Слайд 1Административно-правовой статус гражданина РФ
Доклад подготовил студент 2 курса
Группы 3-ПОНБ
Дегтяренко
Вадим
Слайд 2Административно-правовой статус гражданина - это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных
прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами. (Крутик А.А.)
Административно-правовой
статус гражданина – комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченные юридическими способами и средствами защиты. (Бахран Д.Н.)
Слайд 3Элементы административно-правового статуса граждан
принципы административно-правового статуса граждан;
гражданство;
административная правосубъектность(право-, дееспособность) граждан;
права и обязанности граждан в сфере государственного
управления;
административная ответственность граждан;
юридические гарантии административно-правового статуса граждан.
Слайд 4Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан
Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря
1993 г.;
Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22
ноября 1991 г.;
ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;
ФКЗ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;
ФЗ от 2 мая 2006 г. № 69-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»;
ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»;
ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528-1 «О беженцах»;
Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»;
ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»;
Уголовный кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан
Слайд 5Виды административно-правовых статусов граждан
общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в
сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;
родовой (специальный) административно-правовой
статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);
индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.
Слайд 6Принципы административно-правового статуса граждан
Социальное равенство. Все равны перед законом и
судом
Гуманизм
Народовластие (демократизм)
Презумпция невиновности
Законность
Слайд 7Четыре взаимосвязанных подсистемы:
Прежде всего это административно-правовой статус личности (человека), характеризуемый
комплексом прав и гарантий, декларируемых Конституцией РФ, актами международного права, находящими конкретизацию
в нормах административного права, и реализуемых посредством участия гражданина в административно-правовых отношениях. Это такие права, как право на жизнь, на равенство перед законом и судом, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, и другие.
Слайд 8Второй подсистемой является административно-правовой статус собственно гражданина. Именно здесь принципиальное
значение имеет устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в
наличии гражданства.
Слайд 9Третий уровень административно-правового статуса - социальный статус.
Социальный статус необходимо рассматривать
не в примитивном смысле социальной иерархии. Выделение социального статуса объективно
обусловлено тем, что место человека в социуме, выполняемые им социальные функции, его социальная роль во многом определяют содержание его прав и обязанностей.
Слайд 10Четвертый уровень административно-правового статуса гражданина составляет так называемый особый (факультативный) статус, содержание
которого определяется правами и обязанностями, приобретаемыми гражданином для удовлетворения индивидуальных потребностей.
Еще
одним проявлением факультативного статуса может служить статус, обусловленный совершением гражданином определенных действий, носящих, как правило, временный характер.
Слайд 11Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
членов административных коллективов;
субъектов административной опеки (сирот,
безработных, беженцев и др.);
жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами;
субъектов разрешительной системы (водителей,
лицензиатов, допущенных к государственной тайне, и др.);
государственных и муниципальных служащих;
индивидуальных предпринимателей;
лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления.
Слайд 12Роль органов исполнительной власти и местного самоуправления
издают правовые акты, влияющие на содержание административно-правового статуса
гражданина;
реализуют их исполнение;
содействуют гражданам в реализации их субъективных прав;
осуществляют охрану прав и
свобод граждан.