Слайд 1История становления и развития социологии
Слайд 3Огюст Конт
«Курс позитивной философии» (1830—1842)
«Система позитивной политики» (1851—1854)
Слайд 4Автор понятия «социология» и ряда других родственных терминов: «социологическая наука»,
«позитивная социология», «общая социология» и т.п.
Социология – «королева» наук.
Теоретическая наука об обществе и систематическое исследование социального поведения людей необходимы для выстраивания рационального человеческого взаимодействия.
Основной закон социологии Конта — «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель».
Слайд 5
Три стадии развития общества
Слайд 6
Теологическая
[с древности до 1300 г.]
Все явления объясняются на
основе религиозных представлений; господство сверхъестественного; в мировоззрении слиты светское и
религиозное, жизнь проникнута духом завоеваний.
Слайд 7
Метафизическая
[1300-1800 гг.]
Возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности,
индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности
и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков.
Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию.
Слайд 8
Научная
[XIX в.]
Главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы
функционирования социальных систем.
Слайд 10Эмиль Дюркгейм
«Элементы социологии» (1889)
«О разделении общественного труда» (1893)
«Правила
социологического метода» (1895)
«Самоубийство» (1897),
«Элементарные формы религиозной жизни» (1912)
«Социология и философия» (1924)
Слайд 11
«Социологизм» как философское обоснование социологии
Слайд 12Эмиль Дюркгейм
Онтологическая сторона социологизма - концепция социальной реальности:
1. Социальная реальность
включена в универсальный природный порядок.
2. Общество - это реальность особого
рода, не сводимая к другим ее видам.
3. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.
Слайд 13
Методологический аспект
«социологизма»
Слайд 14Эмиль Дюркгейм
Познавательной целью социологии провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и
закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов,
аналогичных методам естественных наук. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно.
Слайд 15Эмиль Дюркгейм
Предмет социологии, по Дюркгейму, - социальные факты, которые, характеризуются
двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на
них принудительное воздействие. Впоследствии он дополнил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как «науку об институтах, их генезисе и функционировании».
Слайд 17Карл Маркс
«Тезисы о Фейрбахе (1845)
«Немецкая идеология (1846)
«Манифест коммунистической партии
(1848)
«К критике политической экономии (1859)
«Капитал»
«Критика Готской программы (1875)
«Восемнадцатое брюмера Луи
Бонапарта (1885)
Слайд 18Карл Маркс
Методология
- социальное развитие происходит согласно определенным законам = историческая
необходимость
- диалектический подход - выявление всякого рода противоречий, коллизий, напряжений,
конфликтов.
Слайд 19Карл Маркс
Теория социальных систем
Общественная формация – это социальная система, состоящая
из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. В
ее основании лежит способ производства материальных благ, т. е. экономическая подсистема. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.
Слайд 20Карл Маркс
Теория социальных систем
К производительным силам относятся все имеющиеся в
распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства.
Производственные отношения, вторая
сторона способа производства, выражается, по Марксу, главным образом в различных формах собственности на средства производства.
Слайд 21Карл Маркс
Теория социальных систем
Помимо производительных сил и производственных отношений формация
включает в себя и надстройку, или суперструктуру: юридические и политические
отношения и институты и остальные сферы социальной жизни: мораль, науку, религию, искусство.
Слайд 22Карл Маркс
Виды общественных формаций
Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности
и кровно-родственных отношениях.
Следующие три формации (рабовладельческая, феодальная, буржуазная) базируются
на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер.
Слайд 23Карл Маркс
Теория социального развития. Социальная революция
Динамика социального развития обусловлена конфликтом
между развивающимися производительными силами, и производственными отношениями – с другой.
Развитие производительных сил является непреложным законом; они не могут не развиваться. Для него это развитие тождественно самой жизни.
Слайд 24Сравнение подходов к социальному развитию К. Маркса и О. Конта
Что
их объединяет?
1. Оба верят в универсальную эволюцию человеческого рода.
2.
Оба верят в прогресс, т. е. считают, что социальная эволюция – это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
3. Оба верят в конечное совершенное состояние, в грядущий и уже наступающий золотой век.
