновидность, которая образуется в атмосфере в
результате извержения вулкана. Вредные газы и частицы высвобождаются из жерла
и вступают в реакцию с солнечным светом и кислородом. Некоторые химические вещества в вулканическом смоге могут наносить ущерб и людям, и животным, и растениям. Люди могут испытывать проблемы с дыханием, раздражение слизистой и боль в горле. Этот тип свойственен странам, на территории которых есть действующие вулканы, например для Гавайских островов.
Слайд 21Ледяной смог
Этот тип встречается в природе значительно реже остальных.
Погодные условия,
способствующие образованию ледяного смога, следующие: очень низкая температура воздуха;
отсутствие ветра;
высокая влажность воздуха.
Когда при такой погоде в воздухе образуются небольшие кристаллики льда, к ним как бы прикрепляются все загрязнители. Сочетание кристаллов льда и частиц вредных веществ образует густой туман, который негативно воздействует на кровообращение и органы дыхания человека.
Слайд 22
Частицы PM2.5 и PM10
Смог, в том числе и от лесных
пожаров, помимо угарного газа опасен высоким содержанием ультрадисперсных частиц PM2.5
и PM10.
Эти частицы настолько мелкие и легкие, что не оседают под воздействием силы гравитации на поверхности, а витают в воздухе, вдыхаются живыми существами, беспрепятственно достигают легких и попадают в кровь. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), воздействие опасных частиц в долгосрочной перспективе может стать причиной развития респираторных, сердечно-сосудистых заболеваний и рака легких.
Слайд 23Как бороться со смогом?
Смог является одной из самых значительных экологических проблем во
многих странах, поэтому государства создают законы и системы мониторинга, направленные
на отслеживание и сокращение злополучного тумана. Некоторые из законов включают ограничения на то, какие химические вещества может выбрасывать в атмосферу предприятие, некоторые – определяют предельно допустимую концентрацию вещества в воздухе.
Слайд 24Каждый может внести свой вклад, чтобы предотвратить возникновение смога:
Следует больше
ходить пешком, ездить на велосипеде или пользоваться услугами общественного транспорта,
когда это возможно.
Также заправлять автомобиль лучше рано утром или ночью, когда на улице еще прохладно: это предотвращает нагревание испарений бензина и образование озона.
Если Вы собираетесь находиться на открытом воздухе, держитесь подальше от районов, которые являются крупными источниками загрязнения, например автомагистралей и заводов.
Чтобы обезопасить себя и свою семью от воздействия загрязняющих веществ, обратите внимание на климатическую технику с фильтрацией воздуха. Например, бризер подает с улицы в помещение уже очищенный воздух, а очиститель-обеззараживатель уничтожает вредные вещества и микроорганизмы из воздуха, который уже находится в комнате.
Избегайте продуктов (красок, растворителей и т.д.) с высоким содержанием летучих органических соединений.
Вместо газовых приборов стоит использовать электрические.
Слайд 25ШУМЫ
Шумы относятся к числу вредных для человека загрязнений атмосферы.
Раздражающее
воздействие звука (шума) на человека зависит от его интенсивности, спектрального
состава и продолжительности воздействия. Шумы со сплошными спектрами менее раздражительны, чем шумы узкого интервала частот. Наибольшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот 3000-5000 Гц.
Слайд 26ВЛИЯНИЕ ШУМОВ НА ЧЕЛОВЕКА
Работа в условиях повышенного шума на первых
порах вызывает быструю утомляемость, обостряет слух на высоких частотах. Затем
человек как бы привыкает к шуму, чувствительность к высоким частотам резко падает, начинается ухудшение слуха, которое постепенно развивается в тугоухость и глухоту. При интенсивности шума 145-140 дБ возникают вибрации в мягких тканях носа и горла, а также в костях черепа и зубах; если интенсивность превышает 140 дБ, то начинает вибрировать грудная клетка, мышцы рук и ног, появляются боль в ушах и голове, крайняя усталость и раздражительность; при уровне шума свыше 160 дБ может произойти разрыв барабанных
перепонок. Однако шум губительно
действует не только на слуховой
аппарат, но и на центральную нервную
систему человека, работу сердца,
служит причиной многих других
заболеваний. Одним из наиболее
мощных источников шума являются
вертолеты и самолеты, особенно
сверхзвуковые.
