Слайд 1Региональный уровень управления в политико-административной системе Российской федерации
Слайд 2Региональное управление
Это совокупность механизмов государственного управления, которое осуществляется органами государственной
власти субъектов Федерации в их административно-территориальных границах всеми им подведомственными
отраслями и сферами в соответствии с разграничением государственных полномочий между федеральными и субфедеральными органами
Слайд 4Региональное управление представляет собой совокупность действий по руководству социально-экономическими процессами,
протекающими в границах регионов
Слайд 5Цель регионального управления
Повышение уровня благосостояния населения, проживающего на данной территории,
рост экономического потенциала территории, улучшение качества жизни населения
Слайд 7Методы регионального управления
совокупность способов и методов воздействия субъекта управления на
управляемый объект
3 группы:
1.Организационные
2.Экономические
3.Социально-психологические
Слайд 8Показатели эффективности
1.Показатель соотношения рождаемости и смертности в регионе, показатель продолжительности
жизни, уровень рождаемости, смертности, детской смертности
2. Уровень доходов и расходов
регионального бюджета, объём расходов на внутрирегиональные инвестиции, источники финансирования социальной сферы, уровень доходов от региональной собственности
3. Наличие или отсутствие устойчивой партийной системы, уровень криминализации
Слайд 9Федерализм
Представляет собой политическую организацию, при которой государственное управление разделено между
региональными и центральным правительством таким образом, что каждый из уровней
управления имеет право принимать окончательные решения по определенным видам деятельности.
В федеральных государствах региональное управление имеет особенные характеристики. Это связано с двумя базовыми обстоятельствами:
основу федерализма составляет гарантированное разделение власти между центром и региональными правительствами.
регионы выступают в роли субъектов федерации, т. е. речь идет о территориальном разделении власти, при котором субъекты федерации определены географически
Слайд 10Мотивы объединения
1. стремление максимально адекватно отразить гетерогенный (неоднородный) характер многонационального
общества
2. надежда на приобретение определенных политических выгод, на политическое и
военное усиление
3. экономическая целесообразность и выгода
Слайд 11Принципы федерализма
1. Принцип автономии. Федерация и субъекты наделяются прерогативой принятия
законов. Имеет место реальное разделение власти. Полномочия тех и других
распространяются на строго определенные сферы деятельности. В этом плане автономия исключает всякое конкурирующее вмешательство федерации и ее субъектов в решение одного и того же вопроса, т. е. каждый обладает собственными исключительными полномочиями.
2. Принцип равенства. Федерации не принадлежит опекунская власть, или политический контроль над ее субъектами в сфере компетенции последних. С точки зрения права, все объединяющиеся в федерацию единицы должны быть равны. Они подчинены конституции, которая устанавливает и разграничивает их компетенцию.
3. Принцип участия. Федеративное государство основывается на изначальном распределении полномочий и средств их осуществления. Подобное разделение функций компенсируется наличием механизмов сотрудничества. Субъекты федерации участвуют в руководстве на федеральном уровне в первую очередь через верхние палаты национальных парламентов.
Слайд 12Типология федеративных отношений
1. квази-федерализм
2. классический федерализм
3. кооперативный федерализм
4. исполнительный федерализм
5.
чрезвычайный федерализм
6. Федерализм с двойным лицом (ассиметричный)
Слайд 13История федерализма в РФ
Советский федерализм возник и развивался не как
модель демократизации страны, а как способ решения национального вопроса. Федерализация
страны осуществлялась для того, чтобы создать, как отмечалось в резолюции III Всероссийского съезда советов, «полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России». федеративный строй РСФСР во многих чертах носил декларативный характер: Верховный Совет РСФСР до 1989 года оставался однопалатным (что типично для унитарных государств), полномочия национально-государственных и административно-территориальных единиц определялись по остаточному принципу и сводились преимущественно к коммунальным вопросам
Слайд 14Основы федерализма в РФ
федеративное устройство Российской Федерации основано на ее
государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации
Слайд 15Федеративное устройство России строится на принципе равноправия и самоопределения народов
в Федерации (пункт 3 статьи 5 Конституции). Этот принцип охватывает
все народы, проживающие па российской территории, независимо от их численности, экономического и культурного уровня и, что также существенно, пройденного ими исторического пути.
