Слайд 2 Тема: Портрет человека в интерьере
Задание:
1. Композиционно грамотно расположить рисунок на листе.
2. Изучить пропорции и
строение лица человека.
3. Прорисовать детали и выполнить работу в тоне.
Материал: формат А2, карандаш, уголь.
Слайд 3
Конструктивный рисунок головы человека:
Композиция листа
Конструктивный рисунок -
это раздел дисциплины академического рисунка
рисунок внешних контуров предметов, как видимых,
так и невидимых, выполненный с помощью линий построения.
Линейно-конструктивный рисунок – вид рисунка, при котором используют линии и её характеристики — толщину, тон и фактуру. Чаще всего такой вид рисунка используют архитекторы и дизайнеры, которым необходима четкость линий и понимания структуры предмета.
Компоновка — это размещение элементов композиции в формате. Другими словами — распределение предметов в листе. Она зависит от композиционной схемы, творческой задумки художника. Но есть такие комбинации или сочетания, которые вызывают неприятные ощущения при зрительном восприятии рисунка.
Слайд 4 Если в портрете изображается голова человека
в три четверти или в профиль, то будет более выразительно,
если располагать её не посередине листа. Со стороны лица лучше оставлять чуть больше пространства, чем со стороны затылка. Тут, конечно, нельзя устанавливать правило. Бывают такие композиционные решения, когда нужно сделать всё наоборот. Однако, чаще всего в классическом портрете с изображением одной фигуры оставляют больше пространства с той стороны, куда повёрнуто лицо. Это объясняется тем, что, психологически, человеческий взгляд не может упираться в стену, он должен куда-то устремляться. Поэтому та сторона рисунка в которую направлен взгляд, должна быть больше.
Рисунок головы человека начинается с поиска композиционного решения пространства листа, в котором будет создаваться рисунок. Приступая к композиционному решению пространства листа, необходимо выбрать положение, с которого вы будете рисовать голову человека, и определить задачу.
Если рисунок будет конструктивным и линейным, то достаточно найти пропорциональную к пространству листа массу будущего рисунка головы человека, напоминающую собой эллипс, и расположить ее немного выше центра листа. Напоминаем, что рисунок головы не должен быть в листе слишком крупным, но пространство листа не должно и растворять его.
Слайд 5Поэтапное рисование головы человека
Для того чтобы
нарисовать голову под каким-либо углом необходимо понять ее базовую структуру
и сделать конструктивное построение головы человека поэтапно. Для начала мы игнорируем детали и подготавливаем самую простую основу головы.
Слайд 6
1) Вам понадобится лист бумаги, карандаш или уголь. И самое
главное – это натура.
С натуры рисовать всегда предпочтительней. Посадите перед
собой того, кто сможет уделить вам достаточно времени. Начнем. Перед нами натура. Делаем конструктивные наброски.
Слайд 7 1. Скомпонуйте голову человека, а также
шею (можно и плечи) на плоскости листа. Для начала используем
глазомер и заодно проверяем себя.
2. Находим основной объем головы, шеи и плечевого пояса. Представьте, что перед вами не человек, а точнее не его голова, перед вами, в первую очередь, форма, объем. Постарайтесь понаблюдать за этим объемом. Нам необходимо перенести этот объем на плоскость листа. Начинаем с изображения основных объемов и плоскостей. Никаких деталей, сейчас нет ни глазок, ни ресничек.
Не забывайте о трехмерном изображении формы. Попробуйте почувствовать конструкцию формы лицевой части.
Слайд 8 Итак, чтобы нарисовать голову человека необходимо
зацепиться, найти то, с чего необходимо начинать работу.
Во-первых, находим основные
точки (о которых речь пойдет позже). Во-вторых, находим основные плоскости, образующиеся изломами формы.
Точки, плоскости и изломы, улавливаемые нами, на самом деле не случайны. Это и есть структура головы человека, её конструктивные моменты. Это то, что образует характерный объем головы и индивидуальные особенности человека.
Глядя на натуру первое, что мы находим по самой высокой точке на черепе и выпирающей точке на подбородке - высоту головы, далее выделяем: шары глаз в глазницах, пирамиду носа, скуловые точки, выпирающий объем подбородка и плоскость лба.
В ходе выполнения данного упражнения вы, надеюсь, поняли, что голова это такой же объем, который имеет грани и плоскости, основные точки, высоту, ширину, глубину и светотень.
Слайд 9
2) Конструктивные точки позволяют определить пропорциональные соотношения всех плоскостей объема
головы человека. Они образуют форму головы.
Разберем детально все конструктивные точки:
1.
Глазницы и глазничные впадины
2. Скуловые точки
3. Лобные бугры
4. Точка подбородка
5. Угол (точка) нижней челюсти
6. Самая высокая точка на черепе
7. Височные точки (как они образуются, скажем ниже)
8. Теменные бугры на затылочной части
Слайд 10 Оси, разделяющие голову на определенные части:
1. Линия, разделяющая
голову вертикально на две симметричные части – красный цвет.
2. Линия,
разделяющая голову на верхнюю черепную часть и нижнюю лицевую, проходит по надбровным дугам – синий цвет.
3. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части, проходит через самую высокую точку черепа и ушные отверстия – зеленый цвет.
4. Линия, определяющая в дальнейшем трехчетвертной поворот головы, проходит скуловую и височную точки, а также теменной бугор- желтый цвет.
5. Линия, определяющая нижнюю часть пирамиды носа, проходит через нижнюю линию носа, и нижние точки ушей – бирюзовый цвет.
Слайд 11 Заготовки. Заготовки или шаблоны могут быть прямоугольными
или овальными. Прямоугольные заготовки в данном случае дают нам самое
простое и понятное представление о пропорциях человеческой головы.
На рисунке показаны сразу три положения: в три четверти, в профиль и анфас.
Основные конструктивные точки и линии позволяют выявить некоторые закономерности.
Обычно высота уха равна расстоянию между линией надбровной дуги и нижней частью носа.
Рот расположен на одной линии с точкой, определяющей угол нижней челюсти.
Голова условно делится на три части одинаковой высоты: от точки на подбородке до нижней части носа = от нижней части носа до надбровных дуг = от надбровных дуг до точки, которая располагается на два пальца выше лобных бугров.
Не забывайте о правилах перспективы. В положении в три четверти та часть головы, что располагается ближе к нам, будет иметь истинные размеры, а та, что дальше будет искажаться в размерах в меньшую сторону.
Слайд 13Порядок работы:
1. Намечаем композицию на листе бумаги, вырисовываем основные объемы.
2.
Определим основные пропорции, форму и характер головы. Возможно, голова будет
круглая или грушевидная.
3. Проведем вертикальную ось. Для этого необходимо определиться с поворотом головы и, соответственно, с положением носа, так как линия пройдет вдоль него. Ось разделит нашу заготовку на правую и левую части. В результате мы получим самую высокую точку черепа и точку подбородка.
4. Окончательно определимся с поворотом головы. В этом нам поможет линия трехчетвертного поворота. Предварительно наметим скуловую точку, её точное местоположение мы откорректируем позже. И проводим через неё линию.
5. Линия надбровной дуги. Визуально определите, сколько места необходимо для черепной части, а, сколько для лицевой части. Проведите линию, не забывая о перспективе.
Слайд 146. Линия нижней части пирамиды носа. Как мы отметили выше - линия
надбровной дуги и линия нижней части носа делят голову на
три равные части (в идеальном случае). Воспользуемся этой закономерностью, учитывая индивидуальные особенности
натуры.
7. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части. Рисуем ее по форме головы, проводя через самую высокую точку черепа и ушные отверстия
8. Височная точка – выпуклое место на черепе человека. Она автоматически определиться в месте пересечения линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части, и линии трехчетвертного поворота.
9. Намечаем нос. Место для него уже задано. Переносица будет располагаться на уровне верхнего века (о расположении глаз – ниже)
10. Намечаем ухо. Высота уха равна расстоянию между линиями надбровной дуги и нижней части носа.
Слайд 1511. Корректируем скуловые точки. Они расположены на уровне середины носа на линии трехчетвертного
поворота.
12. Линия рта располагается на расстоянии двух третей от кончика подбородка до основания
носа. Длина рта (в идеальном случае) равна расстоянию между точкой подбородка и линией рта.
13. Точка нижней челюсти. Лежит на пересечении линии рта и линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части.
14. Определим место для глаз. Линия глаз расположена примерно посередине между самой высшей точкой черепа и точкой подбородка. Размеры глазных щелей равны расстоянию между внутренними уголками глаз. То есть между глазами можно было бы поместить еще один точно такой же глаз. Не забывайте о перспективных сокращениях форм и расстояний!
15. Лобные бугры – два выпуклых выступа в верхней части лобной кости. Определяются визуально. От лобных бугров до самой высокой точки на черепе можно провести по форме головы линии (чтобы почувствовать объем).
16. Если это предполагает ракурс головы, определяем самую выпуклую часть на затылке – теменной бугор.
Слайд 16Попробуйте «повращать» заготовки-матрицы, основываясь на изученных конструктивных особенностях.
После этого можно
приступать к прорисовке живого объема головы и индивидуальных деталей.