Слайд 1Лекция 4
Принципы работы
с разными видами аудитории
Риторика и академическое письмо
Слайд 2Речь должна быть сшита по мерке слушателя,
как платье – по
мерке заказчика.
профессор риторики
А.К. Михальская
Слушатель и есть конечная цель всего.
Аристотель
Слайд 3Вопросы
1. Роль фактора адресата в успехе коммуникации.
2. Публичная коммуникация, её
основные особенности.
3. Виды аудитории, принципы работы с некоторыми видами аудитории.
4.
Внимание. Способы привлечения и удержания внимания аудитории.
5. Проблема боязни аудитории и приёмы её преодоления.
Слайд 4Роль фактора адресата
в успехе коммуникации
Аудитория – это адресат,
тот, кому отправляется то или иное устное сообщение.
Адресат – это
компонент, без которого коммуникация невозможна в принципе.
Могут возникать сложности в работе с этим компонентом коммуникации, так как
он не зависит от оратора.
Выступающий подстраивается под аудиторию, а не наоборот.
Слайд 5Учёт характеристик адресата
Изучение слушателей должно предшествовать разработке содержания речи.
В процессе
подготовки публичного выступления очень полезно (а иногда даже необходимо) составить
«портрет» аудитории, смоделировать её, чтобы лучше понять, как строить своё выступление, на какие «рычаги» нажимать, чтобы добиться максимального эффекта.
Слайд 6Прогнозируемый портрет аудитории
составляется с учётом трёх групп признаков:
социально-демографические признаки;
социально-психологические признаки;
индивидуально-личностные
признаки.
Слайд 7Социально-демографические признаки
Это: пол, возраст, национальность, образование, профессия; партийность; состав семьи,
место жительства; род занятий т.п.
Слайд 8Социально-психологические признаки
1. Мотив слушания, то есть то, что побудило
субъекта к слушанию:
а) морально-дисциплинарный (основан либо на принуждении, либо на
осознании обязанности слушать в силу собственной совести);
б) эмоционально-эстетический (основан на любопытстве или желании получить впечатление от слушания),
в) интеллектуально-познавательный мотив (обусловлен желанием узнать новое).
Слайд 9Социально-психологические признаки
2. Отношение к предмету речи и субъекту, его излагающему,
реакция воспринимающего субъекта, которую можно классифицировать по следующим типам:
а) равнодушная;
б)
соглашательская;
в) конфликтная;
г) конструктивная реакция;
Слайд 10Социально-психологические признаки
3. Уровень понимания предмета речи, обусловленный подготовленностью субъекта:
общая культура, кругозор, развитые интеллектуальные способности, профессиональная подготовка и др.:
1
уровень: «О чём» (слушатель имеет очень смутное представление о предмете, часто имеет искаженное, ложное суждение о предмете в целом).
2 уровень: «О чём + что» (слушатель проникает в содержание предмета, но своей позиции еще не имеет, запоминая чужие мысли).
3 уровень: «О чём + что + как» (слушатель начинает осмысливать содержание чужих мыслей, пропускает их через себя, вырабатывая собственную позицию).
4 уровень: «О чём + что + как + зачем» (слушатель выходит на уровень применения получаемых знаний о предмете, проецируя их на свою деятельность, опыт).
Слайд 11Индивидуально-личностные признаки
характеризуют внутренний мира слушателя:
тип нервной системы,
тип и способ
мышления,
особенности характера,
тип темперамента,
степень развитости основных функций –
интеллектуальной, эмоциональной, двигательной, инстинктивной и т.п.
Слайд 12Прогнозируемый портрет аудитории может не в полной мере отражать её
реальный состав и особенности.
Полнота и правильность представления оратора об
аудитории зависит от степени наблюдательности оратора и продолжительности общения.
Надо научиться считывать сигналы, идущие от слушателей, и принимать меры по укреплению контакта, устранению негативных факторов, мешающих эффективному общению.
Слайд 13Некоторые из характеристик аудитории одинаковы для всех видов выступлений:
физическая способность
адресата воспринимать звучащую или письменную речь;
владение языком, который предполагается
использовать;
культурный и образовательный уровень адресата, определяющий ту базу знаний, которая имеется в его распоряжении для понимания адресованных ему высказываний.
Слайд 14Другие характеристики могут быть специфичными для того или иного типа
или вида речевого действия.
При планировании побуждения адресата к совершению
тех или иных действий, надо учитывать его социальный статус.
Статус адресата и степень близости отношений между участниками коммуникативного акта регулируют выбор той или иной степени вежливости, которая проявляет себя в выборе формы обращения, в степени категоричности формулировок, в тоне голоса (при устном общении), в использовании специальных маркеров вежливости.
Для речевого акта аргументации кардинально важна исповедуемая адресатом система ценностей..
Слайд 15Публичная коммуникация, её основные особенности
Под публичной коммуникацией обычно понимают вид
устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному
числу слушателей.
Характеристики публичной коммуникации :
1) контактное общение,
2) определённая заинтересованность в коммуникации,
3) устная форма общения,
4) наличие обратной связи,
5) использование различных каналов общения.
Слайд 17Виды аудитории
Аудиторию можно охарактеризовать по:
- размеру (большая/маленькая);
- по гендерному признаку
(мужская/женская);
- по степени подготовленности (подготовленная/неподготовленная);
- по культурно-этническому признаку (мононациональная/полинациональная);
- по
настроенности на оратора (позитивно/индифферентно/негативно настроенная аудитория)
Слайд 18
Большая аудитория
более 30 человек
Слайд 19Особенности взаимодействия с большой аудиторией
1) В большой аудитории часто царит
несколько приподнятое настроение
2) Большая аудитория охотнее верит оратору, чем маленькая.
3) В большой аудитории сильно действует механизм заражения. Заражение – это быстрое распространение мнений и оценок в условиях общего возбуждения на всю аудиторию от меньшинства к большинству.
4) Реакция большой аудитории всегда интенсивнее и эмоциональнее – в условиях возбуждения отключается левое, логическое полушарие.
5) В этих условиях действует закон снижения интеллектуального уровня аудитории с увеличением ее размера.
Слайд 20Речевое воздействие на большую аудиторию
Говорить следует с возвышения, вас должно
быть хорошо видно (если аудитория «плоская», не амфитеатром).
Необходима краткость. Большая
аудитория - самая нетерпеливая, она не терпит длиннот и быстро устает.
Речь должна быть яркой, фразы должны быть броскими.
Ориентироваться следует на низкий уровень слушателей, говорить просто.
Предпочтительнее индуктивная подача материала (от общего к частному).
Эмоциональность оратора должна быть выше средней.
Излагать и развивать одну точку зрения, аргументировать одну мысль.
Следить, чтобы не было душно.
Допускать некоторый шум: он неизбежен.
Слайд 21Особенности взаимодействия с небольшой аудиторией
Небольшая аудитория
не более 25-30 человек
Выступать
в такой аудитории сложнее, потому что она всегда настроена более
критично, чем любая большая аудитория.
Слайд 22Речевое воздействие на небольшую аудиторию
Выступать с трибуны только в случае
крайней необходимости. Лучше сойти вниз к слушателям.
Лучше всего отказаться
от микрофона.
Если слушатели рассеяны в зале, подойти к ним поближе. Но не следует просить слушателей пересесть в первые ряды.
Выступление должно напоминать беседу, следует избрать стиль общения, близкий к разговорному.
Аргументировать свои идеи надо тщательно и подробно.
Эмоциональность выступления должна быть весьма умеренной.
Возможна как индуктивная, так и дедуктивная подача материала.
Следует приглашать аудиторию к размышлению.
Необходимо выносить на обсуждение конструктивные предложения.
Слайд 24Основные особенности мужского общения
мужчины стараются видеть конечный результат общения и
стараются прояснить этот результат для себя;
мужчины достаточно жестко контролирует
тему общения, их очень раздражает отклонение от темы и перескакивание с одного на другое;
мужчины любят «сущность» и ожидают от оратора, что он начнет с главного, их раздражают подробности и многочисленные детали;
Слайд 25мужчины чаще склонны оспаривать заявления и утверждения оратора, выражать несогласие,
поскольку считают себя компетентными;
мужчины не любят задавать оратору вопросы и
не любят, когда им задают много вопросов;
мужчины не любят эмоционального общения; любую эмоциональную речь мужчина воспринимает с некоторой настороженностью;
мужчины не любят крайних оценок, очень эмоциональных оценок и восклицаний, выражают оценку умеренно;
Слайд 26мужчины любят иметь временные рамки разговора;
мужчины замедленно (по сравнению с
женщинами) реагируют на вопросы и требования в свой адрес;
мужчины размышляют
молча, они стараются выдать в словесной форме уже готовый результат мышления и не любят рассуждать вслух, как женщины;
мужчины лучше понимают письменный текст, чем устный;
мужчины не выносят иронии в свой адрес, особенно если она исходит от женщины;
Слайд 27Приёмы эффективного речевого воздействия в мужской аудитории
Основное внимание уделять содержанию,
а не форме выступления.
Обозначить временной лимит своего выступления и четко
ему следовать.
В начале выступления кратко сформулировать его цель.
Изложение строить дедуктивно: начать с объяснения того, что вы хотите доказать, а затем приведите несколько подтверждений своей идеи.
По возможности предложить мужской аудитории некоторые краткие письменные материалы, иллюстрирующие содержание выступления.
Говорить кратко, короткими фразами, избегать многословия, лишних подробностей.
Слайд 28Использовать рациональную аргументацию, избегать приведения эмоциональных доводов.
Не использовать в выступлении
крайних эмоциональных оценок и восклицаний, выражать оценку умеренно.
Не задавать мужской
аудитории много вопросов в ходе выступления, использовать в случае необходимости риторические вопросы или самому отвечать на заданные вопросы.
Слайд 30Существенные черты женской аудитории
женская аудитория уделяет большое внимание форме изложения
(манере речи, тону, стилю изложения);
женская аудитория, как правило, любознательная,
активная, заинтересованная;
значительную часть информации в процессе восприятия выступления женщина получает невербально;
на публичных мероприятиях женщины охотнее выступают как слушатели, а не активные участники;
Слайд 31женская аудитория лучше воспринимает устную речь;
женская аудитория лучше мужской понимает
подтекст высказываний;
женская аудитория легче мужской воспринимает критические замечания в свой
адрес, она внимательна ко всем идеям, направленным на улучшение ситуации.
Слайд 32Эффективные приемы речевого воздействия на женскую аудиторию
Нужно обеспечить зрительный контакт
с аудиторией.
Изложение следует строить эмоционально, стараясь установить эмоциональный контакт с
аудиторией.
Оратору желательно выглядеть внешне привлекательным.
С женской аудиторией необходимо разговаривать подробно, в деталях.
Слайд 33Можно делать комплименты аудитории за привлекательный внешний вид.
Использовать в качестве
иллюстраций и аргументов примеры из своей личной жизни и жизни
своих знакомых.
Апеллировать в выступлении к эмоциям, чувствам, личным переживаниям.
Информацию для женской аудитории подавать индуктивно: сначала привести факты, а затем уже подвести аудиторию к выводу.
Слайд 35Внимание
Различают 3 вида внимания:
1. непроизвольное - это такое внимание, которое
человек обращает на раздражитель помимо своей воли, в силу того,
что этот раздражитель сильно отличается по своему содержанию и интенсивности от остальных, действующих на сознание в данный момент.
Непроизвольное внимание привлекают:
раздражитель, который оказывается более сильным, чем другие,
новизна и неожиданность раздражитель.
Подобные триггеры (от англ. trigger – спусковой крючок, курок) внимания всегда эффективны, но, к сожалению, дают очень недолговременный эффект.
Слайд 36Произвольное, или активное, волевое внимание возникает, когда человек сознательно регулирует
сосредоточение на объекте.
Послепроизвольное внимание – это особый вид внимания, который
объединяет в себе характеристики произвольного и непроизвольного внимания.
Рассмотренные виды внимания тесно взаимосвязаны и способны переходить друг в друга.
В идеале оратора аудитория должна слушать
с послепроизвольным вниманием.
Слайд 37Особенности человеческого внимания
Внимание связано с характеристиками личности и другими характеристиками
коммуникативной ситуации.
Внимание периодично, т.е. имеет периоды подъёма, пика и спада.
Один период внимания равен примерно 10-15 минутам.
Внимание слушателей падает примерно к 15-й, 30-й и 40-й минутам.
Самыми «выгодными» для оратора являются выступления продолжительностью 10-15 минут.
После 40 минут выступления стоит дать аудитории возможность отдохнуть.
Слайд 38Приёмы привлечения
и поддержания внимания
Вопросы к аудитории.
Обращение к отдельным слушателям.
Авансирование.
Неожиданное
краткое отвлечение от темы.
Демонстрация предмета.
Приближение к слушателям.
Организация дискуссии.
Развлекательные элементы во
второй части выступления.
Слайд 39Проблема боязни аудитории
страх публичных выступлений стоит на втором месте после
страха смерти;
волнение;
социальная природа боязни аудитории:
«один против многих».
Слайд 40Приёмы преодоления боязни аудитории
хорошая подготовка к выступлению:
качественная работа с текстом,
репетиция с секундомером;
правильный выбор одежды;
качественный сон;
анализ аудитории и самой речевой
ситуации;
примерка рабочего пространства;
Слайд 41Приёмы преодоления боязни аудитории
2. Перед выступлением настроиться на позитивный лад.
3.
Во время выступления не забываем дышать!
Слайд 424. Прокрутить в голове негативный сценарий.
5. Тренироваться в совершении нестандартных
поступков (разумеется, не подпадающих под Административный и Уголовных кодексы РФ)
6.
ПРАКТИКОВАТЬСЯ!