Разделы презентаций


Резное кружево Холмогор

Содержание

У нас в области существовало с 17 века и до сегодняшнего дня существует удивительное ремесло - холмогорская резная кость. Посмотрите….В.Г. Осипов Брошь «Мамонт»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Резное кружево Холмогор

Резное кружево Холмогор

Слайд 2 У нас в области существовало с 17 века и

до сегодняшнего дня существует удивительное ремесло - холмогорская резная кость. Посмотрите….
В.Г.

Осипов Брошь «Мамонт»
У нас в области существовало с 17 века и до сегодняшнего дня существует удивительное ремесло -

Слайд 4Знаете ли вы, что М.В. Ломоносов тоже связан каким-то образом

с резьбой по кости?

Центр этого ремесла находится в Холмогорах и

деревнях Курострова, из этих мест М.В. Ломоносов;
Михайло Васильевич сам увлекался резьбой по кости.
Знаете ли вы, что М.В. Ломоносов тоже связан каким-то образом с резьбой по кости?Центр этого ремесла находится

Слайд 6Холмогоры. Набережная.

Холмогоры.  Набережная.

Слайд 7 Из костей всех этих животных резали костяные изделия холмогорские

мастера.

Из костей всех этих животных резали костяные изделия холмогорские мастера.

Слайд 8Мамонты

Мамонты

Слайд 9Кашалоты

Кашалоты

Слайд 10Лоси

Лоси

Слайд 11Коровы

Коровы

Слайд 12Моржи

Моржи

Слайд 13Слоны

Слоны

Слайд 14 .
Холмогорские мастера
делали свои изделия из:
Бивней мамонта и слона (все

костяные, как дерево с корочкой на срезе сеточка);
Клыков моржа (рыбий

зуб);
Зубов кашалота (занесены в Красную книгу!!!!);
Рогов лося (твердые, крепкие очень, хороши для рукояток);
Полых костей коровьих ног, цевка (в порах).

.Холмогорские мастера делали свои изделия из:Бивней мамонта и слона (все костяные, как дерево с корочкой на

Слайд 16Это интересно:
Простая кость (кость домашних животных) называется цевкой; она имеет

сероватый оттенок и потому требует обязательного отбеливания.
Моржовая кость очень

прочная, имеет белый, прозрачно-зеленоватый цвет с розово-теплым оттенком при просвечивании.
Мамонтовая "голубая" кость, так называемая ископаемая, поскольку ее обнаруживают, как правило, в районах вечной мерзлоты, несколько мягче моржовой, легко режется, имеет желтоватый оттенок. Иной раз она бывает окрашена солями грунтовых вод в коричневый или сине-зеленоватый цвет. Эта особенность удачно используется мастерами при решении декоративных задач. Мамонтовый бивень по структуре и цвету очень близок к слоновой, который на тонкий срез несколько прозрачней.
Это интересно:Простая кость (кость домашних животных) называется цевкой; она имеет сероватый оттенок и потому требует обязательного отбеливания.

Слайд 17 Наши цари увлекались сами вырезанием из кости.

Наши цари увлекались сами вырезанием из кости.

Слайд 18Петр I
Мария Федоровна
Екатерина I
Екатерина II

Император Петр I,
императрица Екатерина

I (жена Петра I)
Екатерина II,
Мария Федоровна (жена Павла

I)

резали кость (царское дело).
Петр IМария ФедоровнаЕкатерина IЕкатерина II Император Петр I, императрица Екатерина I (жена Петра I) Екатерина II, Мария

Слайд 19 Наибольшего расцвета холмогорская резьба достигла в Петровскую эпоху. Петр сам

увлекался резьбой по кости. Из четырнадцати ремесел, которые он знал,

любимым было токарное. В Государственном Эрмитаже можно увидеть большую красивую люстру из слоновой кости, выточенную при участии Петра на токарно-копировальном станке, изобретенном талантливым механиком, любимцем Петра Андреем Константиновичем Нартовым.
Наибольшего расцвета холмогорская резьба достигла в Петровскую эпоху. Петр сам увлекался резьбой по кости. Из четырнадцати ремесел,

Слайд 20 Все растения, представленные на следующем слайде, используются для создания

изделий в холмогорской резьбе.

