из эль - Амарны
(Новое царство XIV в до н.э.)
Да, я не очень хорош собой. Возможно, я
даже уродлив. Но вы все равно боитесь
меня и служите мне, и для вас я – Бог.
Такой, какой я есть!
Эхнатон.
Слайд 2Религиозная реформа фараона Эхнатона. Амарнское искусство Древнего Египта
Слайд 3Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) (1353-1334 гг. до н.э.)
Аменхотеп IV был
младшим сыном Аменхотепа III. Однако его старший брат Тутмос умер
ещё при жизни отца, в результате чего очередь наследования перешла к Аменхотепу. Придя к власти, новый фараон провел знаменитую религиозную реформу.
Слайд 4Бог Атон – бог солнечного диска
Фараон Аменхотеп IV объявил, что
в мире существует только один бог, достойный почитания, - Атон,
а сам он – сын и верховный жрец этого бога. Фараон взял себе новое имя – Эхнатон, что значит «угодный Атону». Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, заканчивающимися ладонями.
Слайд 5На месте раскопок Ахетатона были обнаружены образцы уникального амарнского искусства.
Амарнское искусство (амарнский стиль) - стиль, принятый в амарнский период,
во время и сразу после правления фараона Эхнатона (1353—1334 до н. э.) в конце восемнадцатой династии Нового царства.
Слайд 6Ахетатон
«Украшенная, прекрасная, взглянуть
на неё – увидеть небо!»
Слайд 7Поклонение Атону (рельеф из Амарны)
Слайд 8Поклонение Атону (рельеф из Амарны)
Слайд 9Семья Эхнатона (рельеф из Амарны)
Эхнатон целует дочь
(рельеф из Амарны)
Слайд 10Дочери Эхнатона (фреска из Амарны)
Слайд 11Живопись на стенах дворца Эхнатона
(фрески из Амарны)
Слайд 12 Скульптура эпохи Эхнатона
Мастерская придворного
скульптора
Тутмеса
Слайд 14Особенности Амарнского искусства
Отказ от прежних канонов в искусстве.
Живопись
становится жизнерадостной, доброй.
Изображения суровых богов сменились картинами природы.
В искусстве
появилась тема семьи, родственных
взаимоотношений: любовь, дружба, забота.
В скульптуре человека изображали таким какой он есть.
Искусство Амарнского периода становится более
реалистичным.
Слайд 15С греческого слово «иероглиф» обозначает в переводе «священный вырезанный».
В
Розетте, недалеко от Александрии, в 1799 году был обнаружен небольшой
базальтовый камень. На нем был начертан декрет фараона Птолемея Пятого. Запись была сделана в трех системах: иероглифической, демотической и греческой. Разгадать тайну иероглифов в 1822 году удалось французу Ж.Ф.Шампольону.
Слайд 18Абу-Симбел (в другой транскрипции Абу-Симбиль) — скала на западном берегу Нила, в которой
высечены два знаменитых храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298-1213 до н. э.).
Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана.
Слайд 19Это скала высотой почти 100 метров названа в иероглифических надписях
«Священной горой», и по некоторым предположениям была укреплена фортификационными сооружениями.
Слайд 20Современное название «Абу-Симбел» произошло от скалы, на которой, в том
месте, где река делает к ней изгиб, высечен в барельефе
египетский мужчина, в заострённом фартуке которого арабские моряки усматривали подобие хлебной меры; поэтому изображение это названо «Абу-Симбел», отец хлеба (от араб. sinbel — колос), а затем это название присвоено было и всей группе скал с их храмами.
Слайд 21Один из храмов, большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамзеса
II; другой, малый, — в честь его первой жены, царицы Нефертари.
Малый зал
Большой зал
Слайд 22Вплоть до начала XIX века храм Абу-Симбел был затерян в
песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн
Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.
Слайд 23Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной
в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого
сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов. Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.
Слайд 24Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды
в год (22 февраля и 22 октября – день рождения
фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбел переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…
Слайд 25Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е
годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде
затопления. Инженерами, которые занимались строительством Асуанской плотины, было рассчитано, что озеро Насер станет более полноводным, а храмы окажутся под водой.