Разделы презентаций


Решение задач по общей биологии

Содержание

Практическая работаОпределение типов постэмбрионального развития у насекомыхЦель: определить типы постэмбрионального развития у майского жука и саранчи, зарисовать и обозначить все стадии; обосновать значение для насекомых данных типов развитияРазвитие майского жукаРазвитие саранчи

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Решение задач по общей биологии
Семинар

Решение задач по общей биологииСеминар

Слайд 2Практическая работа
Определение типов постэмбрионального развития у насекомых
Цель: определить типы постэмбрионального

развития у майского жука и
саранчи, зарисовать и обозначить все

стадии; обосновать значение для насекомых данных типов развития

Развитие майского жука

Развитие саранчи

Практическая работаОпределение типов постэмбрионального развития у насекомыхЦель: определить типы постэмбрионального развития у майского жука и саранчи, зарисовать

Слайд 3Типы задач
По молекулярной
биологии:
состав, масса,
длина
биополимеров
соотношение
«ген-белок»
обмен веществ
По

генетике:
Законы Менделя
Сцепленное
наследование
Генетика пола
Плейотропия
Взаимодействие
генов
Закон Харди-
Вайнберга
По экологии
Правило

экологической
пирамиды
Типы задачПо молекулярнойбиологии:состав, масса, длина биополимеровсоотношение «ген-белок»обмен веществПо генетике:Законы МенделяСцепленное наследованиеГенетика полаПлейотропияВзаимодействие геновЗакон Харди-ВайнбергаПо экологииПравило экологической пирамиды

Слайд 4Ген белок
N нуклеотидов в 1 цепи
NАК
ДНК
белок
АК
АК
:

3
Х 3
L гена
Х 0,34 нм
: 0,34 нм
Мгена
:345:2
х 2

х 345

Мбелка

х110

:110

Lбелка

х 0,35 нм

:0,35 нм

Ген     белокN нуклеотидов в 1 цепиNАКДНКбелокАКАК: 3Х 3L генаХ 0,34 нм : 0,34

Слайд 5Решаем…
Фрагмент ДНК состоит из 462 нуклеотидов. В процессе трансляции для

образования одного пептида затрачивается 1 молекула АТФ. Сколько молекул глюкозы

должно пройти полное расщепление для обеспечения синтеза ППЦ, закодированной в данном фрагменте ДНК?
Решаем…Фрагмент ДНК состоит из 462 нуклеотидов. В процессе трансляции для образования одного пептида затрачивается 1 молекула АТФ.

Слайд 6Решаем…
Сколько аминокислот закодировано в данном фрагменте ДНК:
5/ …АААГТТАТТГГГЦАЦЦТА…3/
Сколько нуклеотидов входит

в состав участка ДНК, в котором закодирована информация о 4

белках, каждый из которых состоит из 100 аминокислотных остатков?
В одном из участков молекулы ДНК закодированы 3 белка одинаковой длины. Сколько аминокислотных остатков имеет каждый из этих белков?

Решаем…Сколько аминокислот закодировано в данном фрагменте ДНК:	5/ …АААГТТАТТГГГЦАЦЦТА…3/Сколько нуклеотидов входит в состав участка ДНК, в котором закодирована

Слайд 7 Скрытое становится явным…
Если при анализирующем скрещивании в первом поколении

нет расщепления, исходная доминантная форма гомозигота (АА)
Если при анализирующем скрещивании

в первом поколении наблюдается расщепление ( 1:1), исходная доминантная форма гетерозигота (Аа)
Если при скрещивании одинаковых родительских форм в F1расщепление( 3:1), исходные формы - гетерозиготы

~

~

~

~

Скрытое становится явным…Если при анализирующем скрещивании в первом поколении нет расщепления, исходная доминантная форма гомозигота (АА)Если

Слайд 81A
1A +1a
3A +1a

1A1A +1a3A +1a

Слайд 9
А) ААВв х Аавв
Б) АаВв х АаВв
В) ааВв х Аавв
Г)

ааВв х ААВв
1 : 1 : 1 : 1
3 :

1
9 : 3 : 3 : 1
1 : 2 : 1
1 : 1

Установите соответствие между схемами
скрещивания и возможными расщеплениями

А) ААВв х АаввБ) АаВв х АаВвВ) ааВв х АаввГ) ааВв х ААВв1 : 1 : 1

Слайд 10Решаем?
Какое расщепление по фенотипу будет в потомстве от скрещивания растений

генотипов DdEEAa x ddEeaa, если D – высокое растение, d

– низкое, E – гладкий корнеплод, e – морщинистый, A – желтые семена, a - зеленые?
Решаем?Какое расщепление по фенотипу будет в потомстве от скрещивания растений генотипов DdEEAa x ddEeaa, если D –

Слайд 11«Подводные камни» генетических задач…

«Подводные камни» генетических задач…

Слайд 12И снова математика…
Сколько типов гамет образует организм с генотипом AaBBccDdEEff?
От

чего зависит число гамет: от общего количества генов или генов

в гетерозиготном состоянии?
Nгамет = 2n,
где n – число генов в гетерозиготном состоянии
И снова математика…Сколько типов гамет образует организм с генотипом AaBBccDdEEff?От чего зависит число гамет: от общего количества

Слайд 13Два – не один…
У гетерозиготных родителей со второй и третьей

группами крови родились разнояйцовые близнецы. Чему равна вероятность второй группы

у обоих близнецов?
Два – не один…У гетерозиготных родителей со второй и третьей группами крови родились разнояйцовые близнецы. Чему равна

Слайд 14Закон сочетания, или в одну воронку бомба два раза не

падает
Если вероятность одного случайного события равна а, второго случайного события

равна в, то вероятность сочетания двух случайных событий равна ахв
Закон сочетания, или в одну воронку бомба два раза не падаетЕсли вероятность одного случайного события равна а,

Слайд 15Усложняем?
Сколько типов гамет образует организм с генотипом АаВbХСDXcd, если А

и В наследуются независимо, а между генами С и D

происходит кроссинговер?
Определите частоту гаметы аbХСd, если расстояние между генами С и D составляет 10 сМ.
Усложняем?Сколько типов гамет образует организм с генотипом АаВbХСDXcd, если А и В наследуются независимо, а между генами

Слайд 16Не так, как обычно…
Какое расщепление по фенотипу следует ожидать во

втором поколении моногибридного скрещивания, если жизнеспособные женские гаметы образуются с

частотой 0,4А : 0,6а, а мужские – 0,8А : 0,2а?
Не так, как обычно…Какое расщепление по фенотипу следует ожидать во втором поколении моногибридного скрещивания, если жизнеспособные женские

Слайд 17Бывает и так…
Определите расщепление по фенотипу в потомстве от скрещивания

самки с генотипом Аа с самцом-трисомиком ААа (в отцовском организме

жизнеспособны только гаплоидные гаметы). Вероятность образования гамет, несущих разные аллели, одинаковая.
Бывает и так…Определите расщепление по фенотипу в потомстве от скрещивания самки с генотипом Аа с самцом-трисомиком ААа

Слайд 18Закон Харди-Вайнберга в действии
При определении групп крови в городе с

населением 4200 человек обнаружено, что 1218 человек имеют группу М,

882 – группу N, а 2100 – группу MN. Определите частоты аллелей в популяции.
Закон Харди-Вайнберга в действииПри определении групп крови в городе с населением 4200 человек обнаружено, что 1218 человек

Слайд 19Решаем нестандартно…
В популяции ген существует в виде трех аллелей. Частота

аллеля а1= 0,8, аллеля а2 = 0,1, частота аллеля а3=0,1.
Определите

частоту гетерозигот в
популяции.
Решаем нестандартно…В популяции ген существует в виде трех аллелей. Частота аллеля а1= 0,8, аллеля а2 = 0,1,

Слайд 20Гендерная задача…
От пары мух дрозофил получено 420 потомков, из них

141 – самец. Определите возможные генотипы родителей и объясните причины

такого расщепления.
Гендерная задача…От пары мух дрозофил получено 420 потомков, из них 141 – самец. Определите возможные генотипы родителей

Слайд 21Вспомним хромосомную теорию наследственности…
1. Признаки организма формируются под влиянием генов.

Ген – единица наследственной информации.
2. Гены расположены в хромосомах линейно.

Каждый ген занимает определенный локус. Гены, занимающие одинаковые локусы в гомологичных хромосомах называются аллельными.
Вспомним хромосомную теорию наследственности…1. Признаки организма формируются под влиянием генов. Ген – единица наследственной информации.2. Гены расположены

Слайд 22Хромосомная теория наследственности
3. Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу

сцепления и наследуются сцепленно (закон Моргана). Число групп
сцепления равно

гаплоидному набору хромосом
4. Новые комбинации генов образуются в результате кроссинговера:
.
.




Хромосомная теория наследственности3. Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются сцепленно (закон Моргана). Число

Слайд 23Хромосомная теория наследственности
5. Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами:

чем дальше расположены гены, тем чаще между ними происходит кроссинговер

Единица

измерения расстояния между генами – МОРГАНИДА (М)
1 М = 1% сross
Хромосомная теория наследственности5. Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами: чем дальше расположены гены, тем чаще между

Слайд 24Хромосомная теория наследственности



6. Зная частоту кроссинговера, можно построить генетические карты

хромосом – схемы взаимного расположения генов в хромосоме
% cross =
N

рекомбинантов

N общее

х 100%

Хромосомная теория наследственности6. Зная частоту кроссинговера, можно построить генетические карты хромосом – схемы взаимного расположения генов в

Слайд 25Решаем…
Отец – гемофилик, мать – дальтоник. Какой процент детей может

получить ген гемофилии? Ген дальтонизма?
Если отец и сын гемофилики и

кареглазые, а мать здорова и голубоглазая, то от кого сын унаследовал свои признаки?
Решаем…Отец – гемофилик, мать – дальтоник. Какой процент детей может получить ген гемофилии? Ген дальтонизма?Если отец и

Слайд 26Решаем…
У человека аллели атрофии зрительного нерва и гемофилии наследуются как

сцепленные с Х-хромосомой рецессивные признаки. Расстояние между соответствующими аллелями –

40 морганид. У одной супружеской пары, фенотипически нормальной по этим признакам, где жена имеет оба рецессивных гена, унаследованных от разных родителей, родился сын с обеими аномалиями. Укажите, чему равна вероятность рождения полностью здорового сына?
Решаем…У человека аллели атрофии зрительного нерва и гемофилии наследуются как сцепленные с Х-хромосомой рецессивные признаки. Расстояние между

Слайд 27 Великое берет начало с малого
Сир Публий,


I в. до.н.э.

Великое берет начало с малого			  	  Сир Публий, 			 	  I в. до.н.э.

Слайд 28Генотип - целостная исторически сложившаяся система
Доказательства целостности генотипа
Множественное
действие генов
плейотропия
1

ген
∞признаков
Взаимодействие
генов

∞генов
1 признак
Пенетрантность
Пробиваемость


гена в признак

Экспрессивность
Степень
проявления
признака

Генотип - целостная  исторически сложившаяся системаДоказательства целостности генотипаМножественное действие геновплейотропия1 ген   ∞признаковВзаимодействие генов∞генов

Слайд 291. Плейотропия -
явление, при котором один ген определяет несколько признаков

1. Плейотропия -явление, при котором один ген определяет несколько признаков

Слайд 30Два хуже, чем один…
Если плейотропный ген влияет на жизнеспособность и

в гомозиготном состоянии летален, то наблюдается расщепление 2:1
1АА:
2Аа: 1аа

Два хуже, чем один…Если плейотропный ген влияет на жизнеспособность и в гомозиготном состоянии летален, то наблюдается расщепление

Слайд 31Решаем…
Мыши с генотипом аа имеют серый цвет, Аа – желтые,

АА – гибнут на эмбриональном этапе развития. Какое будет потомство

от скрещивания желтой и серой мыши? От скрещивания желтых мышей между собой? В каком случае следует ожидать более многочисленное потомство?
Решаем…		Мыши с генотипом аа имеют серый цвет, Аа – желтые, АА – гибнут на эмбриональном этапе развития.

Слайд 32Взаимодействие генов -

явление, при котором несколько генов отвечают за

формирование одного признака

Взаимодействие генов - явление, при котором несколько генов отвечают за формирование одного признака

Слайд 33Типы взаимодействия генов
Аллельных:
Полное доминирование
Неполное доминирование
Кодоминирование
Сверхдоминирование

Неаллельных:
Комплементарность

Эпистаз

Полимерия

Типы взаимодействия геновАллельных:Полное доминированиеНеполное доминированиеКодоминированиеСверхдоминирование Неаллельных:КомплементарностьЭпистазПолимерия

Слайд 34Вспомним …
Полное доминирование -…
Неполное доминирование - …
Кодоминирование – явление, при

котором проявляются оба аллельных гена (например, наследование четвертой группы крови)
Сверхдоминирование

– явление, при котором доминантный ген в гетерозиготном состоянии проявляется сильнее, чем в гомозиготном
Вспомним …Полное доминирование -…Неполное доминирование - …Кодоминирование – явление, при котором проявляются оба аллельных гена (например, наследование

Слайд 35Взаимодействие неаллельных генов
1. Комплементарность – явление, при котором неаллельные гены

дополняют друг друга и проявляется новый признак

Взаимодействие неаллельных генов1. Комплементарность – явление, при котором неаллельные гены дополняют друг друга и проявляется новый признак

Слайд 361 случай комплементарности
Оба неаллельных гена не имеют самостоятельного фенотипического проявления

Наследование окраски цветков душистого горошка

А_вв - белые
Генотип ааВ_ - белые
А_В_

-пурпурные
аавв – белые
Р ААвв х ааВВ
F1 AaBв
пурпурные
F2 9 пурпурные : 7 белые

н

9 : 7

1 случай комплементарностиОба неаллельных гена не имеют самостоятельного фенотипического проявления  Наследование окраски цветков душистого горошка				А_вв -

Слайд 372 случай комплементарности
Один ген имеет самостоятельное фенотипическое проявление, а второй

неаллельный – не имеет
Наследование окраски шерсти грызунов, кроликов…

н
Ген

А-черный
пигмента а-отсутствует

Ген
распределения
пигмента

В-неравномерно

в-равномерно

А_вв - черные
Генотип ааВ_ - белые
А_В_ - серые
аавв – белые

Р ААвв х ааВВ
F1 АаВв
серые
F2 9 серые:3 черные : 4 белые

9:3:4

2 случай комплементарностиОдин ген имеет самостоятельное фенотипическое проявление, а второй неаллельный – не имеет Наследование окраски шерсти

Слайд 383 случай комплементарности
Оба неаллельных гена имеют одинаковое самостоятельное фенотипическое проявление

Наследование формы плодов тыква
н
А_вв - круглые
Генотип

ааВ_ - круглые
А_В_ - дисковидные
аавв – удлиненные
Р ААвв х ааВВ
F1 AaBв
дисковидные
F2 9 дисковидные:
6 круглые:
1удлиненные

9:6:1

3 случай комплементарностиОба неаллельных гена имеют одинаковое самостоятельное фенотипическое проявление  Наследование формы плодов тыкван

Слайд 394 случай комплементарности
Оба неаллельных гена имеют разное фенотипическое проявление

наследование окраски волнистых попугайчиков
А_вв -голубые
Генотип ааВ_

-желтые
А_В_ -зеленые
аавв – белые

Р ААвв х ааВВ
F1 AaBв
зеленые
F2 9 зеленые : 3 голубые:
3 желтые : 1 белые

н

9:3:3:1

4 случай комплементарностиОба неаллельных гена имеют разное фенотипическое проявление  наследование окраски волнистых попугайчиков	  		А_вв -голубыеГенотип

Слайд 40Взаимодействие неаллельных генов
2. Эпистаз – явление, при котором один ген

подавляет другой неаллельный
доминантный А_В_
Эпистаз
рецессивный iiВ_

Взаимодействие неаллельных генов2. Эпистаз – явление, при котором один ген подавляет другой неаллельный				доминантный А_В_  Эпистаз				рецессивный

Слайд 41Доминантный эпистаз
наследование окраски плодов тыквы

А_вв - белые
Генотип ааВ_ - желтые

А_В_ - белые аавв -зеленые
Р ААвв х ааВВ
F1 AaBв
белые
F2 12 белые: 3 желтые:
1зеленые

н

12:3:1

Доминантный эпистаз  наследование окраски плодов тыквы	   	  	А_вв - белыеГенотип   	ааВ_

Слайд 42Рецессивный эпистаз
наследование окраски луковиц
Ген

В-красная
окраски в-желтая
i –

эпистатический ген

н

I_вв -желтая
Генотип ii В_ - белая
I_В_ -красная
ii вв – белые

Р IIвв х ii ВВ
F1 IiBв
красные
F2 9 красные:3 желтые:4 белые

9:3:4

Рецессивный эпистаз   наследование окраски луковиц  Ген    	В-красная  окраски  	в-желтая

Слайд 43Взаимодействие неаллельных генов
3. Полимерия – явление, при котором за формирование

признака отвечает несколько пар неаллельных генов
(А1А1А2А2, а1а1а2а2)

Взаимодействие неаллельных генов3. Полимерия – явление, при котором за формирование признака отвечает несколько пар неаллельных генов

Слайд 44Полимерия
Некумулятивная
Признак проявляется при наличии хотя бы одного доминантного аллеля
Наследование

формы плодов пастушьей сумки
Кумулятивная
Степень выраженности признака зависит от общего числа

доминантных генов
Наследование роста, цвета кожи, секреции грудного молока у человека…

н

н

Полимерия НекумулятивнаяПризнак проявляется при наличии хотя бы одного доминантного аллеляНаследование формы плодов пастушьей сумкиКумулятивнаяСтепень выраженности признака зависит

Слайд 45Все или ничего, или некумулятивная полимерия
А_вв -
Генотип ааВ_-
А_В_-
аавв -
Р

ААвв х ааВВ
F1 АаВв

F2 15 : 1


15 : 1

Все или ничего, или некумулятивная полимерия 			А_вв -Генотип 	ааВ_-			А_В_-			аавв -Р ААвв х ааВВF1 АаВвF2	 15

Слайд 46Количество – в качество, или кумулятивная полимерия
Стенли Энн Данхем
а1а1а2а2
Барак Обама

старший
А1А1А2А2

Количество – в качество, или кумулятивная полимерияСтенли Энн Данхема1а1а2а2Барак Обама старшийА1А1А2А2

Слайд 471961 г
Барак Обама
А1а1А2а2

1961 гБарак ОбамаА1а1А2а2

Слайд 48Решаем…
От скрещивания черной курицы с белым петухом получены только черные

цыплята. В анализирующем скрещивании получено 28 белых и 10 черных

цыплят. Как наследуется окраска оперения? Каковы генотипы всех форм?
Решаем…От скрещивания черной курицы с белым петухом получены только черные цыплята. В анализирующем скрещивании получено 28 белых

Слайд 49Решаем…
При скрещивании белоплодной и зеленоплодной тыкв в первом поколении получено

50% белоплодных и 50% желтоплодных растений. Определите генотипы родителей и

гибридов.
Решаем…При скрещивании белоплодной и зеленоплодной тыкв в первом поколении получено 50% белоплодных и 50% желтоплодных растений. Определите

Слайд 50Решаем…
При скрещивании черного кролика с белым половина гибридов первого поколения

имеет черный цвет, половина – серый. Во втором поколении получено

16 серых кроликов, 14 черных и 10 белых. Определите генотипы родителей и потомства.
Решаем…При скрещивании черного кролика с белым половина гибридов первого поколения имеет черный цвет, половина – серый. Во

Слайд 51Закон Харди-Вайнберга
р – относительная частота доминантного аллеля А,
q –

относительная частота рецессивного аллеля а
p + q = 1
уравнение

частот аллелей


уравнение частот генотипов, где
р2 – частота доминантных гомозигот (АА)
2рq – частота гетерозигот (Аа)
q2 – частота рецессивных гомозигот (аа)

p2 + 2рq + q2 =1

Закон Харди-Вайнбергар – относительная частота доминантного аллеля А, q – относительная частота рецессивного аллеля аp + q

Слайд 52Задачи на закон Х.-В.
На определение
частот генотипов
Решать от РЕЦЕССИВА:
q2=
q=√q2=
p=1-q
2pq=
На определение частот

аллелей
Есть данные о всех генотипах

р=

q=
D + 0,5H
N
R + 0,5H
N

Задачи на закон Х.-В.На определениечастот генотиповРешать от РЕЦЕССИВА:q2=q=√q2=p=1-q2pq=	На определение частот аллелейЕсть данные о всех генотипахр=q=D + 0,5HN	R

Слайд 53Решаем …
Алькаптонурия наследуется как аутосомный рецессивный признак и встречается с

частотой 1:100000. вычислите частоту гетерозигот в популяции
У крупного рогатого скота

шортгорн красная масть неполностью доминирует над белой. Гибриды от скрещивания красных с белыми имеют чалую масть. В районе зарегистрировано 4169 красных животных,, 3780 чалых и 756 белых. Определите частоту аллелей белой и красной окраски скота в данном районе.
Решаем …Алькаптонурия наследуется как аутосомный рецессивный признак и встречается с частотой 1:100000. вычислите частоту гетерозигот в популяцииУ

Слайд 54Лабораторная работа
«Определение генетической структуры класса по гену умения сворачивать язык

трубочкой»
аа
А?
?

Лабораторная работа«Определение генетической структуры класса по гену умения сворачивать язык трубочкой»ааА??

Слайд 55Правило экологической пирамиды, или куда делась булочка?
Биомасса, энергия, численность особей

убывают в каждом последующем звене пищевой цепи (сохраняется 10%)

Пищевые цепи

короткие (4-6 звеньев)
Биогеоценоз – система, открытая для притока энергии

Правило экологической пирамиды, или куда делась булочка?	Биомасса, энергия, численность особей убывают в каждом последующем звене пищевой цепи

Слайд 56И снова задачи!!!
Сколько нужно травы, чтобы вырос…

Трава  корова  …
Сколько нужно планктона, чтобы в

Черном море вырос один дельфин массой 400 кг?
планктон хамса кефаль дельфин
400 т 40 т 4000 кг 400 кг
Сколько нужно планктона, чтобы вырос один синий кит массой 20 т?
планктон синий кит

И снова задачи!!!Сколько нужно травы, чтобы вырос…     Трава  корова  …Сколько нужно

Слайд 57Решаем…
Биомасса сухого сена с 1 м2 луга составляет 200 г,

а викоовсяного поля – 500 г. Определите, сколько гектаров луга

и поля нужно, чтобы прокормить в течение года одного десятиклассника с массой 54 кг (из них 63% - вода). Цепь питания: травакоровачеловек.
Решаем…Биомасса сухого сена с 1 м2 луга составляет 200 г, а викоовсяного поля – 500 г. Определите,

Слайд 58Решаем…
Сколько чаек массой 1 кг (40% - сухое вещество)

может прокормить акватория моря площадью 200 м2, если продуктивность фитопланктона

составляет 500 г/м2 сухой массы. Цепь питания: фитопланктонрыбачайка.
Решаем… Сколько чаек массой 1 кг (40% - сухое вещество) может прокормить акватория моря площадью 200 м2,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика