Слайд 1Тема: «Учим детей мыслить» 
(родительский практикум)
Родительское 
собрание 
                            							
							
							
						 
											
                            
                                                            
                                    
     Цель:
Оценить значимость процесса развития мышления
                                    ребёнка как механизма решения значимых проблем. 
             Задачи:
Сформировать представления родителей о мышлении . 
Уяснить возможные стратегии развития мышления младших школьников. 
Отработать доступные в практике семейного воспитания приёмы развития мышления детей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Вопросы для обсуждения:
Что такое мышление, какова его роль в перспективе
                                                            
                                    
жизни ребёнка? 
Чем мышление отличается от «думания»? 
Каковы стратегии развития
                                    мышления ребёнка? 
Можно ли заставить мыслить? 
Проблемные ситуации как основа мышления. 
Можно и нужно научить детей правильно организованно мыслить.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в школьном
                                                            
                                    
возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую
                                    долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо большее влияние оказывает время, природа и семейная жизнь» 
                     (Ушинский К. Д.)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Лесенка познания секретов мышления.
      
                                                            
                                    
         
                                      Ура! Мы победили!
               Как научить детей мыслить? 
             Стратегии взрослых 
         Мышление и «думание» 
     Почему это важно? 
Мы хотим ребёнку 
только лучшего 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Лесенка познания секретов мышления.
      
                                                            
                                    
         
                                      Ура! Мы победили!
               Как научить детей мыслить? 
             Стратегии взрослых 
         Мышление и «думание» 
     Почему это важно? 
Мы хотим ребёнку 
только лучшего 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Лесенка познания секретов мышления.
      
                                                            
                                    
         
                                      Ура! Мы победили!
               Как научить детей мыслить? 
             Стратегии взрослых 
         Мышление и «думание» 
     Почему это важно? 
Мы хотим ребёнку 
только лучшего 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Лесенка познания секретов мышления.
      
                                                            
                                    
         
                                      Ура! Мы победили!
               Как научить детей мыслить? 
             Стратегии взрослых 
         Мышление и «думание» 
     Почему это важно? 
Мы хотим ребёнку 
только лучшего 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Лесенка познания секретов 
мышления.
      
                                                            
                                    
         
                                      Ура! Мы победили!
               Как научить детей мыслить? 
             Стратегии взрослых 
         Мышление и «думание» 
     Почему это важно? 
Мы хотим ребёнку 
только лучшего 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Лесенка познания 
секретов 
мышления.
      
                                                            
                                    
         
                                      Ура! Мы победили!
               Как научить детей мыслить? 
             Стратегии взрослых 
         Мышление и «думание» 
     Почему это важно? 
Мы хотим ребёнку 
только лучшего 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Вопрос вам, уважаемые собеседники. 
   Представьте себе, что
                                                            
                                    
ваш ребёнок вы-рос и в силу обстоятельств попал в неор-динарную
                                    ситуацию, например, профес-сиональную. К ней нет готового решения, и человек имеет несколько вариантов вы-бора. Нужно найти тот, который с наи-меньшими потерями ведёт к результату. Так чего же в этой   деятельности больше – воспоминаний о результатах «правильного» обучения или анализа  ситуации? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Мнение родителей: Безусловно, анализа ситуации.
Вывод: 
Уметь мыслить – значит уметь
                                                            
                                    разрешать проблемы, пока учебные, а затем – жизненные и профессиональные,
                                    а для этого нужен опыт. 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                         1 ступенька 
Хорошо развитое мышление
                                    не имеет предметных границ и помогает человеку и в освоении наук, и в жизни, и в профессии.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным, вам нужно включаться в процесс развития его мышления.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 142 ступенька
Помогает ответить на вопросы: «почему?», 
«как?», «зачем?» 
Мышление
Имеет цель
                                                            
                                    
Это открытие нового
Думание 
Это воспроизведение 
уже известного
Хаотично
Помогает ответить на вопросы
                                    «что?», «где?», «когда?»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Задание родителям: 
  Сформулировать два варианта вопроса ребёнку о
                                                            
                                    миграции птиц, о деревьях осенью, который на ваш взгляд, развивает
                                    мышление ребёнка и предполагает думание.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 163 ступенька 
Обмен мнениями по поводу того, какой стратегии родители
                                                            
                                    
придерживаются в практике семейного воспитания.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Вывод: 
  Взрослый должен дать ребёнку не готовый результат,
                                                            
                                    
а способ, с помощью которого он достигается.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 184 ступенька
«Как научить детей мыслить?»
  Прежде чем получить ответ
                                                            
                                    
на этот вопрос, давайте удивимся тому, что процесс мышления происходит
                                    по одной и той же схеме у ребёнка и у взрослого, неграмотного и учёного.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Алгоритм процесса мышления
Усмотрение противоречия (что-то не так, что-то не то),
                                                            
                                    
сопровождающееся тревогой, отрица-тельными эмоциональными состояниями. 
Осознание проблемы и возникновение желания
                                    её разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес; мотивацию к решению. 
Поиск решения – процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане-азарт и разочарования. 
Момент нахождения решения сопровождается яркими положительными эмоциями, радостью. 
Проверка решения; эмоциональное состояние – чувство удовлетворения или досады, если ответ неправильный.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Выделить 
главное
Развивать 
мышление -
значит учить 
Сравнивать
Находить аналогии
Ставить и разрешать проблемы
Классифицировать
Определять
                                                            
                                    
понятия
Доказывать 
и опровергать
Обобщать и систематизировать
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Вывод: 
мыслить детей мы учим через создание   
                                                            
                                    
    проблемных ситуаций и решение проблем, при
                                    этом проблемный материал должен быть разнообразным. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Упражнения для развития мышления детей.
Чем похожи? Чем отличаются? 
 
                                                            
                                    
  (развивает умение сравнивать)
   Взрослые подбирают пары
                                    предметов (например, стол и стул, ручка и карандаш), устанавливают черты сходства и отличия. В ходе игры начисляются баллы и определяется победитель.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 232. Кто назовёт больше признаков? 
 (развивает умение выделять существенные
                                                            
                                    
признаки) 
  Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки,
                                    а игроки по очереди, не повторяясь, называют как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовёт последний признак.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 243. Формулирование определений. 
(развивает способность выделять главное, учит чёткости и
                                                            
                                    
стройности мышления)
  Называется знакомый всем предмет или явление, например,
                                    «дырка». Надо дать ему точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Поиск ведётся до тех пор, пока определение однозначно не охарактеризует предмет.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 254. Поиск аналогов.
(развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства)
                                                            
                                    
 Называется какой-либо предмет, например, «вертолёт». Выписать как можно больше
                                    его аналогов, то есть других предметов, сход-ных с ним по различным существенным признакам. Следует также классифициро-вать эти аналоги по группам. Например, мо-гут быть названы «птица», «бабочка» (лета-ют и садятся), «автобус», «поезд» (тран-спортные средства)... Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 265. Поиск противоположных предметов. 
(задание направлено на сравнение предметов, поиск
                                                            
                                    
свойств предметов)
  Называется какой – либо предмет, напри-мер, «дом».Надо
                                    назвать как можно боль-ше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентиро-ваться на различные признаки предмета. В данном случае могут быть названы «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта).Побеждает тот, кто указал наибольшее количество предме-тов, чётко аргументируя при этом ответы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27  Проблемные ситуации можно создать и на «жизненном материале»,
                                                            
                                    
при решении бытовых или ситуационных задач. Они могут быть оформлены
                                    в виде индивидуальной игры или совместного творчества и приносить много пользы детям.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей.
 1. Ситуация
                                                            
                                    
на транспорте (городском, железнодорожном). 
Ты с бабушкой едешь в электричке.
                                    Она сошла на платформу, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему? 
Бабушка села в поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 292. Ситуация с огнём. 
В квартире пожар. Что ты будешь
                                                            
                                    
делать? Почему? 
Дым в соседней квартире. Твои действия? 
 3.
                                    Ситуация с водой. 
Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь? 
В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Коллекционирование – замечательный способ развития мышления.
Собирание незнакомых слов, выражений, пословиц
                                                            
                                    превратило мичмана В. Д. Даля в крупнейшего учёного, знатока русского
                                    языка. Его знаменитый Толковый словарь, содержащий 200000 слов, и сейчас является одним из лучших пособий для языковедов. 
А. Е. Ферсман, с 6-летнего возраста увлекавшийся собиранием минералов, стал крупнейшим геохимиком мира. 
Академик С. П. Королёв всю жизнь собирал всё, что связано с освоением космоса, любую информацию о том, что летало по воле человека.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 315 ступенька
«Ура! Мы победили!»
  Победят те родители, которые поставив
                                                            
                                    
проблему, не будут торопиться получить ответ, не будут сами подсказывать
                                    решение, а наберутся терпения и мудрости и дадут мышлению «разогнаться».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Советы родителям по развитию мышления у детей.
Можно и нужно научить
                                                            
                                    
детей правильно, организованно мыслить. 
Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать. 
Найденное
                                    в процессе мышления становиться знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запоминание часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти.
Без проблемной ситуации нет мышления.
Вопросы «почему?», «как сделать?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные, они направлены на развитие мышления. 
Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Литература 
Лучина Т. «Методические рекомендации по проведению родительских собра- ний.»
                                                            
                                    
2002 г. 
Овчинникова Т. Н.» Личность и мышле -ние ребёнка:
                                    диагностика и коррекция.» 2004 г. 
Путляева Л.О. «О развитии мышле -ния.» 2006 г. 
Саляхина Л. И. «Родительские собрания 
  1 – 4 классы.» 2007 г.