Разделы презентаций


Реформаторская педагогика конца XIX начала ХХ века

Содержание

План лекции 1. Предпосылки и сущность реформаторской педагогики.2. Общая характеристика основных направлений реформаторской

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Реформаторская педагогика конца XIX начала ХХ века.

Для студентов

специальности 031 000
«Педагогика и психология»
Презентация подготовлена: Кувырталова М.А., к.п.н., доц.


2011


Лекция 6

Реформаторская педагогика конца XIX начала ХХ века.  Для студентов специальности 031 000«Педагогика и

Слайд 2План лекции


1. Предпосылки и сущность реформаторской педагогики.
2. Общая характеристика основных направлений реформаторской педагогики.
3. Зарубежный опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики.
4. Деятельность отечественных педагогов-реформаторов.
План лекции

Слайд 31. Предпосылки и сущность реформаторской педагогики.
длительное господство в школе схоластики,

догматизма, формализма, зубрежки;
отсутствие внимания к ребенку: игнорирование его интересов, самостоятельности,

инициативности
однообразие методов и программ, что не позволяло учитывать индивидуальность учащихся.

«Реформаторская педагогика» или «движение нового воспитания» -
концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX- XX в. в., обосновывающие пути преобразования школьной системы, ее целей, содержания, методов и организации обучения и воспитания.

Противоречие между и социальным заказом общества на образованную, активную личность человека, способного удовлетворить потребности научного и технического прогресса, и состоянием школьного дела:

1. Предпосылки и сущность реформаторской педагогики.длительное господство в школе схоластики, догматизма, формализма, зубрежки;отсутствие внимания к ребенку: игнорирование

Слайд 4 Течения (направления) реформаторской педагогики
«свободное воспитание»,
«социальная педагогика»,


«трудовая школа» и «школа действия»,
«прагматическая педагогика»,
«экспериментальная педагогика»

и т.д.
Течения (направления) реформаторской педагогики «свободное воспитание», «социальная педагогика», «трудовая школа» и «школа действия», «прагматическая педагогика»,

Слайд 5 2.Общая характеристика основных направлений реформаторской педагогики.
Свободное воспитание – направление в

реформаторской педагогике, развивавшее традиции свободы в обучении и воспитании, согласно

которому ребенок является центром педагогического процесса.

Эллен Кей
(1849-1926,Швеция);

Фриц Гансберг
(1871-1950, Германия);

Людвиг Гурлитт
(1855-1931,
Германия);

«век ребенка»

Стимулирование творческого саморазвития

Мария Монтессори
(1870-1952, Италия).

Творчество, эстетическое воспитание иручная деятельность


2.Общая характеристика основных направлений реформаторской педагогики. Свободное воспитание – направление в реформаторской педагогике, развивавшее традиции свободы

Слайд 6Свободное воспитание
Ведущие идеи свободного воспитания:

принцип

педоцентризма, т.е. организация педагогического процесса, исходя из интересов детей, непосредственно

возникающих в процессе их деятельности;
отказ от планомерного, систематического обучения и воспитания детей по заранее разработанным учебным планам и программам;
ориентация на свободное творчество учителя и учащихся.
Свободное воспитание     Ведущие идеи свободного воспитания:принцип педоцентризма, т.е. организация педагогического процесса, исходя из

Слайд 7Теория свободного воспитания Марии Монтессори
Первая женщина-врач психиатрической клиники в

Италии, преподаватель в Римском университете, доктор философии, основатель Дома ребенка,

автор труда «Дом ребенка: Метод научной педагогики».

Ребенок – особая форма жизни, отличная от природы взрослого по уровню развития (активно развивающийся организм; спонтанная созидательная деятельность; «впитывающее мышление»).
В основе развития – «сенситивные периоды», возрастные фазы: от 0 до 6; от 6 до 12; от 12 до 18 лет.
Цель жизни и работы ребенка – в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала.
Задача воспитателя – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка.
Сущность воспитания – « помощь психическому развитию ребенка с самого рождения».


Теория свободного воспитания Марии Монтессори Первая женщина-врач психиатрической клиники в Италии, преподаватель в Римском университете, доктор философии,

Слайд 8Метод Монтессори
Педагогические принципы Монтессори-педагогики:

содействие естественному развитию;
взаимодействие с «подготовленной

средой»;
свобода выбора в «подготовленной среде»;
индивидуальная активность в учении;

предметность в учении.

В 1992г. создан Московский Монтессори-центр, затем Межрегиональная альтернативная Монтессори-ассоциация.