4. Пророчествуя о грядущем золотом веке, они не могут просто ожидать его, но чувствуют себя призванными способствовать его наступлению.
.
Слайд 25В ЧЕМ РАЗЛИЧИЯ?
1. Для Конта «нормальное» социальное развитие предполагает преемственность,
опору на традицию, отсутствие резких скачков и сдвигов. Для Маркса,
наоборот – это постоянный разрыв с прошлым, бурные трансформации и сдвиги.
2. По Конту, социальный прогресс носит мирный, непротиворечивый характер. Для Маркса, наоборот, социальные противоречия, конфликты, противоборство всякого рода – источник социального развития.
Слайд 263. Представление Маркса о характере и путях социальной эволюции, прогресса
было более сложным и тонким, чем у Конта.
Проблематика революции
занимает центральное место в теории социального изменения Маркса. Социальная революция – это не просто переход от одной, менее прогрессивной общественной формации к другой, более прогрессивной, но и определенный способ такого преобразования; это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях.
Слайд 28Макс Вебер
«Аграрная история древнего мира».
«Исследования по методологии наук».
«История
хозяйства: Город».
«Протестантская этика и дух капитализма».
«Хозяйство и общество»
Слайд 29Макс Вебер
Социологический метод
Понимание: социология должна познавать те значения, которые люди
придают своим действиям.
Социология должна изучать человеческое поведение в максимально
обобщенном виде.
Идеальный тип - это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя - в качестве теоретической схемы изучаемого явления - и выступает как своеобразный "эталон", сравнивая с которым интересующий нас объект, мы можем судить о мере удаления или, наоборот, приближения к нему исследуемой эмпирической реальности.
Слайд 30Макс Вебер
Идеальные типы социальных действий
"Действием" мы называем действие человека (независимо
от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится
ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. " Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.
Слайд 31Идеальные типы социальных действий
Слайд 32Макс Вебер
Рационализация социальной жизни - одна из главных тенденций самого
исторического процесса. Рационализация находит свое выражение в увеличении доли целерациональных
действий в общем объеме всех возможных типов социальных действий и в усилении их значимости с точки зрения структуры общества в целом.
Слайд 33Макс Вебер
Рационализация как историческая тенденция, по Веберу, включает в себя:
в экономической сфере - организацию фабричного производства бюрократическими средствами и
расчеты выгод с помощью систематических оценивающих процедур;
в религии - развитие теологических концепций интеллектуалами, постепенное исчезновение волшебного и вытеснение таинств личной ответственностью;
Слайд 34в праве - эрозию специально устроенного законотворчества и произвольного судебного
прецедента дедуктивными юридическими рассуждениями на основе универсальных законов;
в политике
- упадок традиционных норм узаконения и замещения харизматического лидерства регулярной партийной машиной;
в моральном поведении - больший акцент на дисциплину и воспитание;
в науке - последовательное снижение роли индивидуального инноватора и развитие исследовательских команд, скоординированных экспериментов и направляемой государством научной политики;
в обществе в целом - распространение бюрократических методов управления, государственного контроля и администрирования.
Слайд 35
Социология господства
Идеальные типы господства
Слайд 36Макс Вебер
Легально-рациональное господство
Основной мотив подчинения - удовлетворение собственных интересов. Отсюда
- столь важная роль, которую играет в легально-рациональном господстве бюрократия.
Слайд 37Бюрократическая организация характеризуется целым рядом важных черт:
Эффективность, достигаемая, главным образом,
благодаря четкому разделению обязанностей между работниками аппарата;
Строгая иерархизация власти, которая
позволяет вышестоящему должностному чиновнику осуществлять контроль за деятельностью нижестоящего;
Формально установленная и четко зафиксированная система правил;
Безличность административной деятельности и эмоциональная нейтральность отношений.
Слайд 38Макс Вебер
Традиционное господство
Основано на привычном убеждении в святости и незыблемости
общепринятых традиций и в законности прерогатив власти, предоставляемых ими. Право
власти чаще всего носит наследственный характер
Слайд 39Макс Вебер
Харизматическое господство
Основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру.