Слайд 2 Термин «Возрождение» или «Ренессанс» введен итальянским историком искусства Джорджио Вазари
в ХVІ в. Он назвал свое время «возрождением античных наук
и искусств, которые в течении тысячелетия спали смертным сном»
Слайд 3Центры Возрождения:
1. Италия XIV-XVI вв.
2. Северное Возрождение (Франция, Голландия, Германия)
XVI-XVII вв.
3. Восточная Европа (Чехия, Польша) XVI-XVII вв.
Слайд 4Общие характеристики эпохи Возрождения
Слайд 5Эпоха носит переходный характер
Возрождение – переход от Средневековья к Новому
времени,
от аграрной экономики к индустриальной,
от феодальных отношений к
капиталистическим,
от сословного общества к буржуазному,
от религиозной культуры к светской.
Слайд 6Гуманизм (от лат. humanus человечный)
Интеллектуальное движение, основной идеей которого стала
вера в безграничность человеческих возможностей.
Особый образ жизни, нацеленный на познание
studia humana – тех вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека
Слайд 7Условия гуманистического образа жизни (Лоренцо Валла)
1. «Общение с образованными людьми»
2.
«Изобилие книг»
3. «Удобное место»
4. «Свободное время» (otium)
5. «Душевный покой» –
особая
пустота, незаполненность, высвобожденность души,
делающая ее готовой к наполнению ученостью и мудростью
Слайд 8Достоинство человека определяется не его происхождением, богатством или властью, а
гуманистической «ученостью»
Гуманисты – зарождающаяся светская интеллигенция – люди умственного труда
не связанные с церковью
Задача – раскрыть способности человека, улучшить его, воспитать гармоничную личность
Слайд 9Антропоцентризм
Понимание человека как меры всех вещей
Интерес к устройству человеческого тела
Человек
создан по образу и подобию Бога, а Бог по своей
сущности – Творец, соответственно – призвание человека – творчество
В создании произведений искусства человек уподобляется Богу
Слайд 10Индивидуализм
Человек выделяется из надиндивидуальной общности, становится Субъектом – активным началом,
тем, кто познает, мыслит и действует
Появляется фигура Автора – ответственного
творца, которому принадлежит замысел и воплощение произведения искусства
Человек – хозяин своей судьбы, обладает свободной волей и разумом
Опора в познании и творчестве на индивидуальный чувственный опыт, доверие ему
Слайд 11Обращение к античному наследию
Возрождается античный идеал человека
Реализм в скульптуре и
живописи
Сюжеты античной мифологии, истории в искусстве
Изучение греческого языка и классической
латыни
Интерес к античной философии, основание Марсилио Фичино во Флоренции Платоновской академии
Слайд 12Связь искусства и науки
Познание мира через творчество – искусство отражает
истинное положение вещей, это зеркало, в которое смотрится мир.
Художники и
архитекторы были прежде всего учеными: через проблемы прямой перспективы они выходили в область оптики и физики, через проблемы пропорций –
в анатомию и математику
Слайд 13Ведущая роль живописи
Живопись отражает мир таким каким он есть, всю
его красоту и разнообразие
«Изображать так, как мы видим» – задача
художника
Появление новых приемов:
прямая или линейная перспектива, где изобразительная композиция подчинена законам человеческого зрения,
игра света и тени
Появление новых жанров: портрет, пейзаж, бытовая картина
Слайд 14Секуляризация
«обмирщение» культуры и общества – церковь утрачивает доминирующее положение
в обществе, хотя и остается мощным социальным институтом.
Появляется светская наука,
которая начинает создавать альтернативную картину мира (гелиоцентризм) –
Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно
Слайд 15Реформация
Общественное антикатолическое движение за обновление христианства в XVI в. в
Центральной и Восточной Европе.
Основатели: Мартин Лютер, Жан Кальвин
В результате появился
протестантизм
Основные идеи: «три только»:
Человек оправдывается перед Богом только верой
(solo fide), а не добрыми делами
Спасение происходит только через благодать (sola gratia), без посредников-священников (принцип всеобщего священства)
Только Библия (sola Scriptura) является источником знания о Боге
Слайд 16Протестантизм стремился сформировать нового человека – активную, рациональную, ответственную за
свою деятельность перед людьми и Богом, самостоятельную личность.
Протестантизм отождествил духовную
праведность человека и его материальное благосостояние и стал религией нарождающейся буржуазии
Мартин Лютер
Жан Кальвин
Слайд 18Предпосылки Возрождения в Италии
Развитие городов-государств, их экономическое процветание
Отсутствие четко оформленных
сословий – феодальная знать вовлеченная в городскую жизнь, смыкалась с
купечеством
Широкая система образования
Существование памятников античного искусства.
Слайд 19Проторенессанс «дученто» (ХІІI в.)
и «треченто» (XIV в.)
Появление возрожденческих тенденций,
их тесная
связь со Средневековьем
Литература: создание итальянского литературного языка, обращение к античным
сюжетам, жанры: сатирические новеллы, сонеты
Данте Алигьери «Новая жизнь», «Божественная комедия»
Франческо Петрарка «Канцоньере»
Джованни Боккаччо «Декамерон»
Слайд 20Данте Алигьери
Франческо Петрарка
Джованни Боккаччо
Слайд 21Живопись: Джотто ди Бондоне
Бегство в Египет. 1304-1306, Фреска в капелле
Цель Арена в Падуе.
Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в
Капелле Скровеньи в Падуе
Слайд 22Исав перед Исааком. Фреска. Около 1295. Ассизи, церковь Сан Франческо,
верхняя церковь
Слайд 23Испытание огнём перед султаном. Около 1325—1328. Флоренция, базилика Санта Кроче,
капелла Барди
Слайд 24Раннее Возрождение «кватроченто» (XV в.)
Расцвет гуманизма: Пико делла Мирандола, Лоренцо
Валла, Марсилио Фичино
Формирование ренессансного архитектурного стиля
Отделение скульптуры от архитектуры
Архитектура: Филиппо
Брунеллески, Леон Баттист Альберти
Скульптура: Донателло
Живопись: Мазаччо, Сандро Боттичелли
Слайд 25Брунеллески Санта Мария дель Фьоре, купол
Слайд 27Донателло. Давид
Донателло. Статуя кондотьера Гаттамелата
Слайд 28Мазаччо. Триптих Святого Ювеналия
Слайд 29Мазаччо. Мадонна с младенцем.
Мазаччо. Мадонна с младенцем
Слайд 30Фрески капеллы Бранкаччи - часовни в церкви
Санта-Мария-дель-Кармине. Флоренция
Мазаччо. Чудо со
статиром
Слайд 31Мазаччо. Воскрешение сына Теофила и св. Петр на кафедре
Слайд 32Изгнание из Рая
Крещение неофитов
Петр исцеляет больного своей тенью
Слайд 34Сандро Боттичелли. Рождение Венеры
Слайд 35Сандро Боттичелли.
Портрет молодой женщины
Сандро Боттичелли. Портрет неизвестного
с медалью
Козимо Медичи
Слайд 36Высокое Возрождение «чинквеченто»
(к. XV- треть XVI)
Проникновение идей ренессанса во
все сферы жизни
Становление общественно-политической мысли: Никколо Макиавелли «Государь»
Становление профессионального театра
и народной комедии дель арте
Жанровое разнообразие в музыке: месса, мадригал, фроттола
Архитектура: Браманте, Палладио
Живопись: Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти
Скульптура: Микеланджело Буонарроти
Слайд 37Браманте. Темпьетто
Палладио. Вилла Ротонда
Слайд 38Браманте. Собор Святого Петра в Риме
Слайд 39Рафаэль. Автопортрет
Рафаэль. Портрет папы Юлия II
Слайд 40Рафаэль. Коронование Марии
Рафаэль. Сикстинская Мадонна
Слайд 41Рафаэль. Святое Семейство
Рафаэль. Мадонна со щеглёнком
Слайд 43Леонардо да Винчи. Дама с горностаем
Леонардо да Винчи. Мона Лиза
Слайд 44Леонардо да Винчи. Мадонна Литта
Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа
Слайд 45«Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане
Слайд 47Микеланжело. Роспись Сикстинской капеллы
Слайд 48Микеланжело. Давид
Микеланжело. Пьета
Слайд 49Микеланжело. Капелла Медичи — мемориальная часовня рода Медичи при флорентийской
церкви Сан-Лоренцо.
Слайд 50Позднее Возрождение (последние 2/3 XVI в.)
Кризис гуманистической культуры
Создание утопий –
проектов идеального государства: Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город Солнца»
Живопись:
Джорджоне, Тициан, Тинторетто
Появление маньеризма – стиля, утратившего ренессансную гармонию (Понтормо, Сальвиати)
Слайд 51Тинторетто. Брак в Кане Галилейской
Слайд 52Тициан. Венера Анадиомена
Тициан. Динарий Кесаря
Слайд 53Тициан. Любовь земная и Любовь небесная
Слайд 57Джорджоне. Читающая Мадонна
Джорджоне. Мадонна Кастельфранко
Слайд 58Понтормо. Снятие с креста
Сальвиати. Неверие Святого Фомы
Слайд 60Характерные черты Северного Возрождения:
Незначительное влияние античности, большая связь со средневековой
традицией
Идеи пантеизма – растворенность Бога в природе, поэтому каждый кусочек
природы достоин быть изображенным
Проникновение фольклорных элементов в искусство
Символизм и метафоричность искусства
Основные жанры живописи: пейзаж, натюрморт, бытовая картина, менее развиваются портрет и религиозная картина.
Художники: Ян ван Эйк, Ироним Босх, Питер Брейгель Старший, Ганс Гольбейн Младший, Амброзиус Гольбейн, Альбрехт Дюрер
Слайд 61Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале
Ян ван Эйк.
Портрет жены Маргарет
Слайд 62Иероним Босх. Сад земных наслаждений
Слайд 63Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы
Слайд 64Альбрехт Дюрер. Автопортрет
Альбрехт Дюрер. Автопортрет
Слайд 65Альбрехт Дюрер.
Портрет Барбары Дюрер
Альбрехт Дюрер.
Портрет Альбрехта Дюрера Старшего
Слайд 66Альбрехт Дюрер.
Портрет Альбрехта Дюрера Старшего
Альбрехт Дюрер.
Портрет мужчины
Слайд 67Альбрехт Дюрер.
Портрет улыбающейся женщины
Альбрехт Дюрер.
Портрет Мадонны с младенцем
Слайд 68Альбрехт Дюрер. Портрет девочки
Альбрехт Дюрер. Портрет мужчины
Слайд 69Альбрехт Дюрер. Голова апостола
Альбрехт Дюрер. Портрет старика
Слайд 74Ганс Гольбейн. Портрет Томаса Мора
Ганс Гольбейн.
Портрет Эразма Роттердамского
Слайд 75Портрет Генриха VIII
Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии
Слайд 76Портрет Джона Чемберса
Портрет Томаса Говарда, герцога Норфолкского