Метод МонтессориПедагогические принципы Монтессори-педагогики: содействие естественному развитию; взаимодействие с «подготовленной средой»; свобода выбора в «подготовленной среде»; индивидуальная

Слайд 9Социальная педагогика
Социальная педагогика – направление в реформаторской педагогике, рассматривавшее проблемы

образования и воспитания в широком социально-философском контексте; считавшее, что главное

– выявление социальных условий наиболее благоприятных для воспитания человека.

Эмиль Дюркгейм
(1858-1917)

Вильгельм Дильтей
(1883-1911),

Пауль Наторп
(1854-1924)

Социальная педагогикаСоциальная педагогика – направление в реформаторской педагогике, рассматривавшее проблемы образования и воспитания в широком социально-философском контексте;

Слайд 10Социальная педагогика
Воспитание и образование - средства формирования взаимоотношений личности

и общества на основе единства понимания жизненных ценностей и норм.


Необходима единая для всех школа; - это наиглавнейшая ячейка социального содружества, союз педагогов и учеников.
Подготовке такого союза должна служить семья, в задачи которой входит воспитание в детях индивидуальности, не мешающей им жить и творить в сообществе.
Социальная педагогика Воспитание и образование - средства формирования взаимоотношений личности и общества на основе единства понимания жизненных

Слайд 11«Трудовая школа» и « школа действия».
«Трудовая школа»–направление в реформаторской педагогике,

сторонники которого выступали за превращение школы-учебы в трудовую школу как

средство подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Роберт Зейдель (1850-1933)
Швейцария)

Георг Кершенштейнер
(1854 -1932)
Германия

«Трудовая школа» и « школа действия».«Трудовая школа»–направление в реформаторской педагогике, сторонники которого выступали за превращение школы-учебы в

Слайд 12«Трудовая школа»
В 1908 г. Г. Кершенштейнер в докладе «Школа будущего

– трудовая школа» изложил теоретические основы модели такой школы.
Трудовая школа

готовит детей из народа к будущей трудовой деятельности на пользу государству.
Основная её цель - не сообщение знаний, а выработка у учащихся элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения, гражданского долга и любви к Отечеству.
Для детей только то имеет значение, чего они добиваются путём самодеятельности, поэтому в школу должен быть введён ручной труд. Это, вполне отвечает природе самих детей.
«Трудовая школа»В 1908 г. Г. Кершенштейнер в докладе «Школа будущего – трудовая школа» изложил теоретические основы модели

Слайд 13 Прагматическая педагогика
Прагматическая педагогика – направление в реформаторской педагогике, в основе

которого философия прагматизма, известное также как «инструментализм», «конструктивизм», «экспериментализм», «прогрессивизм»

и выступавшее за практическую направленность воспитания, обучение посредством активной
деятельности ребенка.

Джон Дьюи (1859 – 1952)

“Ребёнок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания”

Прагматическая педагогика Прагматическая педагогика – направление в реформаторской педагогике, в основе которого философия прагматизма, известное также

Слайд 14Прагматическая педагогика
Накопление ребёнком индивидуального опыта ведёт к формированию его личности,

следовательно необходим «инструментальный» подход.
Обучение «путем делания» должно сводиться

к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребёнка становится инструментом его познания, собственного его открытия.
Направленность обучения на сформированность навыков мышления.
Школа есть воспитывающая и обучающая среда.
Прагматическая педагогика Накопление ребёнком индивидуального опыта ведёт к формированию его личности, следовательно необходим «инструментальный» подход. Обучение «путем

Слайд 15 Прагматическая педагогика
Уильям Килпатрик (1871-1965) на основе идей Дж.Дьюи разработал метод

проектов, согласно которому обучение осуществляется через организацию целевых актов: дети

в процессе учебной деятельности планируют (проектируют) выполнение конкретной практической задачи, учитывая интерес, уже имеющийся опыт.

Прагматическая педагогика Уильям Килпатрик (1871-1965) на основе идей Дж.Дьюи разработал метод проектов, согласно которому обучение осуществляется

Слайд 16Экспериментальная педагогика.
Экспериментальная педагогика – направление в реформаторской педагогике, основой

которого было получение опытным (экспериментальным) путем необходимых достоверных данных о

развитии ребенка, протекании педагогического процесса с целью его усовершенствования.

Стенли Холл
(1846-1924)
США

Альфред Бине
(1857-1911)
Франция

Эрнст Мейман (1862-1915)
Германия

Эдуард Торндайк (1874-1949) США.

Экспериментальная педагогика. Экспериментальная педагогика – направление в реформаторской педагогике, основой которого было получение опытным (экспериментальным) путем необходимых

Слайд 17Экспериментальная педагогика.
Возникла наука о детях – педология (родоначальник -

С.Холл, США), - основывалась на представлении о ребенке как о

субъекте, судьба которого предопределена наследственностью и влиянием общественной среды.

Представителями данного направления: Э. Мейман, А.Лай, Дж. Дьюи,- был введен термин «педагогический эксперимент»; А.Бине и Э.Торндайк разработаны тестовые измерители развития личности.

С.Холл

Экспериментальная педагогика. Возникла наука о детях – педология (родоначальник - С.Холл, США), - основывалась на представлении о

Слайд 183. Зарубежный опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики
Экспериментальные

(или новые школы – учебно-воспитательные учреждения, деятельность которых осуществлялась в

соответствие с концепциями и идеями реформаторской педагогики.

1889 г. – первая школа для мальчиков; открыта Сесилем Редди в сельской местности, Абботсхольм (Великобритания)

гармоничное развитие;
естественнонаучная подготовка;
сочетание академического обучения с духовным;
эстетическое, физическое и
трудовое воспитание;
самоуправление.




3. Зарубежный опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогикиЭкспериментальные (или новые школы – учебно-воспитательные учреждения, деятельность

Слайд 19Зарубежный опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики
сельские воспитательные

дома», - реализовывались идеи «свободной школьной общины». (Германия, Австрия и

Швейцария) - Г. Литц, П.Гехееб;
Новая школа Э. Демолен (Франция);
Школа интересов - Овид Декроли (Бельгия)
Зарубежный опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогикисельские воспитательные дома», - реализовывались идеи «свободной школьной общины».

Слайд 20Зарубежный опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики
Вальдорфская школа

Рудольфа Штайнера
Возникла в Штутгарте в 1919 г. при сигаретной фабрике

«Вальдорф_Астория» как образцовая «материнская школа».

Эпохальное обучение,
преподавание иностранных языков с первого года обучения,
разностороннее художественное и ремесленное обучение,
эвритмия (Язык, музыка, движение),
черчение и пространственное восприятие геометрических форм,
школьный оркестр и художественно оформленные классные и школьные праздники.

Рудольф Штайнер
(1861-1925),

Зарубежный опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогикиВальдорфская школа Рудольфа ШтайнераВозникла в Штутгарте в 1919 г.

Слайд 21Антропософия-основа вальдорфской школы
физическая сущность; она объединяет человека с миром минералов;
эфирная

или жизненная сущность; она объединяет человека с растениями и животными;
звездная

или чувствительная сущность, «носительница боли и радости, наклонностей, желаний, страстей»; объединяет человека только с животным миром;
Я-сущность, «носительница высшей человеческой души», свойственна только человеку.

подражание образцу в первые семь лет;
следование авторитету во вторые семь лет до полового созревания; внутреннее принятие взглядов авторитета(учитель является и должен являться представителем мирового порядка);
время образования собственных, автономных суждений в следующие семь лет;
облагораживание и исправление остальных сущностей через свое Я,





Антропософия-основа вальдорфской школыфизическая сущность; она объединяет человека с миром минералов;эфирная или жизненная сущность; она объединяет человека с

Слайд 22Направления экспериментальной работы в 20-е-30-е годы XX века
Экспериментальная работа направлена

на проверку эффективности новых методов, форм и технологий обучения.
Метод

«свободной работы группами» (Роже Кузинэ,1881-1973, Франция).

«Техника Френе»:

развитие активности учащихся посредством детского школьного кооператива, вовлечения учащихся в деятельность типографии, написание «свободных текстов», работу с карточками-фишками, техническими средствами, в библиотеке, школьном самоуправлении

Селестен Френе
,(1896-1966,) Франция.

Направления экспериментальной работы в 20-е-30-е годы XX векаЭкспериментальная работа направлена на проверку эффективности новых методов, форм и

Слайд 23Направления экспериментальной работы в 20-е-30-е годы XX века
«Йена-план» (Петер Петерсен,

1884-1952): Преподавание разделялось на обязательные предметы и курсу по выбору;

практиковались ответы группой и самооценка учащихся.
«Метод проектов» (Уильям Килпатрик,1871-1965, США)
«Дальтон-план» (Хелен Паркхерст,1887-1959, США)
система индивидуализированного обучения.
Направления экспериментальной работы в 20-е-30-е годы XX века«Йена-план» (Петер Петерсен, 1884-1952): Преподавание разделялось на обязательные предметы и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика