Слайд 1РЕАЛИЗАЦИЯ Федерального закона
№ 273
«Об образовании в Российской Федерации»
от
29.12.2012 г.
на уровне образовательной организации
(идеология и издержки)
Слайд 2Зачем нужно было принимать новый закон?
1. Закрепить средствами права достижения
научной мысли (юриспруденции, педагогики)
2. Систематизировать (чётко и ясно упорядочить) изменения
образовательного законодательства и привести в соответствие реалиями и с нормами права иных отраслей.
3. Привести в соответствие с нормами международного права.
(Конструкция старого была существенно нарушена)
(ежегодно с 1996 г. по 6-7 изменений)
Слайд 3Цели нового Закона
Приведение механизма правового регулирования в соответствие с современными
запросами, потребностями и новыми общественными отношениями;
Повышение эффективности механизма правового
регулирования;
Устранения пробелов и снятия противоречий, содержащихся в действующем законодательстве
Слайд 4История «кодификации»
1. 2003 г. – «Кодекс об образовании» ЦОЗ (lexed.ru)
2.
2007 г. – «Кодекс об образовании»
МГУ
3. 2009 г. –
проект «Закона об образовании в РФ»
4. 2011 – проект КПРФ «Об Образовании» (Образование для всех)
Слайд 5С 1 декабря 2010
www.zakonoproekt2010.ru
По 1 февраля 2011
Слайд 617 октября 2012– первое чтение – в ГД
18 декабря 2012
– второе чтение в ГД
21 декабря 2012 - третье чтение
в ГД
26 декабря 2012 – одобрен СФ РФ
29 декабря – подписан Президентом РФ
31 декабря - опубликование
Слайд 7Результаты голосования
(2-чтение 18.12.12)
«За»:
Единая Россия - 99.2%
ЛДПР - 100%
«Против»:
КПРФ -
100%
Справедливая Россия - 92.2%
Слайд 8Порядок вступления в силу ст. 111
С 31 декабря 2012 -
При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их
организационно-правовой формы.
с 1 сентября 2013 года – основная часть вступила в силу
с 1 января 2014 года - Пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, а также пункт 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу.
Слайд 9Структура нового закона
15 глав
111 статей
Статьи делятся на «части»
Части делятся на
«пункты»
(Преамбула теперь отсутствует)
Слайд 10ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (СТАТЬИ № 1 - 9)
ГЛАВА
2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ (СТАТЬИ № 10 - 20)
ГЛАВА 3.
ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СТАТЬИ № 21 - 32)
ГЛАВА 4. ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ИХ РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ) (СТАТЬИ № 33 - 45)
Слайд 11ГЛАВА 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, РУКОВОДЯЩИЕ И ИНЫЕ РАБОТНИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СТАТЬИ № 46 - 52)
ГЛАВА 6. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ,
ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (СТАТЬИ № 53 - 62)
ГЛАВА 7. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СТАТЬИ № 63 - 67)
Слайд 12ГЛАВА 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СТАТЬИ № 68 - 72)
ГЛАВА 9.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (СТАТЬИ № 73, 74)
ГЛАВА 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СТАТЬИ
№ 75, 76)
ГЛАВА 11. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (СТАТЬИ № 77 - 88)
Слайд 13ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СТАТЬИ
№ 89 - 98)
ГЛАВА 13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (СТАТЬИ № 99 - 104)
ГЛАВА 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТ РУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (СТАТЬИ № 105 - 107)
ГЛАВА 15. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (СТАТЬИ № 108 - 111)
Слайд 14Новации закона
1. «Программо-центризм» (вместо учреждение-центризма»)
2. Образовательные «организации» (вместо «учреждений»)
3. Нормы-дефиниции
представлены (ст. 2)
Слайд 153. Изменение уровней образования (дошкольное образование стандартизируется, бакалавриат, магистратура, подготовка
кадров высшей специализации)
4. Изменение программ профессионального образования и обучения
Слайд 16В основе реализации конституционного права на образование – реализация ОП
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА (ч.2 ст. 108 – переходный этап)
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ФГОС
(«образовательных
стандартов» для общего образования нет)
Слайд 17Исключение из правил
Реализация дошкольной образовательной программы на основе ФГОС (уровень
образования)
но запрет на проведение государственной аккредитации на основе ФГОС
дошкольного образования
(ч.1 ст. 92)
Слайд 18(273-фз.рф)
Информационный портал по реализации ФЗ «Об образовании в РФ»
Организован ВШЭ
Есть
рубрики:
Обучение
Горячая линия
Форум
Слайд 19Что поменялось
в новом образовательном законодательстве ?
Слайд 20Изменения в понятийном аппарате
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность по реализации образовательных
программ (ст. 21)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - некоммерческая организация, осуществляющая на основании
лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана
Слайд 21ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЕ, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии
наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида
деятельности (ст. 31).
ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К ним приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность (ст. 32)
Слайд 224 УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Общее образование
Профессиональное образование
Дополнительного образование (дополнительное образование детей
и взрослых, дополнительное профессиональное образование)
Профессиональное обучение
(ч.2 ст. 10)
Слайд 23УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ
(ч.4 ст. 10):
Общее образование:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее
образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Профессиональное образование:
1) среднее профессиональное
образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
(раньше были «ступени образования»)
Слайд 242 вида образовательных программ (ч.3.ст.12)
ОСНОВНЫЕ образовательные программы:
Общеобразовательные
Профессионального образования
Профессионального обучения
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ образовательные
программы:
Дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие и предпрофессиональные) ч.4. ст. 12
Дополнительные профессиональные
(ст. 12)
Слайд 256 типов ОО (ч.2,3 ст. 23)
(реализующие основные образовательные программы)
Дошкольная ОО
Общеобразовательная
организация
Профессиональная ОО
ОО высшего образования
(реализующие дополнительные образовательные программы)
Организация дополнительного образования
Организация дополнительного
профессионального образования
Слайд 26Нужно ли переименовывать ОУ на ОО?
См. ч.5 ст. 23:
Наименование образовательной
организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип
образовательной организации.
Слайд 27Информационная открытость образовательной организации (ст. 29)
Образовательные организации формируют открытые и
общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают
доступ к таким ресурсам….
Слайд 28
а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной
организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при
наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
б) о структуре и об органах управления образовательной организацией;
в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;
г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
д) о языках образования;
е) о ФГОС, об образовательных стандартах (при их наличии);
ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);
з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;
Слайд 29и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о
наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек,
объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);
к) о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);
м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);
Слайд 30н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер
социальной поддержки;
о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в
общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;
п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;
с) о трудоустройстве выпускников
Слайд 31Доступ к копиям документов:
а) устава образовательной организации;
б) лицензии на осуществление
образовательной деятельности (с приложениями);
в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
г)
плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;
д) локальных нормативных актов
Слайд 32ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
правила внутреннего распорядка обучающихся
правила внутреннего трудового распорядка
коллективный
трудовой договор;
правила приема обучающихся
режим занятий обучающихся
формы, периодичность и порядок текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся
порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися
Слайд 33Предмет локальных нормативных актов (ст. 30)
правила приема обучающихся
режим занятий обучающихся
формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся
порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся
Слайд 34Особенность принятия локальных актов, затрагивающих права обучающихся
учет мнение советов обучающихся,
советов родителей, представительных органов обучающихся (профессиональных союзов обучающихся).
Слайд 35Минимизация требований к уставу ОУ (ч. 2 ст. 25)
1) тип
образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных
программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Слайд 36Порядок создания представительных органов (для учёта мнения «народа»
(ч. 6 ст.
