Слайд 1Р.И. Лалаева
Н.В. Серебрякова
С.В. Зорина
Нарушения речи и их коррекция у детей
с задержкой психического развития
Подготовили студенты: Сон Кристина, Черноморова Анастасия
Слайд 2Содержание
Введение
Глава I. Соотношение речи и мышления в процессе развития ребенка
Глава
II. Дифференциальная диагностика нарушений речевого и психического развития при ЗПР
и других видах дизонтогенеза
Глава III. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР
Библиография
Слайд 3Введение
Цель пособия — дать необходимые знания о причинах, симптоматике, механизмах
нарушений речи у детей с ЗПР, которые позволят будущим логопедам
более осознанно проводить дифференциальную диагностику нарушений речи у детей с первичным нарушением речевого развития и у детей с интеллектуальной недостаточностью, более глубоко определять структуру речевого дефекта и осуществлять дифференцированный подход в процессе коррекционно-логопедического воздействия.
Слайд 4Глава I Соотношение речи и мышления в процессе развития ребенка
В
данной главе представлены материалы исследования Л.С. Выготского и Ж. Пиаже
касающиеся истории изучения таких высших психических функций, как мышление и речь, и проблемы их соотношения в процессе развития.
Кроме этого в первой главе выделены три плана когнитивных предпосылок развития речи, отвечая на вопрос о том, каким образом интеллектуальное развитие ребенка оказывает влияние на процесс речевого развития.
Слайд 5Глава II. Дифференциальная диагностика нарушений речевого и психического развития при
ЗПР и других видах дизонтогенеза
§1. Нарушения психического развития у детей,
их виды. Дифференциальная диагностика ЗПР и других видов нарушений психического развития
Данный параграф уточняет сущность дизонтогенеза и различных форм нарушений психического развития.
Рассматриваются следующие виды психического дизонтогенеза:
психическое недоразвитие;
задержка психического развития;
поврежденное психическое развитие;
дефицитарное психическое развитие;
искаженное психическое развитие;
дисгармоническое психическое развитие.
Слайд 6Глава II. Дифференциальная диагностика нарушений речевого и психического развития при
ЗПР и других видах дизонтогенеза
§2. Этиопатогенетические факторы нарушений речи у
детей с ЗПР. Особенности психического развития
В данном параграфе рассматривается клиническая характеристика детей с ЗПР.
Классификация ЗПР К.С. Лебелинской.
В которой с учетом этиологии различают 4 основных варианта задержки психического развития:
1) конституционального происхождения;
2) соматогенного происхождения;
3) психогенного происхождения;
4) церебрально-органического генеза.
Слайд 7§2. Этиопатогенетические факторы нарушений речи у детей с ЗПР. Особенности
психического развития
Классификация Ю.Г. Демьянова, где выделяют следующие варианты ЗПР:
с цереброастеническим
синдромом;
психофизический инфантилизм;
с невропатоподобным синдромом;
с психопатоподобным синдромом;
при детских церебральных параличах;
при общем недоразвитии речи;
при дефектах слуха;
при тяжелых дефектах зрения;
при тяжелых соматических заболеваниях;
при тяжелой семейно-бытовой запущенности.
Слайд 8Глава III. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР
§1. Распространенность
и общая характеристика нарушений речи
Данный параграф раскрывает общие характеристики нарушения
речи у детей с ЗПР.
3 группы детей, выделенные Е. В. Мальцевой:
дети с изолированным фонетическим дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков.
дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения.
дети с системным недоразвитием всех сторон речи (дети с ОНР).
Слайд 9Глава III. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР
§1. Распространенность
и общая характеристика нарушений речи
5 групп первоклассников с ЗПР, выделенные
И. А. Смирновой с учетом характера речевых нарушений:
дети с мономорфной дислалией;
дети с полиморфной дислалией, которая отражается на письме;
дети, у которых, кроме функциональной дислалии, отмечается и недоразвитие фонематического анализа и синтеза. У этих детей, как и у детей второй группы, наблюдаются нарушения чтения и письма;
дети с дислексией и дисграфией;
дети со стертой формой дизартрии.
Таким образом в параграфе отмечается то, что симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными.
Слайд 10Глава III. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР
§2. Нарушения
звукопроизношения у детей с ЗПР
В параграфе рассматриваются исследовательские данные такие,
как частота возникновения, характер, вид, причины возникновения нарушения звукопроизношения.
Слайд 11Глава III. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР
§3. Особенности
лексики
Данный параграф раскрывает особенности лексики детей с ЗПР.
Также отмечается,
что у большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.
Слайд 12Глава III. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР
§4. Особенности
грамматического строя речи
особенности словоизменения у детей ЗПР (существительных, глаголов,
прилагательных)
особенности словообразования (существительных, глаголов, прилагательных)
особенности глубинно-семантической и поверхностной структуры речевых высказываний.
Слайд 13Глава III. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР
§5. Нарушение
связной речи
В данном параграфе рассматривается процесс формирования монологической и диалогической
речи у детей с ЗПР.
В данном параграфе отмечаются исследования связной речи (Н. Ю. Борякова, Е. С. Сле-пович, Р. И. Лалаева, Д. И. Бойков) показали, что у детей с ЗПР наблюдаются нарушения как семантической структуры текста, так и языкового его оформления.
Также описывается исследование внутреннего программирования связного текста (Р. И. Лалаева, Д. И. Бойков) которое показало, что семантический компонент структурирования текста у детей с ЗПР характеризуется более низким уровнем сформированности по сравнению с нормой, но более высоким по сравнению с уровнем умственно отсталых детей.
Слайд 14Глава III. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР
§5. Нарушение
связной речи
Рассматривая данные работы, в параграфе отмечается то, что во
всех видах заданий у детей с ЗПР обнаружились существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации. У детей с ЗПР имеется отставание в развитии планирующей функции речи, трудности кодирования и декодирования текста. Уровень сформированности монологической речи у детей с ЗПР неодинаков.
Слайд 15Глава III. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР
§6. Нарушение
чтения
Данный параграф содержит информацию об особенностях нарушения чтения у детей
с ЗПР.
Рассматривается:
• Психологическая структура процесса чтения и выделенные Т.Г. Егоровой ступени формирования навыка чтения:
ступень овладения звуко-буквенными обозначениями,
ступень слогового чтения,
ступень становления целостных приемов восприятия,
ступень синтетического чтения
• Особенности овладения чтением. Симптоматика нарушений чтения у детей с ЗПР
• Механизмы и виды дислексий.
Слайд 16Глава III. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР
§7. Нарушения
письма у школьников ЗПР
Данный параграф содержит информацию об особенностях нарушения
письма у детей с ЗПР.
Рассматривается:
• Психофизиологическая структура процесса письма.
•Операции процесса письма:
• Распространенность, симптоматика и виды дисграфий:
(Исследование Р. Д. Тригер) Анализ ошибок и их механизмов у детей с ЗПР позволяет сделать вывод о том, что у детей с ЗПР наблюдаются следующие виды дисграфии:
1) дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
2) дисграфия, связанная с нарушением фонемного распознавания (акустическая и артикуляторно-акустическая).
3) оптическая дисграфия.
Слайд 17Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
§1. Принципы
коррекции нарушений речи
В параграфе представлены теоретические положения и принципы,
на которых основывается логопедическая работа по коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР:
Тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов
Взаимосвязь развития речи и моторики
Постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению (постепенный переход от конкретного к абстрактному, формирование процессов генерализации)
Принцип учета поэтапности формирования речевых умений
Принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития, по Л. С. Выготскому)
Онтогенетический принцип
Комплексный и системный подход
Положение об опережающим развития семантики по отношению к развитию формально-языковых средств
Принцип дифференцированного подхода
Принцип деятельностного подхода
Принцип учета ведущей деятельности
Слайд 18Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
§2. Методы
коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи
Формирование звукопроизношения, которое включает в себя
3 стадии:
I. стадия (предварительная) имеет целью подготовить слуховую, моторную и зрительную систему к последующей работе над звуками.
II. стадия — уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.
III. стадия — коррекция нарушенных звуков речи.
В параграфе подробно рассматриваются направления работы и приводятся примеры упражнений.
Слайд 19Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
§3. Методика
работы по развитию лексики
В параграфе рассматривается работа по формированию лексики
в следующих направлениях:
1) расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);
2) уточнение значений слов;
3) активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь.
Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, коррекционных задач, программы детского сада, контингента и возраста детей.
Слайд 20Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
§4. Методика
работы по формированию грамматического строя речи
В параграфе отмечается, что
коррекционно-логопедическое воздействие проводится по следующим направлениям:
1) уточнение лексического значения слова;
2) уточнение грамматического значения слова;
3) формирование парадигмы словоизменения;
4) формирование словообразования;
5) развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов;
6) развитие языкового анализа и синтеза.
Связь между этими направлениями осуществляется симультанно-сукцессивно (параллельно-последовательно).
Слайд 21Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
§4. Методика
работы по формированию грамматического строя речи
• уточнение грамматического значения слова
данное направление разделено на 3 этапа:
- I этап дифференциация категориального значения существительных, прилагательных и глаголов.
- II этап дифференциация падежных значений существительных и значений числа глагола.
- III этап по закрепление связи грамматического значения с формальными признаками в следующей последовательности: 1) развитие умения определять число существительного по конечной части слова; 2) развитие умения определять род имен существительных по конечной части слова.
Также в параграфе представлены игры и упражнения по данным этапам работы.
Слайд 22Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
§4. Методика
работы по формированию грамматического строя речи
• работа по формированию системы
словоизменения проводится по следующим направлениям:
- формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;
- закрепление системы словоизменения на уровне предложения;
- закрепление системы словоизменения в связной речи.
Слайд 23Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
§4. Методика
работы по формированию грамматического строя речи
I. этап
Дифференциация именительного падежа единственного
и множественного числа.
Закрепление беспредложных конструкций единственного числа в следующем порядке: а) винительный падеж (нулевое окончание; окончания -у; -а/-я); б) родительный падеж; в) дательный падеж; г) творительный падеж со значением орудийности.
Усвоение предложно-падежных конструкций единственного числа.
Овладение формами существительных множественного числа (сначала беспредложными, а затем с предлогами).
Согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе.
Слайд 24Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
§4. Методика
работы по формированию грамматического строя речи
II. этап
Дифференциация глаголов настоящего времени
по лицам.
Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе.
Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа.
III. этап
Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами.
В данном разделе представлены игры и упражнения, а также примерный речевой материал
Слайд 25Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
§4. Методика
работы по формированию грамматического строя речи
• Методика формирования словообразования
Выделяют
3 этапа в коррекционном воздействии с учетом постепенного усложнения словообразовательных моделей.
На I этапе работа проходит над следующими формами словообразования:
1) образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (сначала — формы с продуктивным суффиксом -ик-; затем — с менее продуктивными суффиксами -чик-; -очк-; -ечк-; -ц-);
2) образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища;
3) образование существительных с помощью суффикса -инк-;
4) образование названий детенышей животных и птиц;
5) образование существительных, обозначающих профессии, с помощью следующих суффиксов: -щик-; -чик; -иц-; -ниц-.
Слайд 26Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
§4. Методика
работы по формированию грамматического строя речи
• Методика формирования словообразования
II
этап. На данном этапе отрабатываются следующие
формы словообразования:
1) образование прилагательных от существительных по плану: а) образование притяжательных прилагательных (сначала — с суффиксом -ин-; затем — с суффиксом -j-); б) образование качественных прилагательных; в) образование относительных прилагательных (сначала — с суффиксом ов-; затем — с суффиксом-н-);
2) образование возвратных глаголов;
3) образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.
Слайд 27Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
§4. Методика
работы по формированию грамматического строя речи
• Методика формирования словообразования
III
этап. На этом этапе проводится работа по дифференциации приставочных глаголов (приставки в-; вы-; при-; от-; у-; пере-).
Также в данном разделе подробно расписывается методика работы и приводятся примеры игровых заданий, упражнений и речевого материала.
•методика работы по развитию умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов
В процессе коррекционной работы выделяются следующие направления:
а) развитие умения определять «лишнее» слово из группы слов;
б) развитие умения отбирать родственные слова из ряда слов;
в) развитие умения подбирать родственные слова;
г) развитие умения находить в словах общую морфему.
Далее в данном разделе приводятся примеры игровых заданий и упражнений.
Слайд 28Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
§5. Методика
развития языкового анализа и синтеза
В параграфе раскрывается логопедическая работа по
развитию языкового анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР, которая проводится по следующим направлениям:
1) развитие анализа предложений на слова;
2) развитие слогового анализа и синтеза;
3) развитие фонематического анализа и синтеза.
Также приводятся примеры заданий и упражнений.