Слайд 1Рекомендуемая литература:
Специальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Академия.
Слайд 2Кащенко Всеволод Петрович (1870-1943)
Хрупкое и чуткое существо входит в этот
мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний
звуков первые слова… Сколько неожиданностей, неприятных событий ожидает его уже в начале пути, сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых подчас деформирует слабый «росток», наносит ущерб, и под час непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и интеллектуальный рост. Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, дефективный ребенок, аномальный малыш.
Слайд 4Количество детей
с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области
46037
детей всего;
14% относительное количество в детской популяции;
каждый 7-8-ой ребенок нуждается
в особом подходе при организации обучения и воспитания
Слайд 5Тема 1: «специальная педагогика как наукА»
План лекции:
Цель и объект исследования
спец. педагогики
Связь спец. педагогики с другими науками.
Принципы спец. педагогики на
современном этапе развития психолого-педагогической науки.
Основные категории спец. педагогики
Слайд 61. Специальная педагогика как наука
Слайд 7ПЕДОЛОГИЯ
(Выготский Л.С.)
Специальная педагогика:
Дефектология
Психологические науки
Педагогические науки
Специальная психология:
сурдопедагогика
тифлопедагогика
олигофренопедагогика
логопедагогика
сурдопсихология
тифлопсихология
олигофренопсихология
логопсихология
Слайд 8Выготский Лев Семенович (1896-1934)
Слайд 9Специальная педагогика -
это теория и практика специального особого образования лиц
с отклонениями в развитии, для которых образование в обычных педагогических
условиях, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно
Слайд 10Специальная психология -
это психология особых состояний, возникающих преимущественно в детском
и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов и проявляющихся
в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение
Слайд 112. Связь спец. педагогики с другими науками
Слайд 12Анатомия, генетика,
физиология, медицина
Философия, история,
социология, право
Слайд 133. Принципы спец. педагогики на современном этапе развития психолого-педагогической науки
Слайд 14Основные принципы:
1. Принцип коррекционно-педагогической направленности образования и воспитания
Слайд 15Основные принципы:
2. Принцип педагогического оптимизма
Слайд 16Основные принципы:
3. Принцип ранней (желательно с младенчества) медико-психолого-педагогической помощи
Слайд 17Основные принципы:
4. Принцип социально-адаптирующей направленности
Слайд 18Основные принципы:
5. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и
воспитании
Слайд 19Основные принципы:
6. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств
специального образования
Слайд 20Основные принципы:
7.Принцип деятельностного подхода в обучении
Слайд 21
4. Основные категории спец. педагогики
Слайд 22Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и
(или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания
специальных условий для получения образования.
Реабилитация — это комплекс мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.
Слайд 23Недостаток — физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в
отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.
Физический
недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Слайд 24Психический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный
недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы,
в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток — совокупность физических и (или) психических недостатков.
Слайд 25Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) — условия
обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы
обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (СКОУ) — образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.