Все растения, представленные на следующем слайде, используются для создания изделий в холмогорской резьбе.

Слайд 21Бузина
Черника
Петр I
Марена красильная
Чай
Листья ольхи
Щавель

БузинаЧерникаПетр IМарена красильнаяЧайЛистья ольхиЩавель

Слайд 22В целях достижения большей декоративности в XVIII-XIX веках отдельные костяные

пластины окрашивали естественными красителями :
листья щавеля - от коричневого до

черного цвета;
кора ольхи и ягоды черники - коричневый или серый тон;
шафран - желтая окраска;
марена и ягоды спелой бузины – красный…
В целях достижения большей декоративности в XVIII-XIX веках отдельные костяные пластины окрашивали естественными красителями :листья щавеля -

Слайд 23 Перекись водорода используют для отбеливания кости.
Технологический процесс достаточно сложен:





Первоначально

моржовый клык, бивень слона или мамонта, кость домашних животных обезжиривается,

затем отбеливается. Кость подвергают грубой обработке - пилят на куски или пластины, определяют форму предмета.
Перекись водорода используют для отбеливания кости.Технологический процесс достаточно сложен:Первоначально моржовый клык, бивень слона или мамонта, кость

Слайд 24
.
Резчики
сделали даже
в миниатюре
копию памятника
Минину и

Пожарскому

.Резчики сделали даже в миниатюре копию памятника Минину и Пожарскому

Слайд 25Памятники часто воспроизводятся в резной кости первой половины XIX века.

Особенно созданные Мартосом памятник Ломоносову для Архангельска и московский памятник

Минину и Пожарскому. Сохранились сведения о том, что архангельский резчик Иван Заозерский выполнил в кости миниатюрное изображение памятника Минину и Пожарскому и преподнес его императору Александру I, посетившему Архангельск в 1819 году.
Памятники часто воспроизводятся в резной кости первой половины XIX века. Особенно созданные Мартосом памятник Ломоносову для Архангельска

Слайд 26Вехи истории
Об искусстве русских мастеров, обрабатывающих «рыбий зуб», издавна упоминалось

в былинах:

Стоит подворотенка — дорог рыбий зуб,
Мудрены вырезы вырезано,
А и

только в вырезу мурашу пройти...
Вехи историиОб искусстве русских мастеров, обрабатывающих «рыбий зуб», издавна упоминалось в былинах:Стоит подворотенка — дорог рыбий зуб,Мудрены

Слайд 27Вехи истории
На севере России резьба по кости получила развитие во

второй половине XVII века. Резчики по кости жили в деревнях

Курострова и в самих Холмогорах. Отсюда и пошло название промысла — холмогорская резьба по кости.
Красота этой резьбы была широко известна, изделия пользовались большой популярностью. Царь Алексей
Михайлович вызывал холмогорских косторезов для выполнения заказов двора в Оружейную палату Московского Кремля — своеобразную Академию художеств того времени, где работали лучшие мастера, съехавшиеся со всех уголков России и даже из Европы.
Материалы архивов сохранили имена братьев Семена и Евдокима Шешениных, взятых «невольно» из дальних Холмогор в Оружейную палату резать гребни, ларцы, чарки из кости. Особой славой пользовались гребни, их замысловатые ажурные узоры. Шли и на Холмогоры заказы на выполнение гребней, у которых «в рези были травы, а в травах птицы».

