Слайд 1Рекомендации для родителей
от учителей-логопедов
Воронковой К.М. и Кузовковой Е.С.
Слайд 2Впереди лето – пора детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые
недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить,
что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Уважаемые Родители!
Поздравляем вас с окончанием учебного года!
За этот год ваши дети подросли, окрепли, научились дружить, достигли больших успехов!
Слайд 3Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето
не пропала, мы предлагаем Вам упражнения, которые можно выполнять не
только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т. д.
Искренне надеемся, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу
Слайд 4«Что из чего?»
Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного
материала.
Например: Мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета,
мясная колбаса…
(Дерево…металл …стекло… бумага… кожа… шоколад… пластмасса… резина …)
«Пятерочка»
Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай (или шагай, хлопай)
Например: Я знаю молочные продукты – Кефир раз, ряженка два, йогурт три, масло четыре, сметана пять.
(Фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т.д)
Слайд 5 «Мир животных»
Назови как можно больше животных, у которых
есть указанная часть тела
Например: Рога есть у …оленя, лося, коровы,
барана, яка… (Лапы есть у…; Копыта есть у …; Перья есть у …; Чешуя есть у …; Крылья есть у …; Клыки есть у … и т.д.)
«Три части»
Назови по три части указанных предметов. Если назовёшь пять частей, ты – победитель!
Например: Я знаю 3 части машины: кабина, руль, сиденье, фары, кузов.
(3 части дома, велосипеда, корабля, стула…)
Слайд 6«Подбери словечко»
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его
друг другу.
Про что можно сказать:
Свежий - (воздух, огурец, хлеб,
ветер);
Старый- (дом, пень, человек, ботинок);
Свежая- (булочка, новость, газета, скатерть);
Старая- (мебель, сказка,
книга, бабушка);
Свежее - (молоко, мясо,
варенье); и т.д.
Слайд 7СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Слайд 8До поступления в школу родителям следует обратить внимание на следующее:
1.
Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести – семи годам должен четко произносить все звуки.
2.
Состояние фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
Слайд 93. Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик),
словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из
дома, рассказал о друге).
4. Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
5. Состояние словарного запаса
В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, в числе которых представлены все части речи. Считать слова, известные Вашему ребенку, конечно же, не нужно, да и это невозможно. Но Вы можете проверить знание ребенка лексики по темам: «Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Продукты», «Животные дикие и домашние» и т.п.
Слайд 106. Состояние связной речи
Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите
сочинить или пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то,
что происходит на улице, картине, др.
7. Развитие мелкой моторики
Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того, чтобы избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к письму непосредственно руки.
Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, глины, теста; игры с мелким конструктором; пазлы, мозаика, застёгивание и расстёгивание пуговиц; пособия-шнуровка, завязывание шнурков, развязывание узелков на шнурках; раскрашивание, штриховка, рисование (фломастеры не рекомендуются); нанизывание бус, бисероплетение; многое другое.
Слайд 118. Состояние пространственных функций
Умение определять «право – лево» в различных условиях,
положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевёрнутые,
заштрихованные наложенные друг на друга и пр.).
9. Развитие коммуникативных функций
Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми. Речь идет об умении слушать, запоминать и выполнять инструкции и о выстраивании полного, развернутого, уверенного общения.
Слайд 1210. Развитие процессов внимания, памяти
Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий
для развития внимания и памяти. Например, найти 10 отличий на
двух практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие детали; запомнить ряд слов или предметов; и т.д.
11. Развитие мышления
Развитое мышление предполагает умение ребенка обобщать слова или предметы («назови одним словом»: например, стол, стул, кровать, шкаф – это мебель); умение классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец, яблоко, морковь, груша, персик); умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик, чашка).
Слайд 13Важно не учить читать, а развивать речь ребенка. Не учить писать,
а создать условия для развития мелкой моторики.
- Больше читайте! Читайте
вслух ребенку, рассматривайте с ним иллюстрации в книге, пусть пробует читать сам (хотя бы коротенькие знакомые слова).
- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
- Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
- Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.
Слайд 14Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в
коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте
в лени и невнимательности!
Помогите своему ребенку!
К поступлению в 1 класс ребенок должен знать:
- свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, номер телефона мамы / папы
- знать времена года, названия месяцев, дней недели
- уметь различать цвета
- уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.
- иметь элементарные представления об окружающем миру: о профессиях, явлениях природы, правилах общения и поведения.
Слайд 15
Проведите максимально больше времени со своим ребенком,
ведь он так
этого ждет!
Приятного Вам отдыха, до встречи в новом учебном году.