Слайд 1Антропов Владислав Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры МЭ и
МО МЭСИ
Регулирование движения капитала
Слайд 2
Международная миграция капитала- это движение капитала между странами,
включающее ввоз и вывоз капитала и его функционирование за рубежом
в целях систематического получения прибылей или достижения других экономических, а также политических выгод
Слайд 3
В зависимости от формы собственности вывозимый капитал делится
на:
Частный - вывозится преимущественно в предпринимательской форме (инвестиции, торговые кредиты,
межбанковское кредитование)
Государственный - обычно вывозится в ссудной форме (государственные займы, ссуды, помощь)
Слайд 4
По характеру использования капитал
может быть:
Предпринимательским -
прямые или косвенные инвестиции в производство с получением определенного объема
прав на получение прибыли
Ссудным – предоставление средств для получения процента
Слайд 5Деление ввоза и вывоза капитала на ссудный и предпринимательский
Слайд 6
Предпринимательский капитал выступает в двух видах:
портфельных инвестиций
и
прямых инвестиций.
Слайд 7
В российской практике к прямым инвестициям относят:
приобретение
иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном
или складочном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;
вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;
осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.
Слайд 8
Инвестиции, не подпадающие под определение прямых или портфельных,
определяются как прочие инвестиции (международные займы и банковские депозиты)
Слайд 9
Воздействие помощи развитию на экономику принимающих стран:
Приток
чистых финансовых ресурсов дает возможность национальным государствам проводить политику реструктуризации
национальной экономики, ускорять экономический рост.
В ряде отраслей снижаются стимулы для местных производителей.
Ресурсы, передаваемые в виде помощи, не всегда попадают в руки действительно нуждающихся в ней слоев населения.
Слайд 10Регулирование международного движения капитала
В современной мировой практике существуют
два основных вида регулирования международного движения капитала:
государственное и
международное регулирование.
Слайд 11Государственное регулирование международного движения капитала
Основу государственного регулирования международного движения
капитала составляют национальные законы, постановления и административные процедуры.
Для
решения задач привлечения иностранных инвестиций в национальное законодательство включаются прежде всего положения о предоставлении иностранным инвесторам национального режима принимающей капитал стороны
Слайд 12
Осуществление иностранных инвестиций связано с дополнительными политическими и
коммерческими рисками. Поэтому в национальном законодательстве некоторых стран предусматривается предоставление
иностранным инвесторам дополнительных льгот, в числе которых могут быть:
Слайд 13
предоставление льготного режима налогообложения в отношении реинвестиций;
льготный режим налогообложения заработной
платы и других видов вознаграждений иностранных специалистов
освобождение от таможенных пошлин
постоянно или временно ввозимого иностранными инвесторами имущества, оборудования для производства экспортной
действие так называемой “дедушкиной оговорки”
Слайд 14
Основные формы поддержки прямых инвестиций со стороны государства:
Предоставление
государственных гарантий
Страхование зарубежных инвестиций
Урегулирование инвестиционных споров
Исключение двойного налогообложения
Административная и дипломатическая поддержка
Слайд 15Международное регулирование международного движения капитала
Реализуется путем заключения специальных
двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений в области инвестиций, в которых
фиксируются следующие положения:
о национальном режиме для иностранных инвесторов;
о защите иностранных инвесторов (от национализации, по репатриации капитала, прибыли и дивидендов и др.);
о порядке разрешения споров;
по страхованию от ущерба на случай политических рисков.
Слайд 16Свободные экономические зоны в мировой экономике
Свободные экономические зоны
— это географические территории, которым их политические центры предоставляют более
льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности.
Слайд 17
Впервые официальное конкретное определение свободной экономической зоны
было дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 г.:
Cвободная экономическая зона - часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю.
Слайд 18
История создания СЭЗ знает два концептуальных подхода —
территориальный и функциональный.
Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и
организации, расположенные на обособленной территории.
При втором подходе преференции применяются к определенным видам предпринимательской деятельности вне зависимости от места их размещения.
Слайд 19
Мировая практика организации и функционирования специальных экономических зон
свидетельствует, что они создаются для достижения разнообразных целей:
Во-первых, главной целью
создания СЭЗ является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда
Слайд 20
Во-вторых, СЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынка заинтересованной страны
высококачественной продукцией, в первую очередь импортозаменяющими товарами
Слайд 21
В-третьих, организация специальных экономических зон предусматривает более глубокое включение в
МРТ не только по производственной линии, но и в области
туризма, культуры и санаторно-курортной сферы,
Слайд 22
В-четвертых, СЭЗ призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство отечественных и
иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во всей
национальной экономике страны.
В-пятых, одной из целей создания специальных экономических зон для развивающихся стран является обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров.
Слайд 23
В-шестых, важная цель организации СЭЗ — стимулирование экономического развития какой-то
территории или конкретной отрасли производства
В-седьмых, в отдельных странах СЭЗ рассматриваются
как региональный метод модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным.
Слайд 24
Имеющийся опыт создания специальных экономических зон показывает, что
каждому их типу соответствует свой специфический набор льгот и стимулов.
В экономической литературе обычно выделяют четыре основные группы льгот:
Слайд 25
внешнеторговые льготы (упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций, снижение или отмена
пошлин;
финансовые льготы (низкие цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы,
субсидии)
фискальные льготы ( налоговое стимулирование определенных видов предпринимательской деятельности)
административные льготы, которые предоставляются администрацией данной СЭЗ для упрощения режима въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий, а также оказания различных услуг.
Слайд 26Основные виды свободных экономических зон
Свободные торговые зоны (СТЗ). Это ограниченные
участки территории морского порта, аэропорта или расположенные в непосредственной близости
от них, которые выведены за пределы национального таможенного пространства.
Слайд 27Основные виды свободных экономических зон
Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Экспортно-производственные зоны сформировались
вследствие поощрения экспортного производства на анклавной территории некоторых стран
Слайд 28Основные виды свободных экономических зон
Технико-внедренческие, или научно-технологические зоны. В разных
странах они носят оригинальные названия — технопарки, технополисы, инновационные центры
и другие.
Слайд 29Основные виды свободных экономических зон
Наряду с СЭЗ, ориентированными на один
вид деятельности, получили распространение свободные экономические зоны многоотраслевого назначения, или
комплексные зоны (например, СЭЗ “Шеньчжень” в Китае, совмещает черта зоны свободной торговли и технопарка).
Слайд 30Основные виды свободных экономических зон
В 70-е гг. во многих регионах
мира стали возникать сервисные зоны. Они представляют собой территории с
льготным режимом для фирм и учреждений, занятых оказанием различных видов финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам в первую очередь относятся так называемые оффшорные образования
Слайд 31Основные виды свободных экономических зон
Под офшорной зоной или офшорным финансовым
центром понимается территория или страна, законодательство которой разрешает регистрацию и
функционирование оффшорных компаний, т.е. таких компаний, деятельность которых основана на извлечении прибыли из источников, расположенных вне страны или территории их регистрации.
Слайд 32
Составными элементами льготного режима в оффшорных зонах являются:
низкий
уровень уставного капитала,
отсутствие таможенных пошлин и сборов для иностранных
инвесторов,
свободный вывоз прибылей, отсутствие валютных ограничений и др.
оффшорные предприятия не подлежат налогообложению
Слайд 33
Оффшорные фирмы создаются и действуют в специальных
оффшорных зонах, для которых характерны следующие черты:
максимальное упрощение процедуры регистрации
(минимальный размер уставного капитала обычно не устанавливается; личности владельцев фирм не подлежат разглашению);
налог на прибыль отсутствует или не превышает 1-2%. Налоги на вывоз доходов (дивидендов, банковского процента, платежей роялти) отсутствуют;
Слайд 34
отсутствуют таможенные пошлины и сборы для иностранных инвесторов;
отсутствуют валютные ограничения;
существует
банковская и коммерческая секретность на высоком уровне;
действуют принципы общей лояльности
по отношению к бизнесу со стороны государственного регулирования.
Слайд 35
В мире к началу XXI в. насчитывалось около 60 оффшорных
зон.
В оффшорных зонах сосредоточена значительная часть мировых финансовых активов, по
некоторым оценкам — до 6 трлн долл.
Через оффшорные зоны проходит около половины мировой денежной массы, инвестируется до 20% капиталов частных лиц и примерно столько же (до 20%) внешних активов банков.