Слайд 1Реклама в Средневековье
Анастасия Фадеева
Олеся Сердцева
Слайд 2Три этапа:
Раннее Средневековье: 5-10 век.
Развитое Средневековье: 11-14 век.
Позднее Средневековье: 15-16
век.
Слайд 3Раннее Средневековье: особенности
Господство христианства: распространение религиозных представлений;
Влияние христианства на юриспруденцию,
педагогику, политику и искусство;
Затухание многообразия коммуникационных процессов;
Процесс дезурбанизации.
Слайд 4Раннее Средневековье: проповедь
Монастырь – концентрация культуры и образования.
Христианские проповеди –
опора на древнегреческое и древнеримское ораторское мастерство, язычество, древнееврейское и
ветхозаветное ораторское мастерство.
Источники – Евангелие.
Слайд 5Раннее Средневековье: проповедь
Цель проповеди – разъяснение и возвещение истины;
Образность, эмоционально-психологическое
воздействие, аллегоричность;
Простота и наглядность;
Атмосферность.
Слайд 6Раннее Средневековье: проповедь
Слайд 8Развитое Средневековье: особенности
Укрепление феодального строя;
Оживление торговых контактов;
Урбанизация.
Слайд 9Развитое Средневековье: глашатаи
Локализация: город;
Направления в рекламе: коммерческое, административно-правовое (сообщение), немного
социальное (сообщение о пропаже, о казни);
Социальное: продажа вина;
Слайд 10Развитое Средневековье: герольды
«Судьи» рыцарских поединков;
Массовое информирование и реклама;
Анонсы турниров и
визитные карточки участников;
Блазонирование.
Слайд 11Развитое Средневековье: фольклорные виды
«Крики улиц»;
Станционные зазывалы;
Ярморочный фольклор.
Слайд 12Развитое Средневековье: «Крики»
Громкая реклама товаров;
Ритмичная стихотворная форма;
Различный внешний облик «криков»;
Крики
бродячих артистов.
Слайд 14Развитое Средневековье: станционные зазывалы
Реклама лавочек, таверн, вин и т.д.;
Агрессивная реклама;
Публичные
писцы.
Слайд 16Изобразительная реклама развитого Средневековья
Цеховая геральдика, торговая и производственной эмблематика, широкое
распространение народных гравюр
Отличие собственно геральдической стадии -- в совокупности строгих
правил составления гербов, строгого учета прав их владельцев на те или иные изображения, тщательной трактовке смысла применяемых символов.
три ведущих потока: рыцарская (родовая), политическая (гербы государств, городов, регионов) и торгово-ремесленническая.
Слайд 17Торговая и цеховая эмблематика
«Псевдогеральдика»: не действует строгая система нормативов
Англия,
XI век: купеческие гильдии (собств. устав, отличительные знаки)
Св. Базиль покровительствует
торговцам шерсти
Св. Кристина покровите-
льствует сапожникам
Слайд 18Самая ранняя документальная запись о средневековом торговом знаке в Англии
--1266 г (хлебопёки)
XIII век — расцвет ремесленнических цехов в Западной
Европе => разнообразие эмблематики (рекламная роль)
изображение орудий данного ремесла
Слайд 19Своеобразные пометы – филигрань / водяные знаки
Фамилиями или прозвищами помечали
клинки мечей оружейных дел мастера. В ходу была также гравировка
на подобных изделиях пожеланий, девизов, заклятий.
Девиз => появление рекламных слоганов
Слайд 20
Бартоло де Сассоферрато: «Каждый может себе взять гербы и знаки,
носить их и изображать на собственных вещах»
Слайд 21Золотой цвет благороднее прочих, и им изображается солнце. Нет ничего
благороднее света. Алый цвет благороден; он обозначает огонь. Третий цвет
голубой; он обозначает воздух. Белый цвет — благороднее черного; черный цвет — низший.
Когда изображаются животные, они должны быть представлены в их наиболее благородных позах и так, чтобы они лучше всего выказывали свою силу.
Лев, медведь и им подобные должны быть изображены стоящими прямо, с оскаленной пастью и когтистыми лапами.
Конь должен изображаться поднятым, как бы скачущим.
Агнец должен изображаться покойно идущим по земле.
Когда изображается животное, его правая нога всегда должна быть впереди.
Слайд 22Конкуренция, сходные символы
Сассоферрато: «Я полагаю, что если другой сделает такое
же клеймо, оно может быть запрещено, так как этим наносится
ущерб народу. Ведь изделия одного принимаются за изделия другого...»
в XIV веке отчетливо фиксируется связь качества продукции с престижем фирменных знаков
Слайд 23Цеховые демонстративные акции и саморегулирование цеховой рекламы
совмещение религиозной и цеховой
акций
Клейноды (эмблемы)
Представители духовенства
светские предметно-изобразительные украшения (гигантская колбаса)
Ограничения
Слайд 24Активизация религиозной рекламы
соперничество в количестве и качестве чудес
забота об архитектуре
и украшении храма (XIII-XIV)
росписи, фрески, монументальные картины
Слайд 25Изображения донаторов
исконное и вездесущее стремление к демонстративности переходит в явление
саморекламы, преодолевающее даже религиозные нормативы
Слайд 26Предплакатные жанры рекламы
настенная живопись – творческий предшественник будущих плакатных форм
пропаганды и рекламы, предшественник жанра политического плаката
Гравюра (ксилография –
на дереве, оттиски) Расцвет -- XV-XVI века
выгравированный текст -- предвестник типографского способа тиражирования
Слайд 28Изобразительная и письменная реклама позднего Средневековья
Вывески более красочны, основная часть
– вербальная
Si quis (14-15 вв)
Афиши play bills -> posters
Рукописные каталоги
Слайд 29Общие выводы
1) Ведущая форма рекламирования -- устные институционализированные и фольклорные
варианты текстов.
2) Изобразительная реклама воплощена геральдической символикой, цеховой и торговой
эмблематикой, гравированными листками и живописными вывесками.
3) Развитие фресковой и монументальной церковной и светской живописи создает предпосылки становления плакатного жанра в рекламном процессе.
4) Разнообразные способы регулирования рекламной коммуникации со стороны городской администрации дополняются саморегулированием таковой в рамках корпоративных объединений.
5) Наращивание вербальной письменной рекламы: жанры листовки, афиши и каталога манускриптов.