Разделы презентаций


ЗВУКОВЕДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ : РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Содержание

С точки зрения первичного взгляда интерпретатора на нотный текст, все основные понятия делятся на зафиксированные в нотном тексте и не зафиксированные. К зафиксированным в нотном тексте относятся следующие: артикуляция (при

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЗВУКОВЕДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ: РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Тарас Екатерина Викторовна, аспирант

2 года обучения УО «Белорусская государственная академия музыки», кафедра баян-аккордеон



Научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент, Щербак Валентин Михайлович

ЗВУКОВЕДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ:  РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ Тарас Екатерина Викторовна, аспирант 2 года обучения УО «Белорусская

Слайд 2С точки зрения первичного взгляда интерпретатора на нотный текст, все

основные понятия делятся на зафиксированные в нотном тексте и не

зафиксированные.

К зафиксированным в нотном тексте относятся следующие: артикуляция (при помощи штрихов), интонирование (в традиционном его понимании, посредством звуковысотности), фразировка (в узком смысле слова – лиги, смысловые цезуры), средства музыкальной выразительности.


К незафиксированным: звукообразование (теория); звукоизвлечение (технология); звуковедение (в авторском его понимании); а также артикуляция, интонирование и фразировка в широком смысле слова, как искусство.

С точки зрения первичного взгляда интерпретатора на нотный текст, все основные понятия делятся на зафиксированные в нотном

Слайд 3Из зафиксированных в нотном тексте «базовых понятий»

(они же –

компоненты художественной выразительности),

складывается определенная знаково-символическая система – герменевтический круг,



в котором смысл части зависит от целого, а целого от части.
Из зафиксированных в нотном тексте «базовых понятий» (они же – компоненты художественной выразительности), складывается определенная знаково-символическая система

Слайд 4Рис. 1. Знаково-символическая система художественной выразительности музыканта-исполнителя (герменевтический круг).


«А» –

фразировка (лиги, смысловые цезуры); «B» - интонирование (звуковысотность); «C» -

артикуляция (штрихи); «D» - средства музыкальной выразительности: «D1» – ритм, «D2» – динамика, «D3» – гармония «D4» – темп, «D5» – агогика, «D6» – механический тембр.
Рис. 1. Знаково-символическая система художественной выразительности музыканта-исполнителя (герменевтический круг).«А» – фразировка (лиги, смысловые цезуры); «B» - интонирование

Слайд 5все части герменевтического круга
тесно взаимодействуют между собой,

соответственно, должны

быть просчитаны,
продуманы интерпретатором

и реализованы исполнителем.




без любой из составляющих

этого замкнутого круга
невозможно
достижение высокохудожественного результата.

все части герменевтического круга тесно взаимодействуют между собой, соответственно, должны быть просчитаны, продуманы интерпретатором и реализованы исполнителем.без

Слайд 6Общеизвестно, что работу над музыкальным произведением
можно разделить на несколько

этапов:


«Первый этап в этом цикле — общее предварительное ознакомление

с пьесой,
с ее основными художественными образами, техническими задачами.


Второй этап – более глубокое изучение пьесы, отбор средств выражения
и овладение ими, детальная работа над пьесой по частям, отрывкам.


Третий этап – это целостное и законченное исполнительское
воплощение замысла пьесы, основанное на глубоком
и детальном предварительном ее изучении.


И наконец, четвертый этап – достижение готовности пьесы,
то есть мастерского ее исполнения на концерте или экзамене»
Общеизвестно, что работу над музыкальным произведением можно разделить на несколько этапов: «Первый этап в этом цикле —

Слайд 7Чтобы добиться внимания слушателя,
исполнителю необходимо:

умственно организовать
сложившуюся вертикальную
систему

знаков (Рис. 1.),

досконально проработав
зафиксированный текст по частям
в

процессе детальной работы (второй этап),

и выстроить его в единую горизонталь (третий этап),
осуществив при этом
безостановочное ведение музыкальной мысли
от первого звука до последнего

Автор приходит к выводу…

Рис. 1. Знаково-символическая система художественной выразительности музыканта-исполнителя (герменевтический круг).

Чтобы добиться внимания слушателя, исполнителю необходимо:умственно организовать сложившуюся вертикальную систему знаков (Рис. 1.), досконально проработав зафиксированный текст

Слайд 8Ведение музыкальной мысли интерпретатора
в процессе формообразования
автор называет звуковедением

в широком смысле слова.

Ведение музыкальной мысли интерпретатора в процессе формообразования автор называет звуковедением в широком смысле слова.

Слайд 9Рис. 2. Знаково – символическая система художественной
выразительности музыканта –

исполнителя
и звуковедение в широком смысле слова
«А» – фразировка (лиги,

смысловые цезуры), «B» – интонирование (звуковысотность), «C» – артикуляция (штрихи), «D» – средства музыкальной выразительности («D1» – ритм, «D2» – динамика, «D3» – гармония «D4» – темп, «D5» – агогика, «D6» – механический тембр), «Е» -- звуковедение в широком смысле слова.

Рис. 2. Знаково – символическая система художественной выразительности музыканта – исполнителя и звуковедение в широком смысле слова«А»

Слайд 10Классифицируя основные понятия,
автор подмечает, что все исполнительские процессы делятся

на

«одушевленные» и «неодушевленные».
Одушевленными являются такие исполнительские процессы,
в которых присутствуют

элементы искусства, и которые очевидно
демонстрируют «процесс (или итог) выражения внутреннего
или внешнего мира творца в художественном образе»

Процессы, связанные исключительно с теорией, технологией,
любым необходимым расчетом исполнителя
для достижения поставленной цели,
сами по себе зафиксированные знаки – неодушевленные.

Классифицируя основные понятия, автор подмечает, что все исполнительские процессы делятся на«одушевленные» и «неодушевленные».Одушевленными являются такие исполнительские процессы,

Слайд 112 этап работы над музыкальным произведением
(этап детальной работы /этап

технологии/)


автор считает неодушевленным процессом


/процессы, связанные исключительно с теорией,


технологией, любым необходимым расчетом исполнителя
для достижения поставленной цели,
сами по себе зафиксированные знаки –
неодушевленные/


Соответственно,
все компоненты художественной выразительности
(они же – «базовые понятия»)
в процессе детальной работы одушевленными не являются.

/одушевленными являются такие исполнительские процессы, в которых присутствуют
элементы искусства, и которые очевидно демонстрируют «процесс (или итог)
выражения внутреннего или внешнего мира творца в художественном образе»/

Рис. 2. Знаково – символическая система художественной
выразительности музыканта – исполнителя
и звуковедение (Е) в широком смысле слова

2 этап работы над музыкальным произведением (этап детальной работы /этап технологии/) автор считает неодушевленным процессом /процессы, связанные

Слайд 12По мнению автора,
искусство рождается тогда,
когда завершается
этап детальной

работы.


Как только начинается третий этап
(«целостное и законченное
воплощение

замысла пьесы») –


и артикуляция, и фразировка,
и интонирование становятся искусством
и начинают тесно взаимодействовать
между собой.


Тут же артикуляция становится «искусством исполнять музыку» [А. Браудо], фразировка – «искусством осмысленного, выразительного исполнения» [там же], интонация – «манерой музыкального высказывания,
"качеством осмысленного произношения"» [Б. Асафьев], а интонирование – понятием комплексным,
которое «следует рассматривать через анализ отдельных элементов» [М. Имханицкий].


Поэтому автор видит целесообразным разграничить эти понятия значительно раньше.

Рис. 2. Знаково – символическая система художественной
выразительности музыканта – исполнителя
и звуковедение в широком смысле слова

По мнению автора, искусство рождается тогда, когда завершается этап детальной работы. Как только начинается третий этап («целостное

Слайд 131. Классифицированы и приведены в систему следующие базовые понятия:
звукообразование,

звукоизвлечение, звуковедение, артикуляция, штрихи, фразировка, звуковысотность,
интонирование и средства музыкальной

выразительности (динамика, гармония, агогика, ритм, темп,
механический тембр);

2. Понятия разделены на «зафиксированные в нотном тексте» и «метатекстовые» (незафиксированные);

3. Аргументирована необходимость осознания музыкантом-исполнителем их взаимосвязей
и необходимость объединения единой «музыкальной мыслью интерпретатора»
для достижения высокохудожественного результата;

4. Разработано авторское значение термина звуковедение в узком смысле слова,
как «ведение музыкальной мысли исполнителя в стационарной части звука, при помощи микро-динамики»,
и в широком, как «ведение музыкальной мысли интерпретатора в процессе формообразования»;

5. Все исполнительские процессы разделены на «одушевленные» и «неодушевленные»
(одушевленные – исполнительские процессы, в которых присутствуют элементы искусства,
и которые очевидно демонстрируют «процесс (или итог) выражения внутреннего или внешнего мира 
творца  в художественном образе», неодушевленные – процессы, связанные исключительно с теорией,
технологией, любым необходимым расчетом исполнителя для достижения поставленной цели, а так же
зафиксированные знаки, без прикосновения к ним исполнителя);

6. Обосновано, что все компоненты художественной выразительности
(они же – «базовые понятия») в процессе детальной работы исполнителя одушевленными не являются.

7. В данной статье теория максимально приближена к практике.

Подводя итоги, можно констатировать следующее:

1. Классифицированы и приведены в систему следующие базовые понятия: звукообразование, звукоизвлечение, звуковедение, артикуляция, штрихи, фразировка, звуковысотность, интонирование

Слайд 14Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика