Слайд 1Презентация
на тему:
«Реформы российского образования: факты, оценки, перспективы»
Слайд 3Образование - одна из
важнейших сфер общественной жизни. От его
конкретного наполнения различными социальными институтами, учебными дисциплинами, системами методик подачи
и усвоения информации, структурой построения образовательных учреждений сильнейшим образом зависит будущее народа и само направление его духовного и интеллектуального развития. Именно поэтому во всех развитых странах образование является одной из главных государственных функций, на реализацию которой ежегодно тратятся огромные материальные и человеческие ресурсы
Слайд 4В декабре 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации»
Слайд 5Прежде чем анализировать современное состояние системы российского образования и его
правовое регулирование, коснемся слегка вопроса эффективности советской модели. Миф о
некачественности советской образовательной развеял С.Г. Кар-Мурза. В частности, показл, что советская школа, включая все образовательные ступени, была устроена по принципу, главный смысл которого - научить человека мыслить глобально, уметь решать разнообразные сложные задачи и ориентироваться в самых различных жизненных ситуациях. Именно внедрение данного образовательного подхода в отечественную жизнедеятельность в 20-30-е годы позволило качественно шагнуть вперед во всех отраслях народного хозяйства и сделать гигантский скачок в общественном развитии.
Слайд 6Западной же системе образования изначально (начиная с эпохи буржуазных революций
и последующей модернизации) была присуща система «двух коридоров», в которой
университетское образование получает лишь небольшой процент населения, имеющий в будущем возможность сложить государственно-управленческую элиту. Остальному же населению достается образование мозаичного типа, в рамках которого человек способен в будущем выполнять лишь определенный набор узко очерченных функций, а обо всех остальных отраслях знания иметь поверхностное и несистемное представление.
Слайд 8Целью многих западных и российских элитных кругов стало внедрение в
России так называемой Болонской системы…
Болонский процесс — процесс
сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Это 2-х ступенчатая система высшего образования, которая состоит из "Бакалавриата" и "Магистратуры«
В 2003 году Россия официально присоединилась к «Болонскому процессу»
Слайд 10Этапы изменений:
Первый этап производился в 90-е годы, когда стало иметь
место хроническое недофинансирование образовательной системы и наноситься множество ударов по
морально-нравственным основам российского общества, подрывающих уважение к учительскому и преподавательскому составу
Слайд 11Результат:
уход из средней и высшей школы большинства высококвалифицированных сотрудников. Особенно
следует отметить, что эта утрата оказалось невосполнимой, так как среди
молодежи данная совокупность профессий не являлась и до сих пор не является популярной.
Слайд 12Второй этап можно отнести к 2000-м годам, когда ломке стала
подвергаться собственно матрица отечественного образовательного процесса:
повсеместное введение Единого государственного экзамена
(ЕГЭ);
внедрение двухступенчатой системы образования «Бакалавриат - Магистратура»;
создание балльно - рейтинговой системы как универсального критерия оценки знаний студентов;
многие другие дополнительные новации.
Слайд 13Результат:
год от года стал падать как уровень выпускаемых специалистов, так
и качество самого образования. Как метко заметил Заслуженный учитель России
С.Е. Рукшин: «Россия близится к точке невозврата, и через какое-то время ей будет невозможно восстановить позиции в образовательной сфере, которые она имела два десятилетия назад»
Слайд 14 На сегодняшний день, Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации», никак не направленный на исправление сложившегося порядка вещей, а
наоборот, закрепляющий его ключевые параметры, добавляет к ним следующие
негативные новации:
Слайд 15Ликвидация профильного школьного образования и замена его специализацией по классам
в рамках обычных школ.
Профильный класс в обычной школе заведомо
не способен дать ученику и десятой доли знаний, навыков и умений, получаемых учеником начиная с самой первой ступени специализированной школы
Слайд 17Ликвидация системы дошкольного образования.
Новым законом оно просто не предусмотрено,
а значит, регулирующие этот спектр образования подзаконные акты, в любой
момент могут быть просто отменены. Таким образом, дети лишаются еще одного социального института, созданного ранее
Слайд 18Ликвидация системы докторантского образования.
Новый закон ничего не говорит о
данной ступени послевузовского образования, и, по мысли творцов образовательной реформы,
со временем и кандидаты, и доктора наук должны быть приравнены по статусу и переведены к индексу «PhD», применяемому в научном сообществе западных стран.
Слайд 20В 1997, 2002, 2005 годах между Правительством РФ и Международным
Банком реконструкции и развития (МБРР) были подписаны соглашение о займах
на модернизацию образования. Стратегия развития образования включала:
ослабление государственного влияния
ориентацию образования на требования рынка труда.
Слайд 21Некоторые из первоочередных рекомендаций МБРР:
«закрыть педагогические институты»;
«закрыть профессиональные училища»;
ввести «подушевое финансирование школ»;
«не повышать долю расходов на высшее
или среднее профессионально-техническое образование в общем объеме ВВП»;
«устранить «несправедливость и неэффективность экзаменационной системы».
Слайд 22Три важнейших принципа образования –
всеобщность
бесплатность
фундаментальность
подверглись полному пересмотру
как нерентабельные
Слайд 23К 2010 году был реализован целый ряд мер по реформе
российского образования:
Закрыто 40 педагогических институтов;
Система профтехучилищ фактически разрушена;
К «минимальным стандартам
гражданственности» российская школа уже идёт;
Несправедливая» экзаменационная система заменена на ЕГЭ.
Слайд 24Реформа образования сейчас
– это один незаконный эксперимент, за который
никто ответственности не несёт, именно это всё время пытаются замалчивать
российские реформаторы. Но зато суммы, вложенные МБРР
в российское образование
Слайд 25Общее среднее образование подготовлено к введению платного обучения в старшей
школе:
Разработчики федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) выделили шесть предметных групп.
1
группа – это русский язык и литература, а также родной язык и литература;
2 группа – иностранные языки;
3 группа – математика и информатика;
4 группа – общественные науки;
5 группа – естественные науки;
6– искусство или предмет по выбору.
Слайд 26По замыслу авторов стандарта, ученик сможет выбрать один-два предмета из
группы, но есть три предмета, для которых вариации будут невозможны
– курсы «Россия в мире», ОБЖ и физкультура будут обязательными для всех. Таким образом, число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится с 16-21 до 9-10.
Слайд 27Сеть дошкольных учреждений будет по-прежнему сокращаться;
Целенаправленно и цинично разваливается
система творческих школ, училищ, ВУЗов;
Российская школа перестаёт быть единой
и окончательно расслаивается по двум направлениям:
а) на узкую прослойку школ и вузов для «богатых» и массовую школу для «бедных»;
б) на школы и ВУЗы в мегаполисах, а также в недотационных регионах и учебные заведения в остальных регионах и городах
Слайд 28Ощутимое сокращение педагогического и обслуживающего персонала;
ЕГЭ- в результате разрушена фундаментальность
общего образования, позволяющая формировать мышление, понимание, воображение и другие базовые
для личности характеристики сознания и мышления;
Деградация всех окружающих сферу образования «сред»: научной, культурной, передовой промышленной;
Сфера образования окончательно будет привязана к «рынку», т.е. к существующему уровню развития промышленности и социальной сферы.
Слайд 30Комментарии
Л.И Волчкевич - профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана, док.тех.наук, заслуженный работник
высшей школы РФ, в статье «Мешок инструкций с запрятанной бомбой»
говорит: «Первое впечатление от текста проекта закона «Об образовании», «Высшее образование» – непомерная раздутость, обилие положений самоочевидных и малозначимых, на уровне ведомственных инструкций; просто декларативных, без смысловой нагрузки.
Слайд 31В. Вашков о законе «Об образовании» , завуч московской школы:
«Перед нами проект закона, который, без сомнения, будет принят и
по которому нам, начиная с 1 января 2013 года, придётся жить. Не претендую на полноценный анализ, позволю лишь некоторые комментарии к законопроекту.
Слайд 32Поляк Михаил Сутовский изумлялся введению Болонской системы в России: «Далеко
идущие планы реформ российских властей сложно назвать иначе, чем запланированным
апокалипсисом. Или, если кто-то предпочитает психиатрические метафоры, – лоботомией собственного народа…»
Слайд 33«Среднее образование должно быть таким, как было во времена Советского
Союза – бесплатным и обязательным для всех», — выказал уверенность
политик, заметив, что общеобразовательные школы должны принимать детей, независимо от благосостояния их родителей. «Неучи нам не нужны. В стране полно самородков из бедных семей, которые «благодаря» недавно принятому закону могут оказаться за бортом образования»
Слайд 34«По моим личным прогнозам, реализация данного реформирования может привести к
тому, что примерно треть российских школ в той или иной
форме прекратит свое существование»,- член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, член фракции «Справедливая Россия» Валерий Зубов
Слайд 35«Список вузовских специальностей сократится в 10 раз»…
Такое сенсационное заявление сделал
замминистра образования и науки Андрей Свинаренко. По его словам, после
перехода вузов на двухуровневое обучение (Бакалавриат и магистратура) число вузовских специальностей предполагается сократить с 670 до 40-50.
Вузовское сообщество опасается, что сращиванием специальностей Минобрнауки займется вслепую.
Слайд 39
70% опрошенных согласны с тем, что право на бесплатное образование
является одним из наиболее важных прав человека;
61% респондентов, считают, что
бюджетные средства должны прежде всего направляться на финансирование образования;
84% против остальных мер, особенно - перевода школ на полное самофинансирование
Слайд 40Отношение к реформе школьного
образования
Слайд 41«Качество образования за последние годы…»
Слайд 42не одобряют сокращение числа преподавателей и разделение предметов на платные
и бесплатные по 83%;
84% против остальных мер, особенно - перевода
школ на полное самофинансирование
77% россиян высказываются против введения образовательного стандарта, по которому обязательными становятся лишь четыре предмета - физкультура, ОБЖ, «Россия в мире», а также индивидуальный учебный проект
Слайд 43Отношение к разделению школьных предметов на обязательные и необязательные по
выбору учащихся
Слайд 44Чуть больше половины не поддерживают введение четырех обязательных предметов, 1/3
за приведение школ к единому стандарту образования, ликвидацию гимназий, лицеев,
спецшкол.
Слайд 46Рональд Рейгана:
«Если бы хоть одно иностранное государство предприняло попытку
навязать нам ту убогую систему образования, которая у нас предлагается,
мы должны были бы расценить это как объявление войны»
Слайд 48Я надеюсь, что вопреки стараниям реформаторов от образования в России
сохранится система хорошего и бесплатного образования, что ее не заменит
рынок образовательных услуг
Слайд 49Презентацию выполнила
студентка 1курса
Кафедры Коммерции и маркетинга
Романова Виктория
Спасибо за внимание!