Слайд 27ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ
НА ЧЕЛОВЕКА
Все загрязняющие атмосферный воздух вещества в
большей или меньшей степени оказывают отрицательное влияние на здоровье человека.
Эти вещества попадают в организм человека преимущественно через систему дыхания. Органы дыхания страдают от загрязнения непосредственно, поскольку около 50% частиц примеси радиусом 0,01-0,1 мкм, проникающих в легкие, осаждаются в них.
Слайд 28 Проникающие в организм частицы вызывают токсический эффект,
поскольку они
Токсичны по своей химической или физической природе
Служат помехой
для одного или нескольких механизмов, с помощью которых нормально очищается респираторный (дыхательный) тракт
Служат носителем поглощенного организмом ядовитого вещества.
Слайд 29БОЛЕЗНИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРЫ
В основном загрязнение атмосферы вызывает такие болезни
как поражение верхних дыхательных путей, сердечная недостаточность, бронхиты, астма, пневмония,
эмфизема легких, а также болезни глаз.
Резкое повышение концентрации примесей, сохраняющееся в течение нескольких дней, увеличивает смертность людей пожилого возраста от респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний.
Слайд 30ВЛИЯНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА НА ЧЕЛОВЕКА
Концентрация СО, превышающая предельно допустимую, приводит
к физиологическим изменениям в организме человека, а значительные превышения концентрации
к смерти. Объясняется это тем, что СО - исключительно агрессивный газ, легко соединяющийся с гемоглобином ( красными кровяными тельцами). При соединении образуется карбоксигемоглобин, повышенное (сверх нормы, равной 0,4%) содержание которого в крови сопровождается:
а) ухудшением остроты зрения и способности оценивать длительность интервалов времени,
б) нарушением некоторых психомоторных функций головного мозга (при содержании 2-5%),
в) изменениями деятельности сердца и легких (при содержании более 5%),
г) головными болями, сонливостью, спазмами, нарушениями дыхания и смертностью (при содержании 10-80%).
Слайд 31Влияние диоксида серы и серного ангидрида
на человека
Диоксид серы (SO2)
и серный ангидрид (SO3) в комбинации со взвешенными частицами и
влагой оказывают наиболее вредной воздействие на человека, живые организмы и материальные ценности.
SO2 - бесцветный и негорючий газ, запах которого начинает ощущаться при его концентрации в воздухе 0,3-1,0 млн., а при концентрации свыше 3 млн. SO2 имеет острый раздражающий запах.
Диоксид серы в смеси с твердыми частицами и серной кислотой (раздражитель более сильный, чем SO2) уже при среднегодовом содержании 9,04-0,09 млн. и концентрации дыма 150-200 мкг/м3 приводит к увеличению симптомов затрудненного дыхания и болезней легких, а при среднесуточном содержании SO2 0,2-0,5 млн. и концентрации дыма 500-750 мкг/м3 наблюдается резкое увеличение числа больных и смертельных исходов.
Слайд 32Влияние оксидов азота на человека
Оксиды азота, соединяющиеся при участии ультрафиолетовой
солнечной радиации с углеводородами, образуют пероксилацетилнитрат (ПАН) и другие фотохимические
окислители, в том числе пероксибензоилнитрат (ПБН), озон (О3), перекись водорода (Н2О2), диоксид азота.
Все окислители, в первую очередь ПАН и ПБН, сильно раздражают и взывают воспаление глаз, а в комбинации с озоном раздражают носоглотку, приводят к спазмам грудной клетки, а при высокой концентрации (свыше 3-4 мг/м3) вызывают сильный кашель и ослабляют возможность на чем либо сосредоточиться.
Слайд 33Пути решения проблемы
Загрязнение атмосферы – важная проблема, требующая скорейшего решения.
Это понимают во всех странах и предпринимают различные действия для
сокращения загрязнения атмосферы.
На многих предприятиях устанавливают очистительные фильтры, значительно сокращающие количество выбросов в атмосферу вредных веществ
В некоторых государствах промышленные предприятия переносят подальше от крупных городов, где и так велика концентрация загрязнения
Во многих странах ( например в США ) создают так называемые системы движения в режиме « зелёной волны », существенно сокращающие число остановок транспорта на перекрестках, и призванные сократить загрязнение атмосферного воздуха в городах