26)
по инициативе обучающихся – «советы обучающихся», «профессиональные союзы обучающихся»
по
инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся – «советы родителей»
по инициативе работников –«профессиональные союзы работников»
Слайд 37Ч.3 ст. 30
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся
и работников образовательной организации, УЧИТЫВАЕТСЯ МНЕНИЕ СОВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СОВЕТОВ РОДИТЕЛЕЙ,
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
Слайд 38Финансовое обеспечение деятельности ОО
Сохраняется порядок бюджетного финансирования системы частного дошкольного
и общего образования
Перенесение с 01.01.2014 финансового обеспечения реализации общеобразовательных программ
(дошкольного как и школьного) в частных образовательных организация с уровня местного самоуправления на уровень субъектов РФ (ч. 6 ст. 8, ч. 5 ст. 99, ч. 13 ст. 108).
ФОТ+ФМО финансовые обязательства региона
Слайд 39САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО
Ч.3 ст. 101
Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов,
вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным Г(М)З либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Слайд 40Ч.2 ст.101
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной
деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Слайд 41
Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных
образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.
Слайд 42
Предмет договора оказания платных образовательных услуг (ст. 54)
Вид, уровень и
(или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида
и (или) направленности);
форма обучения;
срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.
Слайд 43Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не
допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня
инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Слайд 44Ч. 5 ст. 54
ОО ИМЕЕТ ПРАВО снизить стоимость платных образовательных
услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом
покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации
от приносящей доход деятельности
добровольных пожертвований
целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
Слайд 45
Условия договора об оказании платных образовательных услуг –
должен
быть в свободном доступе на сайте ОО
Слайд 46Основания для одностороннего расторжения договора по инициативе ОО
(п. 7
ст. 54 и ч. 2 ст. 61)
в случае применения к
обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания
просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг
в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося
(основания должны быть зафиксированы в договоре)
Слайд 47Новеллы лицензирования деятельности ОО (ст. 91)
1. Не указываются места осуществления
для программ ДПО и профессионального обучения (ч. 4)
2. Основания для
отказа в получении лицензии: наличие неисполненного предписания Рособрнадзора или органа, осуществляющего переданные полномочия (п.3 ч. 12)
Слайд 48 3. В лицензионных требованиях и условиях должны быть отражены:
сетевая
форма реализации образовательных программ,
применение электронных форм обучения, ДОТ.
4. Индивидуальные
предприниматели, привлекающие к осуществлению образовательной деятельности иных педагогических работников, должны получать лицензию (до 01.01.2014, ч. 10 ст. 108)
Слайд 49Действие выданных лицензий продолжается, а переоформление осуществляется до 01.01.2016 г.
(ч. 9 ст. 108)
Слайд 50Новеллы аккредитации деятельности ОО (ст. 92)
1. Отменена аккредитационная экспертиза по
установлению типа и вида образовательной организации.
2. Определен предмет аккредитационной
экспертизы: соответствие образовательной деятельности ФГОС.
3. Программы ДПО не подлежат аккредитации. Свидетельства об аккредитации в части этих программ утрачивают силу с 01.09.2013 (ч. 8 ст. 108)
В остальном действие выданных свидетельств о государственной аккредитации продолжается, и переоформление осуществляется до 01.01.2016 г. (ч. 9 ст. 108)
Слайд 51Государственный контроль (надзор) в сфере образования (ст. 93)
Установлены дополнительные основания
для неплановых проверок (ч.5 ст. 93):
1) выявление аккредитационным органом
нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования
Слайд 52В случае нарушения (ч.6-8 ст. 93):
Предписание об устранении (в
срок до 6 мес.)
В случае неисполнения предписания в срок:
составляется
протокол в соответствии с КоАП
запрещается приём в данную организацию
выносится решение суда о привлечение к административной ответственности
повторное вынесение предписания и приостановление действия лицензии
АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ СУДОМ в случае дальнейшего неисполнения предписания.
Слайд 53Три злободневных нерешённых вопроса в правовом регулировании образовательных отношений
Гарантии оплаты
труда педагогического работника
Нормированность труда педагогического работника
Критерии оценки качества труда педагогического
работника