Слайд 1Регулирование рыночной экономики
Дубынина Анна Валерьевна,
к.э.н., доцент кафедры
«Экономика и финансы»
Слайд 2План
Сущность и способы регулирования экономики
Цель, методы и формы государственного регулирования
Альтернативные
подходы к определению характера регулирования
Теоретические модели государства
«Провалы» государства
Слайд 31. Сущность и способы регулирования экономики
Слайд 4Регулирование экономики
Обеспечение стабильного функционирования экономики
Достижение макроэкономического равновесия
Эффективное решение ключевых экономических
проблем (что, как, для кого производить?)
Слайд 5Способы регулирования экономики
Рыночное саморегулирование
Государственное регулирование
Косвенное
Прямое
Сознательное
Стихийное
Способы регулирования
Слайд 6Рыночное саморегулирование
Предполагает, что установление макроэкономического равновесия на рынках товаров и
услуг, факторов производства, денежном происходит под влиянием рыночных сил
Слайд 7Стихийное саморегулирование
Сознательное саморегулирование
Характеризуется отсутствием субъекта регулирования («невидимая рука»)
Осознанная деятельность экономических
агентов (потребителей и производителей), направленная на регулирование отдельных сторон рыночных
отношений (заключение договоров, регулирование рисков)
Слайд 8Государственное регулирование
Характеризуется тем, что определенные функции по поддержанию макроэкономического равновесия
берет на себя государство
Слайд 92. Цели и методы государственного регулирования
Слайд 10Государственное регулирование
Система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и
приспособления экономики к изменяющимся условиям
Слайд 12Прямые методы государственного регулирования
Косвенные методы государственного регулирования
Используются с целью непосредственного
установления макроэкономиче-ских пропорций
Используются с целью повлиять на деятельность экономических агентов
через их интересы
Слайд 13Прямые (административные) методы государственного регулирования
Распределение государственных заказов между экономическими агентами
Административное
регулирование цен и тарифов (на услуги естественных монополий)
Лицензирование отдельных видов
деятельности (ст.12 ФЗ №99 от 04.05.11«О лицензировании отдельных видов деятельности)
Стандартизация и сертификация (ФЗ №162 от 29.06.15 «О стандартизации в РФ»)
Гос. программирование и прогнозирование
Нормативно-правовое регулирование
Слайд 14Косвенные (экономические) методы государственного регулирования
Бюджетно-налоговое регулирование (налоговое стимулирование (сдерживание)
экономического развития, политика государственных расходов)
Денежно-кредитное регулирование (изменение учетной ставки, нормы
обязательных резервов, осуществление операций с государственными ценными бумагами)
Слайд 153. Альтернативные подходы к определению характера регулирования
Слайд 16Альтернативные подходы к определению характера регулирования
Кейнсианский подход
Классический подход
Слайд 17Кейнсианский подход
Рыночная экономика нестабильна, развивается циклически
Восстановление стабильности невозможно без государственного
вмешательства
Для смягчения резких экономических спадов и подъемов необходима дискреционная фискальная
политика
Слайд 18Дискреционная политика
Изменяется в зависимости от экономической ситуации:
- стимулирующая политика на
стадии спада
- сдерживающая политика на стадии подъема
Слайд 19Классический подход
Рыночная экономика по своей природе стабильна, а нестабильность вызывает
дискреционная государственная политика
Государственное регулирование должно не подстраиваться под экономическую ситуацию,
оно должно быть минимальным
Слайд 204. Теоретические модели государства
Слайд 22Контрактное государство
Государство, создаваемое на основе договора, в котором каждый индивид
делегирует государству часть функций по определению и защите прав собственности
Государство использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему индивидами правомочий и в их интересах
Индивиды рассматривают уплату налогов не как повинность, а как свою обязанность
Слайд 23Эксплуататорское государство
Государство использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода
Индивиды
рассматривают уплату налогов как повинность
Слайд 24Вывод
Государство наделяется (в контрактной модели) или присваивает (в эксплуататорской
модели) себе власть устанавливать и перераспределять права собственности своих граждан
В контрактной модели - это делается для реализации интересов граждан
В эксплуаторской модели – для удовлетворения потребностей правящей группы, класса
Слайд 25Эмпирические методы оценки характера государства
Слайд 26Структура ряда доходов федерального бюджета
Слайд 27Структура ряда расходов федерального бюджета
Слайд 28Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Слайд 29Характеристика двух моделей государства
Слайд 30Характеристика двух моделей государства
Слайд 31Вывод
Институциональный анализ государственного бюджета позволяет определить тип государства
Слайд 33«Провалы» государства
Неспособность государства обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответствие социально-экономической
политики принятым в обществе представлениям о справедливости
Слайд 34Провалы государства в неоклассической теории
Слайд 35Провалы государства в институциональной теории
Слайд 36«Растущее» государства как причина роста налоговой нагрузки
Расширение масштабов государственной деятельности
в связи с растущей налоговой нагрузки побуждает экономических субъектов уходить
в теневую экономику
Слайд 37Бюрократизм
Создание значительного аппарата государственных служащих неизбежно ведет к формированию явления
бюрократия, что затрудняет процесс принятия решений при заключении контрактов, сделок
и т.д.
Слайд 38Реализация собственных интересов под «крышей» государственных структур
Чиновники часто используют государственную
собственность, государственные контракты в своих личных целях
Слайд 39Искажение в передачи информации
Экономические субъекты при заключении контрактов могут по-разному
воспринимать одну и ту же информацию, что приводит к отклонениям
результатов деятельности государства от поставленных задач
Слайд 40Отсутствие четких критериев эффективности деятельности
Функционирование государства не сводится только к
получению прибыли, спектр целей очень широк, что не позволяет определить
единый критерий