В России нет и не может быть иерархии народов, их деления на более или менее важные. Всем народам гарантировано право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Выделены в Конституции лишь права коренных малочисленных народов, которые особо охраняются не только в рамках государства, но и в международном сообществе (ст. 69 Конституции РФ).
Слайд 16В Конституции определены предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного
ведения России ее субъектов. Все остальные предметы ведения оставлены за
субъектами Российской Федерации (ст. ст. 71-73 Конституции РФ). Распределение предметов ведения, по существу, повторило Федеративный договор 1992 г., который, таким образом, практически вошел в текст Конституции (ср. статьи 71 и 72)
Слайд 17Основные признаки федерализма
1. Наличие письменной конституции. Разделение власти должно быть
четко определено: и центральному, и региональным правительствам необходимы твердые гарантии,
что предоставленные им права не могут быть аннулированы. Конституция служит необходимым компонентом федерализма (Ст. 5, 72 Конституции РФ)
Слайд 182. Двухпалатный парламент. Высший законодательный орган федеративного государства, как правило,
состоит из двух палат: первая представляет население страны в целом,
а вторая— субъекты федерации, т.е. является органом представительства регионов на общегосударственном уровне управления (Ст. 95 Конституции РФ)
Слайд 193. Право субъектов федерации принимать участие в изменении федеральной конституции
и самостоятельно вносить изменения в собственную конституцию.
Изменения федеральной конституции
не могут быть проведены без выраженного в той или иной форме согласия субъектов федерации. Оно может быть выражено Верхней Палатой парламента, представляющей субъекты федерации, и/или одобрением со стороны по крайней мере большинства законодательных органов субъектов федерации, или референдумами, проводимыми в субъектах федерации (Ст. 134 Конституции РФ)
Слайд 204. Равное или непропорционально сильное представительство небольших субъектов федерации в
верхней палате парламента. Поскольку все субъекты федерации имеют равное представительство
небольшие субъекты получают преимущество, так как их небольшое население имеет такое же представительство, как население крупных образований.
(Ст. 65 Конституции РФ)
Слайд 215. Децентрализация государственного управления. Определение степени централизации/децентрализации представляет собой значительную
трудность. За основу берутся расходы и доходы центра и регионов.
Однако многие исследователи считают, что целесообразнее сравнивать централизованное и нецентрализованное налогообложение. (Ст 73 Конституции РФ)
Слайд 22Принципы регионального управления
1. Принцип децентрализации означает перемещение центра принятия решений
от центральных органов управления к субъектам рынка и рыночной экономики.
В рамках этого принципа осуществляется делегирование полномочий сверху вниз
Слайд 232. Принцип партнёрства предполагает отход от жёсткой иерархической подчинённости по
вертикали и рассматривает объекты и субъекты регионального управления в процессе
их взаимодействия как юридически равные партнёры
Слайд 243. Принцип субсидиарности заключается в выделении денег под установленные цели
и реализуется в региональном управлении через формирование механизмов перераспределения бюджетных
средств, чтобы обеспечить во всех территориях субъекта общепринятый в государстве уровень минимальной бюджетной обеспеченности и не допустить финансового банкротства того или иного муниципального образования на территории субъект
Слайд 254. Принцип мобильности и адаптивности заключается в способности системы регионального
управления своевременно и эффективно реагировать на любые изменения внешней среды.
На практике он может выражаться в постоянной трансформации организационных структур системы регионального государственного управления, которая должна сопровождаться, в том числе и перераспределением функций, полномочий между отдельными элементами этой системы, перераспределением финансовой материальной базы для обеспечения каждым элементам новых полномочий
Слайд 26Принцип выделенной компетенции.
В отличие принципа разграничения полномочий он заключается
в перераспределении функций не между сферами регионального управления, а внутри
каждой сферы
Слайд 27Современное территориальное устройство РФ
22 республики
3 города федерального значения
9 краев
1
автономная область
46 областей
4 автономных округа
Слайд 28Города федерального значения
Города ФЗ образуют единые регионы со смежными территориями
Правительства
городов и смежных субъектов проводят совместные совещания по вопросам развития
транспортной инфраструктуры, воинского призыва, направления финансовых потоков и общего социального развития
Слайд 29Национальные республики
В составе РФ 22 национальные республики
Каждая республика имеет собственную
конституцию (не противоречит Конституции РФ)
Имеют полномочия по ведению вопросов национальной
культуры, по решению экологических проблем и экономических взаимоотношений с Центром
Многие проблемные вопросы решаются по согласованию с Центром на опыте Федеративных договоров
Слайд 30Автономные округа
В составе РФ 4 автономных округа
Только 1 из них
является полноценным субъектом
Остальные субъекты входят в состав смежных территорий.
Полномочия властей
АО согласуются не только с Конституцией РФ, но и с Уставами смежных субъектов в результате заключения договоров между субъектами
Слайд 31Область, край
Основной правовой документ на территории – Устав субъекта. Не
может противоречить Конституции РФ
Является территориальной формой образования субъекта
Слайд 32Федеральные округа
Утверждены Указом Президента РФ в 2000 г.
В составе
РФ 8 федеральных округов, их координирует полномочный представитель Президента
Некоторые
полпреды имеют статус вице-премьера (Северный Кавказ, Дальний Восток)
Слайд 33Административная структура органов власти
Слайд 34Исполнительная власть в регионах
Исполнительную власть в субъектах РФ возглавляет высшее
должностное лицо (губернатор, глава, президент, глава администрации, мэр)
Слайд 35Структура исполнительной власти в регионах
Многие территориальные подразделения подчиняются напрямую Федеральному
Центру (Министерствам, ФС, ФА). Национальные республики обладают большими полномочиями в
определении функций исполнительной власти на местах
Слайд 36Вертикальная модель
Региональные органы исполнительной власти выполняют прямые указания из соответствующих
центральных органов (МВД, ФСО, ФСБ, СВР, Таможня, МинЗдрав, МинОбр, Прокуратура,
Счетная палата и т.д)
Слайд 37Региональная корректировка
Вице-губернаторы напрямую подчиняются главе региона и контролируют деятельность органов
исполнительной власти на местах в подчиненной им сфере
Разрабатывают региональные программы
развития, дополняющие общефедеральные
Слайд 38Законодательная власть в регионах
Законодательное собрание в субъекте РФ является законодательно-представительным
органом власти, определяет Устав субъекта РФ
Принимает законы, действующие на территории
соответствующего субъекта, не противоречащие Конституции РФ
Тесно взаимодействует с федеральными депутатами (ГД, СФ) и муниципальными
Слайд 40ЗС принимает ежегодный отчет главы субъекта
Утверждает бюджет субъекта, региональных: главу
избирательной комиссии, судей, главу счетной палаты и др.
Слайд 41Бюджетный федерализм
Разграничение полномочий между центральными органами власти, властью субъектов федерации
и властью органов местного самоуправления по формированию и использованию бюджетов
различного уровня.
Слайд 42Правовой формой разграничения полномочий является заключенный между органами власти федеративный
договор и иные двусторонние договоры.
Слайд 43В ведении РФ находятся федеральная государственная собственность, установление основ федеральной
политики, федеральные программы различного направления развития страны, установление основ единого
рынка, финансового, валютного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, фед. налоги и сборы, безопасность страны.
Слайд 44В совместном ведении РФ и субъектов находятся вопросы владения, пользования
и распоряжения различными природными ресурсами, разграничение государственной собственности, установление общих
принципов организации системы органов власти
Слайд 45Алгоритм распределения бюджета:
1. Осуществление Налоговых сборов в регионах РФ
2.Передача федеральных
налогов в Центр
3. Составление Правительством РФ проекта освоения бюджета, разработка
программ, распределение дотаций
4. Утверждение бюджета РФ в ГД РФ
Слайд 465. Составление программ освоения регионального бюджета в администрациях регионов с
включением дотационных средств (при наличие) и средств, полученных за счет
региональных налогов
6. Утверждение регионального бюджета в ЗС региона
Слайд 487. Распределение расходных полномочий и доходных источников между региональным бюджетом,
бюджетами районов и городов регионального значения, сельскими (поселковыми) округами