Слайд 1
Региональный опыт подготовки школьников к выполнению индивидуальных проектов в
основной школе
Слайд 2
О проведении мониторинга качества образования в Челябинской области в 2017
2018учебном году
Диагностика индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся в
7-х классах, осваивающих образовательные программы в соответствии с ФГОС основного общего образования, январь – март 2018 г. (индивидуальный проект)
(приказ 01/1792 от 01.06.17)
Слайд 3
Индивидуальный проект выступает как форма
диагностики уровня сформированности комплекса универсальных учебных действий (УУД) у обучающегося.
Слайд 4
Цель проведения РИКО ИП в 7-х классах:
Диагностика уровня сформированности метапредметных
результатов обучающихся при освоении основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС основного общего образования
Слайд 5ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ РИКО ИП в 7-х классах
Сбор, обобщение и
анализ информации об уровне сформированости УУД у обучающихся ОО, реализующих
ФГОС основного общего образования
Выявление условий в ОО, обеспечивающих обучающимся возможность реализовать способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии, к сотрудничеству и коммуникации, готовность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику посредством выполнения индивидуального проекта
Формирование комплекса критериев оценивания метапредметных планируемых результатов уровня основного общего образования
Выявление тенденций в реализации проектной деятельности в общеобразовательных организациях Челябинской области, осваивающих ООП в соответствии ФГОС основного общего образования
Слайд 6СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ РИКО ИП В 7-Х КЛАССАХ
РИКО ИП в 7-х
классах представляет собой выполнение обучающимися индивидуального проекта в рамках одного
или нескольких учебных предметов
Структура и содержание контрольных измерительных материалов сформированы на основании требований ФГОС ООО и основной образовательной программы ООО к результатам реализации проектной деятельности на уровне основного общего образования
РИКО ИП в 7-х классах проводится среди обучающихся 7-х классов всех ОО Челябинской области, осваивающих образовательные программы в соответствии с ФГОС ООО
Оценивание результатов проводится по качественной шкале оценивания, без перевода в отметку
Слайд 7ПРИМЕРНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ РИКО ИП в 7-х классах
Подготовка к
проведению
Слайд 8РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ РИКО ИП в 7-х классах
Этапы выполнения ИП
Слайд 9РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ РИКО ИП в 7-х классах
Обработка и анализ
результатов РИКО ИП
Слайд 10Типы проектов:
социальный
исследовательский
информационно-познавательный
творческий
Слайд 11Какие действия проверяются? Регулятивные
- ставить цель деятельности на основе
определенной проблемы и существующих возможностей
- формулировать учебные задачи как шаги
достижения поставленной цели деятельности
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и / или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха
Слайд 12
Какие действия проверяются? Познавательные
- определять необходимые ключевые поисковые слова и
запросы
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного
Слайд 13
Какие действия проверяются? Коммуникативные
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной задачей
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей
Слайд 14
Оценочный лист наставника: уровень самостоятельности и качества реализации обучающимся этапов
проекта
2 балла – умеет выполнять полностью самостоятельно, в соответствии
заявленному критерию
1 балла – умеет выполнять частично самостоятельно, не всегда в соответствии заявленному критерию
0 балла – не умеет выполнять самостоятельно и в соответствии заявленному критерию
Слайд 15
Оценочный лист обучающегося: уровень самостоятельности и качества деятельности над этапами
проекта
2 балла – умею полностью самостоятельно
1 балла – умею
с помощью наставника и других взрослых
0 балла – не умею
Слайд 16Целью выполнения индивидуального проекта является предоставление обучающимся возможности реализовать способности
и готовность к освоению содержания образования в самостоятельной форме.
Задачами
являются:
развитие умений планирования
формирование навыков сбора и обработки информации
формирование и развитие навыков публичного выступления
формирование позитивного отношения к деятельности
Слайд 17
Модель освоения основ проектной деятельности
Слайд 18
В пособиях учтены возрастные отличия школьников в освоении проектной деятельности
Начальная школа
Ведущая роль принадлежит руководителю
5 – 6 классы
Дети впервые сталкиваются
с ситуацией свободного выбора, постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению замысла. О формировании ответственного проектного действия говорить еще рано. Главный проектный результат – умение различать виды работ и виды ответственности за них.
7 – 9 классы
Ученики приобретают навыки планирования, целесообразного действия, оформления проектов, их презентации и проч. Поскольку к концу 9 класса необходимо спланировать собственный образовательный проект – профиль продолжения образования – мера ответственности за собственную работу возрастает.
Слайд 19На заседаниях методических объединений
определиться с необходимым количеством проектом по классам
соблюдать
этапность освоения проектной деятельности в начальной школе
1 кл 2-3 кл 4 кл
ИНД В ПАРЕ В ГРУППЕ
создавать условия талантливым школьникам
для выполнения исследовательских проектов
Слайд 21
Исследовательский проект:
отличительные особенности
Доказательство или опровержение
какой-либо гипотезы через сбор, анализ и обобщение соответствующей информации с
целью представления для широкой аудитории
Слайд 22
Информационно-познавательный проект:
отличительные особенности
Сбор информации о
каком-либо объекте или явлении с целью её анализа, обобщения и
представления для широкой аудитории
Слайд 23
Социальный проект:
отличительные особенности
Привлечение интереса общественности
к проблеме проекта и ресурсам для её решения
Слайд 24
Творческий проект:
отличительные особенности
Решение практических задач,
создание общественно значимого продукта
Слайд 25
По какому плану осуществлять подготовку и оценивание индивидуального проекта:
1. Организационный 10 балов
1.1. Определение темы,
поиск и анализ проблемы проекта
1.2. Постановка цели и задач проекта
2. Выполнение проекта 24 балла
2.1. Анализ имеющейся информации
2.2. Сбор, изучение и обработка информации
2.3. Построение алгоритма деятельности
2.4. Выполнение плана работы над индивидуальным учебным проектом
2.5. Внесение (по необходимости) изменений в проект
3. Защита проекта 10 баллов
3.1. Подготовка презентационных материалов
3.2. Презентация проекта
4. Оценивание проекта 8 баллов
4.1. Анализ результатов выполнения проекта
4.2. Оценка качества деятельности при выполнении
Слайд 26
Организационный этап
обучающийся
наставник
Определение предметной области, типа ИП,
примерной темы ИП,
определение наставника,
постановка цели и задач ИП
Индивидуальные консультации с обучающимся. Оказание помощи в выборе темы ИП
Слайд 27
Деятельностный этап
обучающийся
наставник
Формирование плана работы обучающегося над ИП.
Выполнение сбора,
обработки и анализа информации по теме ИП.
Проведение необходимых исследований/иных видов работ для оформления практической части. Индивидуальные консультации.
Оформление ИП.
Подготовка презентации, раздаточного материала.
Предзащита ИП (по согласованию с наставником проекта)
САМООЦЕНКА ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Слайд 28
Этап защиты
обучающийся
наставник
Индивидуальные консультации (при необходимости)
Защита ИП
(по расписанию)
Слайд 29
Обобщенный план индивидуального проекта как оценочного
материала диагностики уровня достижения
метапредметных
планируемых результатов освоения образовательных программ
в соответствии с ФГОС
ООО
Слайд 30
- Проектная и исследовательская практика ребенка
может интенсивно развиваться в сфере
дополнительного
образования, на внеклассных и
внеурочных занятиях.
- Проектная и исследовательская деятельность
позволяет привлекать
к работе разные категории
участников образовательного процесса (учащихся,
родителей, учителей), создает условия для работы с
семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения
и самоутверждения, развития творческих способностей,
предоставляет возможность для отдыха и
удовлетворения своих потребностей.