Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
Возрождение возникло в Ита-лии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности се-мейства Пизано, Джотто, Ор-канья и др.), но оно твёрдо ус-тановилось только с 20-х го-дов XV века.
К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следстви-ем чего является возникнове-ние маньеризма и барокко.
Дученто (ит. duecento — двести) — итальянское название XIII века, Период творчества Джотто ди Бондоне (ок. 1267—1337) Отме-чен важнейшими открытия-ми, творчеством ярчайших мастеров.
Трече́нто (ит. trecento триста, а также 1300-е гг.) — принятое в итальянском языке наименование XIV в. Ведущим видом изобрази-тельного искусства была живо- пись наиболее типична —сиенская школа живописи
Рдоначальником ренессан-
сной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллес-ки (1377—1446) — архитек-тор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.
Одим из крупнейших скульп-торов первой половины XV в. был Якоподелла Кверча (1374-1438),старший современник Гиберти и Донателло. Его творчество, богатое многими открытиями.
В живописи огромную роль сыграл Мазаччо (1401-1428).. Во фреске «Троица» (1426-1427) он впервые при-менил метод перспективы
Рафаэ́ль Са́нти (28 III 1483-6 IV 1520) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представи-тель умбрийской школы.
Микела́нджело ди Ло-до́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти (5 III 1475- 18 II 1564) — великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших масте-ров эпохи Возрождения
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (15 IV-1452-2 V 1519) — итальянский ху-дожник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естест-воиспытатель), изобре-татель, писатель, один из крупнейших представи-телей искусства Высо-кого Возрождения, яркий пример «универсального человека».
1483 — начата работа над «Мадонной в гроте»
1487 — разработка летательной машины — орнитоптера, основанной на птичьем полёте
1489—1490 — картина «Дама с горностаем»
1495—1498 — работа над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане
1503 — картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и картина «Мона Лиза»
1507 — изучение строения человеческого глаза
1508—1512 — работа в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио
1509 — роспись в соборе Святой Анны
1512 — переезд в Рим под покровительством папы Льва X
Мона Лиза (1503—1505/1506)
РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.
Тенденции Возрождения повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны.
К XVII веку в результате влияния живописи эпохи Возрождения, русские иконы становятся немного реалистичнее, в то же время следуя самым старым канонам иконописи, как например в работах Богдана Салтанова, Симона Ушакова, Гурия Никитина, Карпа Золотарёва и других русских художников. Постепенно появляется новый тип светского портрета — парсуна
А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером. 1494
Мученичество Иоанна Богослова
Видение Иоанном семи светильников
Иоанн перед Богом
Четыре всадника Аппокалисиса
Снятие пятой и шестой пеяатей
Снятие седьмой печати…
Эразм Ротердамский (1469-1536)
Богослов и филолог.
Будучи знатоком латыни он комментировал сочинения древних мыслителей, соста-вил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю познакомиться с культурой античного мира.
Самой знаменитой книгой Эразма Ротердамского считается книга «Похвала глупости», которую он посвятил гуманисту Томасу Мору.
В книге е героиня госпо-жа Глупость, одетая в мантию учёного произно-сит хвалебную речь в свой адрес…
Жан Боде́н (фр. Jean Bodin; 1529 или 1530, Анже — 1596, Лан) — фран-цузский политик, философ, экономист, юрист, член парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Многими исследователями считается основа-телем науки о политике из-за разра-ботанной им теории «государствен-ного суверенитета».
Жан Боден в своих сочинениях всегда признавал за человеком право выбирать для себя религию и Бога.
Главное политико-философское произведение Бодена — «Les six livres de la Republique» («Шесть книг о государстве»), вышедшем в свет в 1576 году,
Никколо́ Макиаве́лли (Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.
Томас Мор (англ. Sir Thomas More, 7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, Лондон) — английский юрист, лорд-канцлер, мыслитель, писатель, гуманист, святой Католической церкви.
Из всех литературных и поли-тических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия» (опубликована в 1516г.)
Её Мор называл «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
Томма́зо Кампане́лла (при крещении получил имя Джованни Доменико; 5 сентяб-ря 1568 — 21 мая 1639, Париж) — итальян-ский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.
Таким, как город Солнца, Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство». Ему казалось, что Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы (мысль, разработанная им в сочинении «De Monarchia Messiae» и появляющаяся вновь в истории социализма в учении сенсимонистов).
Да́нте Алигьери (Дуранте дельи Алигьери (крещен 26.III 1266 — 13.IX. 1321)
1265 — рождение Данте
1292 — создание повести «Новая жизнь»
1296/97 — первое упоминание о Данте как об общественном деятеле
1298 — женитьба Данте на Джемме Донати
1300/01 — приор Флоренции
1302 — изгнан из Флоренции
1304—1307 — «Пир»
1304—1306 — трактат «О народном красноречии»
1306—1321 — создание «Божественной комедии»
1308/09 — Париж
1310/11 — возвращение в Италию
1315 — подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции
1316—1317 — поселился в Равенне
1321 — как посол Равенны отправляется в Венецию
В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 — умирает по дороге в Равенну
Франческо Петрарка (1304-1374)
«Книга песен», 366 сонетов к Лауре
Диалог «О презрении к миру», «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»), 1343
трактаты:
«De remediis utriusque fortunae», 1360—1366
«De vita solitaria», ок. 1346—1356
«De otio religioso», 1346—1356
«De vera sapientia»
инвективы:
«Contra medicum quendam invectivarum», 1355
«Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»
«Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» («Contra eum qui maledixit Italiam»)
«De sui ipsius et multorum ignorantia», 1368
«Письмо к потомкам»)
«Письма без адреса»), 19 писем, 1342—1358
Буколические песни), 1346—1357, 12 стихотворений
Эпическая поэма «Африка», 1339—1342
Покаянные псалмы …
Джованни Боккаччо (1313—1375)
Неаполитанский период:
1334, эротическая поэма «Дом Дианы»
ок. 1336-38, роман «Филоколо»
ок. 1335-40, поэма «Филострато»
ок. 1339-41, поэма «Тезеида»
Флорентийский период:
1341-42, пасторальный роман «Амето»
начало 1340-х, аллегорическая поэма «Любовное видение»
1343-44, повесть «Фьяметта»
1345, поэма «Фьезоланские нимфы»
1350-е: «Декамерон»
1354—1355, сатирическая поэма против женщин «Корбаччо»
ок. 1360, книга «Жизнь Данте Алигьери» («Малый трактат в похвалу Данте»
Цикл лекций о «Божественной Комедии»
Трактат «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» начат около 1355—1357, лат. яз.
«Генеалогия языческих богов» в 15 книгах первая редакция около 1360, лат. яз.
«О несчастиях знаменитых людей» (первая редакция около 1360, в 9 книгах, лат. яз…
Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма.
Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)
Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра (1547-1616)
Мировое значение Сервантеса держится, главным образом, на его романе «Дон Кихот», полном, всесто-роннем выражении его разнообразного гения.
В романе Сервантеса, в судьбах его героя сказалась в высокой этической форме именно мировая ирония. В побоях и всякого рода других оскорблениях, которым подвергается рыцарь — при некоторой антихудожественности их в литературном отношении, — заключается одно из лучших выражений этой иронии. Тургенев отметил ещё один очень важный момент в романе — смерть его героя: в это мгновение все великое значение этого лица становится доступным каждому. Когда бывший его оруженосец, желая его утешить, говорит ему, что они скоро отправятся на рыцарские похождения, «нет, — отвечает умирающий, — все это навсегда прошло, и я прошу у всех прощения».
Франсуа Рабле (1494-1553)
Один из крупнейших французских писателей эпохи Ренессанса, наиболее известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».
По мнению М.Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы.
Самый замечательный писатель своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрож-дения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он яв-ляется гуманистом, медиком, юристом, филоло-гом, археологом, натуралистом, богословом
Уи́льям Шекспи́р (26.IV 1564 23.IV 1616) — английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира.
Часто именуется национальным поэтом Англии. Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий.
Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов
Ло́пе де Ве́га (полное имя — Фе́ликс Ло́пе де Ве́га и Ка́рпио, 25 ноября 1562, Мадрид — 27 августа 1635, Мадрид) — испанский драма-тург, поэт и прозаик. Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней и около 3000 сонетов.
Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из оте-чественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Москов-ский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные исто-рии («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).
В драмах Лопе очень велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., — пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде»…
Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник ренессансной архи-тектуры, разработал теорию перспекти-вы и ордерную систему, вернул в строи-тельную практику многие элементы ан-тичной архитектуры, создал впервые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции.
Санта-Мария-дель-Фьоре,Флоренция
Оспедале дельи Инноченти, Флоренция
Палаццо Питти,Флоренция.
Леон Баттиста Альберти (1402—1472) — крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции, переосмыслил мотивы раннехристианских базилик времён Константина, в палаццо Ручеллаи создал новый тип городской резиденции с фасадом, обработанным рустом и расчленённым несколькими ярусами пилястр.
Палаццо Ручеллаи, Флоренция
Санта-Мария-Новелла
Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверен-ными пропорциями; на смену графической сдер-жанности архитекторов кватроченто у него при-ходят тектоническая логика, пластичность дета-лей, цельность и ясность замысла (Темпьетто).
Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим
Собор святого Петра,
1506-1667, Рим
Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в папской столице; в его постройках пластическое начало выражается в динамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство барокко (собор Святого Петра, лестница Лауренцианы).
Микеланджело Буонарроти
Сикстинская капелла
Потоп (фрагмент
Фреска «Страшный Суд»
Пророк Исайя
Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство; с учётом конкретных условий бесконечно варьировал различные сочетания ордерных элементов; сторонник открытой и гибкой ордерной архитектуры, которая служит гармоничным продолжением окружающей среды, природной или городской (Палладиевы виллы); работал в Венецианской республике.
Вилла Фоскари
Вилла Ротонда
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть