Слайд 1Римская республика в V-III вв. до н. э.: борьба плебеев
и патрициев, объединение Италии Римом. Карфаген.
Слайд 2Уже в 445-443 гг. до н. э., благодаря народному трибуну
Гаю Канулею и при поддержке центуриатных комиций , плебеи добиваются
права в случае войны или раздора требовать избрания чрезвычайных должностных лиц – военных трибунов с консульской властью (consulāri potestāte)
Должность преторов сохранилась в руках патрициев, однако была признана верховная власть центуриатных комиций, были приняты законы XII таблиц и проведен ценз граждан с разделением их на 5 имущественных классов. Cенат согласился с тем, что в случае конфликта с патрициями или военной угрозы, народ отныне может избирать голосованием военных сотен (центурий) вместо выдвигаемых патрицианскими родами преторов новых и чрезвычайных должностных лиц - военных трибунов с консульской властью (tribūni militum consulāri potestāte), в число которых могли входить и плебеи, и патриции. Впервые военные трибуны были избраны, после того как народный трибун Гай Канулей в 445 г. до н. э. добился отмены запрета на брак между патрициями и плебеями.
«Патриции, - пишет Тит Ливий, - прониклись ужасом, сперва отчаявшись при таком озлоблении толпы получить должность… В конце-концов, все-таки убежденные первейшими из них, они предъявили свои права… Так, на триста десятый год от основания Рима впервые вступили в должность военные трибуны» (Liv., IV, 6-7).
Слайд 3В отечественной историографии большой вклад в изучение роли военных трибунов
с консульской властью в формировании органов власти Римской республики внесла
В. В. Дементьева, в своей докторской диссертации (2002 г.) доказавшая, что должность консулов в Риме, на самом деле, восходит именно к чрезвычайной магистратуре военных трибунов с консульской ( то есть – с равной по полномочиям) властью. См. : http://ancientrome.ru/publik/dement/dem02f.htm На фото: портрет римлянина I в. до н. э
А. В. Воробьев в своей кандидатской диссертации (Магистратская власть в республиканскую эпоху: традиции и инновации. СПб, 2014) показал, что появление должности квестора (quaestor – «взыскиватель»), чиновника по взысканию платежей, а затем удвоение числа квесторов в 421 г. до н.э., и допуск плебеев к этой магистратуре в конце V в. до н.э. отражает новый виток борьбы плебеев против олигархии патрициев, и совпадает с переходом к регулярному избранию военных трибунов с консульской властью. Все это можно связать с дальнейшими успехами плебса и, вместе с тем, одновременным укреплением роли сената.
См. диссертацию А. В. Воробьева - http://cheloveknauka.com/magistratskaya-vlast-v-rime-v-respublikanskuyu-epohu-traditsii-i-innovatsii#ixzz6I9513tqV
Слайд 4Патрицианские роды обосновывали свое право на власть тем, что только
патриции могут занимать должность претора, который совершал жертвоприношения богам за
римский народ, ведь «никто из плебеев не посвящен в птицегадания… Отказ посвящения в тайны птицегаданий на том основании, что бессмертные боги якобы гнушаются плебеями, особенно распалял их гнев» (Liv. IV, 6, 1). По законам XII Таблиц в руках преторов-патрициев были суд и формулы исков, которые хранились у понтификов - патрициев-жрецов Юпитера. На фото – патриций с бюстами предков. Ниже - родовая усыпальница патрицианской семьи Сципионов из рода Корнелиев.
Слайд 5Приток переселенцев в Рим и борьба плебса за землю вынуждали
патрициев к экспансии в Лации и Этрурии
С 420-х гг. могущественный
этрусский город Вейи (Veii), богатый земельными владениями, становится объектом экспансии Рима. В ходе войны 406-396 гг. до н.
э. Вейи были взяты Марком Фурием Камиллом (он был избран диктатором для ведения войны). Плебеи получили участки в 7 югеров (1 югер = 0,25 га). Победа над Вейями рассматривалась как победа римских богов: «Вейяне не знали, что даже собственные прорицатели их предали, … что богов выманили из их города обетами и теперь они ищут себе новое жилище (novasque sedes spectāre). Но менее всего они могли ожидать, что под стенами вырыт подземный ход…» (Liv. V, 21).
Слайд 6В связи с этим, после победы над Вейями диктатор Марк
Фурий Камилл, впервые после изгнания царей, по решению сената, справил
триумф (triumphus): торжественно въехал в Рим на четверке коней во главе вооруженного войска, идущего строем и при этом приплясывающего на три счета (triumphus – «танец на три счета»), для торжественного жертвоприношения Юпитеру. Ср. рис. «Триумф Камилла» Ф. Сальвиати (1545)
Ритуал триумфа возник в царскую эпоху и был связан, по мнению ученых (В. С. Поплавский, Е. М. Штаерман) с мерами царей по утверждению культа Юпитера с центром на Капитолии. Старинный царский ритуал теперь впервые выделял персону полководца, как бы ставя его над общиной. Как пишет Тит Ливий, «Въезд диктатора также был обставлен торжественнее, чем когда-либо раньше… Самое сильное впечатление производил сам диктатор, въехавший в город на колеснице, запряженной белыми конями: он не походил не только на гражданина, но даже и на смертного. Эти кони как бы приравнивали диктатора к Юпитеру и Солнцу…» (Liv. V, 23, 5-6).
Слайд 7В 390 г. до н. э. Рим и Северную Италию
постигает катастрофа – полчища кельтов занимают долину р. По, громят
римлян на реке Алии и предводительствуемые вождем Бренном занимают Рим.
Согласно Титу Ливию, вторжение кельтов (лат. Galli – «петухи», из-за петушиных перьев на шлемах) было карой богов за то, что римские послы, раздраженные наглостью кельтов, вопреки внезапно раздавшемуся голосу, «в нарушение права народов… взялись за оружие» (Liv. V, 36, 5). Согласно легенде, только Капитолий в Риме не был захвачен кельтами. Ночью кельты уже было взобрались на стену, но «их приближение не укрылось от гусей,… которые были посвящены Юноне» (Liv. V, 47, 4). Начальник караула Марк Манлий проснулся и призвал воинов к оружию. Кельты были отбиты. Марк Фурий Камилл, собрав в Вейях войско, разгромил кельтов и, следуя решению сената, возвел «храм Айю Локутию» (Aius Locūtus – «молвивший голос»), который перед войной слышали, не поняв, военные трибуны (Liv. V, 50, 5). На рис. Марк Фурий Камилл на монете.
Слайд 9После разгрома кельтов обострилась проблема долгового рабства: многие разоренные римляне
по Законам XII Таблиц были преданы суду. По Ливию, «Когда
уже нечего было отдавать из имущества, должники, отданные замодавцам по суду (iudicāti atque addīcti) расплачивались с ними потерей доброго имени и телесными муками: верность слову оборачивалась карой» ( poenaque in vicem fidēi cesserat, Liv. VI, 34, 2).
Герой войны с кельтами Манлий, получивший прозвище Капитолийский, пытался силой противостоять жестокости патрициев-заимодавцев, по словам Плутарха, «силою вырывая должников из рук властей и препятствуя исполнению законных приговоров» (Plut. Camill. XXXVI). Патриции добились осуждения и казни Манлия, однако вскоре (375 г. до н.э.) народные трибуны Гай Лициний и Публий Секстий предложили целый пакет законов, которые должны были быть утверждены как плебисциты – голосами плебеев в трибутных комициях. «Первый закон – о долгах: чтобы, вычтя из суммы долга то, что начислялось как проценты, остаток погашать равными долями три года; второй – о земельном ограничении: чтобы никто имел во владении сверх 500 югеров (общественного) поля» (agri, Liv. VI, 35, 5). На фото: место проведения комиций, Римский форум
Слайд 10Третий закон, предложенный Лицинием и Секстием, утверждал, что ежегодно должны
избираться два высших должностных лица с консулярной (т. е. равной)
властью, - консулы (consules) одно из которых должно быть плебеем (Liv. VI, 35, 5). Таким образом, 42 патрицианских рода окончательно утрачивали монополию на высшую власть, право жертвоприношений от имени народа и интерпретацию знамений.
По словам Ливия, патриции подкупили нескольких народных трибунов – коллег Лициния и Секстия, - чтобы те наложили veto на законопроекты. В противовес этому Лициний и Секстий наложили veto на выборы преторов и военных трибунов с консульской властью. Органы государственной власти были парализованы. «Лициний и Секстий, став снова народными трибунами, не допустили, чтобы кто-нибудь был избран на курульные должности. Отсутствие должностных лиц продолжалось целое пятилетие. Плебеи неизменно избирали тех же народных трибунов, а они запрещали выборы военных трибунов» (Liv. VI, 35, 10). На фото: голосующий плебей на монете
Слайд 11Наконец в 367 г. до н. э. патриции сдались и
законы Лициния-Секстия были утверждены трибутными комициями в качестве плебисцитов, обязательных
к исполнению всеми властями. Однако патриции сохранили за собой судебную власть. Наряду с должностью консулов, оставалась должность претора, который избирался из патрициев, назначал судей из числа членов Сената (коллегия центумвиров) и хранил формулы исков, которые почитались священными
Слайд 12Низвержение патрицианской олигархии укрепило Римскую республику. Консулы, выражавшие интересы плебеев,
проводят энергичную внешнюю политику, направленную на решение аграрного вопроса. Новая
плебейско-патрицианская аристократия Римской республики стремится решить проблему наделения плебса землей за счет соседей Рима. В ходе Первой Самнитской войны (343-341 гг. до н. э.) римляне отвоевали у могущественного союза Самнитов, – горских общин средней Италии, - плодороднейшую область Италии – Кампанию, которая стала ager Romānus
Самнитские воины, фреска из Пестума (IV в. до н. э.)
Слайд 13После победы Рима в Первой Самнитской войне латины, опасаясь усиления
могущества Рима, выдвинули план преобразования Латинского союза в федерацию во
главе с Римом. Латины, соглашаясь войти в состав Римского государства, требовали, чтобы из латинов избирался 1 консул и ½ сената. Это вызвало Латинскую войну (340-338 гг. до н. э). Латины были разгромлены, Латинский союз был распущен, латины включены в состав Рима, получив римское гражданство без права голосования (такое гражданство стало отныне называться латинским гражданством)
Слайд 14II Самнитская война (326-304 гг. до н. э.) началась с
отмены долгового рабства по закону Петелия: все, заключившие сделку самозаклада
должники (nexi), принесшие клятву, что у них нет ничего, освобождались. Вскоре римляне были разгромлены при Кавдии (321 г. до н. э.). Однако римский народ отказался признать мирный договор с самнитами, заключенный консулами, и выдал консулов Спурия Постумия и Тита Ветурия самнитам (Liv. IX, 9 etc.).
Слайд 16Римляне собрали новую армию и продолжили войну, нанеся ряд поражений
самнитам.
В 312 г. до н. э. Аппий Клавдий, проводя
ценз, добивается того, что денежный ценз приравнивается к земельному. Это усиливает роль торгово-ремесленных кругов, а Гней Флавий, писец Аппия Клавдия, публикует доселе утаивавшиеся от народа патрициями формулы судебных исков. Тем самым суд был de facto изъят из рук патрициев. В благодарность плебеи избрали Гнея Флавия народным трибуном (306 г. до н. э.).
В 308 г. до н. э. Луций Папирий Курсор, разгромив самнитов, справляет триумф, «главным украшением которого явилось захваченное оружие» (Liv. IX, 40, 15). По Ливию, «римляне обрядили в эти доспехи гладиаторов, которых назвали самнитами». После сокрушительного разгрома самнитов Квинтом Фабием под Аллифами (307 г. до н. э.), уже 7000 самнитов было продано в рабство (Liv. IX, 42, 8). На захваченные земли выводятся колонии (colonia – «поселение»), где плебеи получают землю. Всего в 334-300 гг. до н. э. было выведено 14 колоний для римских и латинских граждан, которые стали опорой римской власти в Италии (praesidia). На фото: барельеф с гладиаторами-«самнитами».
Слайд 17
Победе римлян способствовали меры Аппия Клавдия Цека во время
его цензуры (312 г. до н. э. ). Он при
поддержке народа включил в число сенаторов сыновей некоторых вольноотпущенников (Liv. IX, 29, 7) и разрешил городским ремесленникам-плебеям, не имеющим земли, приписываться к сельским трибам. Это укрепляло римский средний класс: торговцы и ремесленники, равномерно распределенные по трибам, могли оказывать влияние на голосование и более организованно отстаивать свои интересы в комициях. Кроме того, это привлекало в Рим италийцев. На фото внизу слева барельф «Прохождение ценза» (I в. до н. э.), справа – Appius Claudius Caecus (портрет I в. до н. э.)
Слайд 18Тогда же, во время своего цензорства Аппий Клавдий Цек инициирует
строительство дороги, связавшей Рим с г. Капуя, главным городом Кампании,
граничившей с самнитами. Эта Аппиева дорога (via Appia, см. на фото ниже) имела важнейшее и военно-стратегическое, и торговое значение для римлян и всех жителей Италии.
Слайд 19Одновременно со строительством дороги, Аппий Клавдий Цек организует постройку водопровода,
доставлявшего в Рим воду из горных источников (см. на фото
ниже акведук Аппия – aqua Appia). Эта мера также способствовала повышению благосостояния плебса, уменьшению его зависимости от патрициев, и, кроме того, - она способствовала привлечению в Рим италийцев (ср. Liv. IX, 29, 6).
Слайд 20Однако союз самнитских общин жаждал реванша. В 298 г. до
н. э. в союзе с кельтами и этрусками самниты, разорвав
договор, вероломно напали на Рим. После первоначальных успешных набегов самнитов и кельтов, решающая битва, определившая судьбу Италии, состоялась в 295 г. до н. э. у городка Сентины (Sentīnum), где римским войском командовали консулы Квинт Фабий и Публий Деций Мус
Слайд 21Сохранился саркофаг Сципиона Барбата с надписью: «муж могучий и мудрый
(sapiens), чей облик полностью соответствовал доблести, он был у вас
консулом, цензором, эдилом, завоевал Таврасию, Цизауну и Самний» (CIL VI, № 1284)
Согласно Титу Ливию, победа римлян при Сентине в Умбрии была связана с тем, что консул Публий Деций Мус, «обрекши себя теми же заклинаниями и в том же облачении, как и родитель его, Публий Деций, приказал обречь себя на Латинской войне, прибавил к положенным проклятиям, что будет гнать впереди себя ужас и бегство, кровь и погибель, гнев небесных богов и подземных и обратит зловещие проклятия на знамена, оружие и доспехи врагов, а место его гибели будет местом истребления галлов и самнитов» (Liv. X, 28, 14-17). По Ливию, который излагает здесь семейную легенду фамилии Мусов, именно эта жертва Муса и привела к тому, что римляне прекратили бегство и под командованием Гая Марция и Публия Корнелия Сципион Барбата сокрушили врага. Причем доблесть Сципиона особенно прославлялась.
Слайд 22В 293 г. до н. э. Луций Папирий Курсор и
Луций Сципион Барбат разбили самнитов при Аквилонии (Liv. X, 44,
6), атаковав Бовиан (Bovianum), столицу самнитов. А в 290 г. до н. э. Маний Курий Дентат, консул из плебеев, завершил войну, добившись роспуска Самнитского союза. См. портрет справа (по изображению на римской монете).
Согласно Евтропию, Маний Курий Дентат, справив триумф над самнитами, «разделил между народом их землю, дав каждому 14 югеров (3, 5 га). Себе он после этого определил столько же земли, говоря, что не должно быть никого, кому было бы недостаточно такого ее количества. Когда послы самнитов предлагали ему золото, в то время как он на очаге пек себе репу, он им ответил: «Я предпочитаю есть из глиняной посуды и повелевать теми, кто обладает золотом» (Eutrop. De viris illustribus, XXXIII). Каждый самнитский город заключил отдельный договор о дружбе с Римом, признав его власть и войдя в состав Римско-италийского союза. Союзники (socii) обязаны были платить подать и участвовать в воинах, полностью сохраняя внутреннее самоуправление и право чеканки монеты. 30 древних латинских и сабинских городов получали римское гражданство без права голосования (т. н. латинское гражданство – civitas sine suffragio). Они получали все права римских граждан, кроме права голоса
Слайд 23После подчинения союзных самнитам кельтов в 280-е гг. до н.
э., Фурии, греческий город на юге Италии, призвал римлян на
помощь в борьбе с луканами и горными самнитами.
Римский флот вошел в Тарентинский залив, однако Тарент встретил римлян враждебно и не поддержал Фурии. Тарентинцы затопили несколько римских кораблей, захватив их воинов в плен (App. III, 7, 1). Отправленные в Тарент послы подверглись оскорблениям, а в 280 г. до н. э. Тарент призвал себе на помощь Пирра, царя Эпира, знаменитого воина и полководца, отличившегося еще в битве при Ипсе (301 г. до н. э.), где он сражался на стороне Антигона Одноглазого. Пирр, привезя с собой слонов, с их помощью разбил римлян при Гераклее (280 г. до н. э.). См. Plut. Pyrr. XVII.
Слайд 24Согласно Плутарху, Пирр потерял в битве при Гераклее (280 г.
до н. э.) 13 000 воинов, почти столько же, сколько
потеряли потерпевшие поражение римляне ( 15 000) и притом самых лучших, включая людей которым «он более всего доверял» (Plut. Pyrr. XVII). Пирр стал искать мирного соглашения с римлянами, отправив в Рим послов во главе с Кинеей (Cyneas), философом-эпикурейцем. Однако на заседание сената, где обсуждался вопрос, внесли на носилках старого и слепого Аппия Клавдия с речью «О мире с царем Пирром», первым в истории литературным произведением, написанным по-латыни. В речи Аппий уничтожил Пирра: «Я печалился, что не вижу; ныне же печалюсь, что слышу. Никогда не желал я ни видеть ни слышать подобных мнений от вас, которые из-за одной неудачи так внезапно забыли себя… Что это, как не то, что римляне становятся подданными македонян?» (App. III, 10, 2). По настоянию Аппия, сенат отверг мир с Пирром. Ниже на фото: царь Пирр (портрет IV в. до н. э.)
Слайд 25В следующем году Пирр, по словам Аппиана, «двинулся на Рим,
опустошая все» (App. III, 10, 3). Под Аускулом состоялось еще
одно сражение (или даже два, как предполагает Плутарх), где войско Пирра разгромило римлян. Пирр вновь отправил в Рим посла Кинею с подарками для римлян, попытался подкупить главу римского посольства Гая Фабриция, но – «никто ничего не взял» (App. III, 11, 2).
Согласно Плутарху, «Дионисий (Галикарнасский) пишет, что римляне не признавали себя побежденными; по его словам, все произошло в течение одного дня, битва продолжалась до захода солнца… Сигнал к отступлению подали обе стороны, и говорят, что Пирр заметил какому-то человеку, радовавшемуся победе: «Если мы одержим еще одну победу над римлянами, то окончательно погибнем» (Plut. Pyrr. XXI). Отсюда и пошло известное выражение «Пиррова победа» (=победа, равнозначная поражению). Тем временем, самовластное правление Пирра в Таренте стало вызывать возмущение. По приглашению сицилийских городов Сиракуз, Акраганта Леонтин, Пирр отплыл в Сицилию, чтобы «изгнать карфагенян и освободить остров от тиранов» (Plut. Pyrr. XXII). На рис.: слоны Пирра в бою.
Слайд 26Борьба Пирра с карфагенянами в Сицилии была удачна: Пирр захватил
почти все владения Карфагена, этой могущественной финикийской колонии в Африке,
какие город с VIII в. до н. э. приобрел в Сицилии. Пирр обложил сицилийские города податью, чтобы собрать флот и организовать экспедицию в Африку. Пирр распоряжался в Сицилии как эллинистические цари в подвластных им странах (см. ниже направление его походов).
Как пишет Плутарх, «Пирр начал набирать по городам гребцов, которых не хватало на многих его кораблях, и при этом действовал уже не мягко и снисходительно, а властно и жестоко, прибегая к насилиям и наказаниям» (Plut. Pyrr. XXIII). Некоторые из знатных сиракузян (Тенон и Сострат), которые раньше были инициаторами появления в Сиракузах Пирра, теперь завязали переписку с карфагенянами. Бегство Сострата к карфагенянам и расправа Пирра за такие замыслы над Теноном привели к тому, что греческие «города возненавидели его страшной ненавистью, одни присоединились к карфагенянам, другие призвали италийских наемников - мамертинцев» (Plut. XXIII).
Слайд 27Пирр вновь возвратился в Италию, где римляне вели войну с
Тарентом, который находился в затруднительном положении. При высадке в Италии
Пирр в пылу сражения с нагнавшими его сторонниками сицилийцев – наемниками-мамертинцами - проявил себя как уникальный в истории воин-атлет: рассек туловище одного из мамертинцев «сверху донизу, так что в один миг две половины разрубленного тела упали в разные стороны» (Plut. Pyrr. XXIV). «Все дивились Пирру», и Тарент вновь признал его власть.
Разделив свое войско, Пирр отправил часть его в Луканию, чтобы задержать находившегося там консула. «Другую часть он сам повел на Мания Курия Дентата, стоявшего лагерем в безопасном месте в Самнии» (Plut. Pyrr. XXV). Дентата «удерживали там предсказания жрецов и птицегадателей» (Ibidem). Пирр решился атаковать ночью, однако его «воины заблудились в темноте… и на рассвете враги ясно увидели Пирра, двигавшегося по гребню холмов» (Pyrr. Plut. XXV). Войско Пирра было наголову разбито, а местечко Maleventum (Дурной ветер), где произошло сражение, было переименовано римлянами в Beneventum (Добрый ветер). Такое переименование города в честь памятного события заложило основы этой традиции в Европе.
Слайд 28Потеряв всякий авторитет, Пирр в 272 г. до н. э.
покинул Тарент и вскоре погиб в войне с македонянами в
пелопоннесском Аргосе. В том же году все племена Юга Италии заключили договоры о дружбе с Римом, признав его гегемонию. В 265 г. до н. э. был взят римлянами последний независимый этрусский город – Вольсинии. Все италийские общины были включены в Римско-италийский союз. Граждане его общин были неравноправны: по римскому праву квириты (римляне) и латины господствовали над остальными союзниками, которые считались перегринами (чужеземцами)
Слайд 29Этому неравноправному союзу общин и городов к 260-м гг. до
н. э. противостало государство, в наибольшей степени из тогдашних основывающееся
на массированном использовании рабского труда, – бывшая колония финикийского Тира КАРФАГЕН
Слайд 30Карфаген (Картх – Хадашт - букв. «земля, огражденная бычьей шкурой»)
был основан бежавшей из Тира царицей Элиссой (Дидоной) в 825
г. до н. э.
Легенда гласит, что афры согласились уступить Элиссе только ту часть земли, которую сможет оградить бычья шкура. Разрезав шкуру на узкие полосы Элисса смогла отгородить для себя довольно большую территорию, которую впоследствии расширили она и ее преемники, подавляя афров и обращая их в рабство. По побережью и в степях Африки пунийцы (карфагеняне) основывали новые города: так возникли Хадрумет, Утика, Тингис, Цирта. Этим решался аграрный вопрос: в основываемых городах получали землю граждане Карфагена, обретая, согласно Аристотелю, «возможность разбогатеть» (Arist. Pol. II, 8, 9).
Слайд 31Во главе Карфагена стояла олигархия богатых землевладельцев, объединенная аграрным культом
богини-девственницы Тиннит и бога Молоха. Ниже, слева - карфагенский золотой
статер III в. до н. э. с изображением Тиннит. Справа – стела Тиннит в тофете (святилище) Тиннит, где ей и Молоху с целью обеспечить себя урожаем пунийцы приносили в жертву либо посвящали новорожденных или мертворожденных детей (по данным археологов между 400 и 200 гг. до н. э. в карфагенском тофете было сожжено и погребено около 20 000 детей). Таким образом карфагеняне отчаянно боролись за плодородие своих женщин и своей земли: бескрайние степи Африки постепенно превращались в пустыню.
Слайд 32Магон Великий – один из создателей Карфагенской державы. В борьбе
за единоличную власть с поддерживаемым народом Малхом он сделал ставку
на наемников и колонистов-арендаторов. В VI в. до н. э. он расширил олигархический Совет 10-и в Совет 30-и, а сам стал, по Аристотелю, выборным «царем» города – суффетом (špț) . Однако к середине V в. до н. э. «народом Карфагена» уже ежегодно избираются по два суффета, их именем называется год. См. И. Ш. Шифман Карфаген. СПб, 2006. С. 185.
Диодор Сицилийский рассказывает, что Магон, обладая большими владениями и опираясь на наемников, разбил греков в битве при Алалии, завоевав господство на море (535 г. до н. э.). Еще раньше он подчинил финикийские колонии на Сардинии (Таррос и Нору), построил порт Карфагена (Diod, V, 13, 4; XI, 88, 5). Он же написал и трактат «О сельском хозяйстве», где впервые обобщил опыт массового применения труда рабов в крупной латифундии. Рабы у карфагенян не только пасли стада, но, скованные цепями, работали на полях. Трактат Магона по решению римского Сената был переведен на латынь и стал образцом для сочинений римских писателей-агрономов – Марка Порция Катона, Колумеллы
Слайд 33Карфаген – единственный негреческий полис, государственное устройство которого Аристотель рассматривает
в своей «Политике», и дает ему крайне высокую оценку.
Однако, по
Аристотелю, государственное устройство Карфагена «более отклоняется от аристократии в сторону олигархии… Они считают, что должностные лица должны избираться не только по признаку благородного происхождения, но и по признаку богатства» (Arist. Pol. II, 8, 5). Богатые землевладельческие патриархальные семьи Карфагена составляли собой ряд объединенных общим культом и трапезами корпораций - пентархий, кооптировавших своих представителей в Совет 104 судей, который обладал высшими контрольными фунциями. Отличие 104-х, по Аристотелю, от спартанских эфоров в том, что «эфорами бывают первые попавшиеся, 104 же избираются исключительно из людей благородного происхождения» (Arist. Pol. II, 8, 2). Народное собрание Карфагена собиралось только в случае если между суффетами и Советом 104-х «нет согласия». В этих случаях народ выступал высшим арбитром, причем «каждый желающий может говорить против вносимых предложений, чего мы не находим при других государственных устройствах» (Arist. Pol. II, 8, 3). При этом суффеты Карфагена также были членами Совета 104.
На фото: дающий плодородие магический знак богини Тиннит с надписью.
Слайд 35Искусные мореплаватели, пунийцы (карфагеняне) еще в VI в. до н.
э. обогнули Африку, и вплоть до конца III в. до
н. э. господствовали в западном Средиземноморье. Ниже – порт Карфагена, реконструкция, сделанная на основании данных археологических раскопок
Слайд 36Внутренняя слабость Карфагена заключалась в том, что его власть над
подвластными народами основывалась исключительно на их жестоком военном подавлении. Как
отмечал Диодор Сицилийский, «Из обитающих здесь народов, самый многочисленный и древний назывался ливийцами, и они ненавидели карфагенян особенно горячо из-за тяжести их господства, а последними были кочевники, которые пасли свои стада на большей части Ливии, вплоть до пустыни» (Diod. XX, 55, 4). Сахара здесь еще не вся была пустыней, и большую часть ее занимали сухие степи, которые населяли кочевники - нумидийцы.
На фото: руины Карфагена сегодня. Остатки портовых сооружений