Наибольшего расцвета холмогорская резьба достигла в Петровскую эпоху.
Вехи историиНа севере России резьба по кости получила развитие во второй половине XVII века. Резчики по кости

Слайд 28Вехи истории
Со второй половины XIX века происходит резкий спад косторезного

дела, не выдержавшего конкуренции с быстро растущим фабричным производством, выбросившим

на рынок массу, красивых и значительно более дешевых, чем из кости, изделий.
Искусством резьбы по кости владеют лишь несколько мастеров.
Пытаясь возродить угасающий промысел, местные власти в 1885 году открывают класс резьбы по кости при Ломоносовском сельском училище. Этот класс просуществовал 15 лет, не дав значительных результатов, и был закрыт в 1900 году из-за отсутствия учеников — местных крестьян пугали трудности сбыта продукции подсобного промысла.
Вехи историиСо второй половины XIX века происходит резкий спад косторезного дела, не выдержавшего конкуренции с быстро растущим

Слайд 29Мастера художественной резьбы по кости
Анатолий
Егорович
Штанг
Александра Васильевна Леонтьева
Александр
Степанович


Гурьев
Николай
Дмитриевич
Буторин

Мастера художественной резьбы по костиАнатолий Егорович ШтангАлександра Васильевна ЛеонтьеваАлександр Степанович ГурьевНиколай Дмитриевич Буторин

Слайд 30Виды художественной обработки кости:
Рельефная резьба (непрорезная);
Ажурная резьба (отличало нашу резьбу);

Объемная

резьба;

Тонировка (окрашивание
различными красителями);
Гравировка.

Виды художественной обработки кости:Рельефная резьба (непрорезная);Ажурная резьба (отличало нашу резьбу);Объемная резьба;Тонировка (окрашивание 	различными красителями);Гравировка.

Слайд 31Неизвестный резчик.
Коробка для рукоделия.

Неизвестный резчик.   Коробка для рукоделия.

Слайд 32 В.Я. Кузнецов.
Шкатулка «Рукодельница».

В.Я. Кузнецов.	Шкатулка «Рукодельница».

Слайд 33Н.Д. Буторин
Ваза «Океан»

Н.Д. Буторин Ваза «Океан»

Слайд 34П.П. Штанг
Ларчик «Сын помора»

напоминает пирамидальную форму деревянного памятника М.В. Ломоносову

на Курострове, поставленного в 19 в.

П.П. ШтангЛарчик «Сын помора»напоминает пирамидальную форму деревянного памятника М.В. Ломоносову на Курострове, поставленного в 19 в.

Слайд 35Неизвестный резчик.
Скульптура «Петр I – покоритель шведов.

Неизвестный резчик.Скульптура «Петр I – покоритель шведов.

Слайд 36И.В. Хабаров.
Ваза «Невская»

И.В. Хабаров.Ваза «Невская»

Слайд 37 Портрет Екатерины II с привычными холмогорскими завитками-раковинами.

Портрет Екатерины II с привычными холмогорскими завитками-раковинами.

Слайд 38 Декоративная пластина «Родословие»
(61 портрет, есть подпись резчика на раме

внизу-исключительное явление).

Декоративная пластина «Родословие» 	(61 портрет, есть подпись резчика на раме внизу-исключительное явление).

Слайд 39Бюро

Бюро

Слайд 40И.В. Проурзина.
Брошь «Звезда полей» и гарнитур «Нарциссы».

И.В. Проурзина.Брошь «Звезда полей» и гарнитур «Нарциссы».

Слайд 41М.Н. Бобрецов.
Икона «Распятие с предстоящими».

М.Н. Бобрецов.Икона «Распятие с предстоящими».

Слайд 42Неизвестные резчики.
Коробочки-репки.

Неизвестные резчики.Коробочки-репки.

Слайд 43Основные виды изделий:

гребни,
коробки разных форм,
ларцы,
кубки,
вазы,
игольники,
настольные туалетные

комодики,
зеркала,
мебель;
скульптурные фигурки….

Основные виды изделий:гребни, коробки разных форм, ларцы,кубки,вазы, игольники, настольные туалетные комодики, зеркала,мебель;скульптурные фигурки….

Слайд 44Отличительные черты холмогорской резьбы:
любовь к орнаментации, декоративной разработке поверхности предмета;

органичное

вплетение изображений людей и животных в канву узора;

гравированный орнамент

в виде концентрических кругов с точкой-глазком - посередине (отсюда и идет название "глазковый орнамент")…
Отличительные черты холмогорской резьбы:любовь к орнаментации, декоративной разработке поверхности предмета;органичное вплетение изображений людей и животных в канву

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика