Слайд 1«Роль ученического самоуправления и детских общественных объединений в воспитательной системе
образовательного учреждения». «Организация муниципального этапа областного конкурса социальных проектов «Я
– Гражданин России»
Методическое объединение руководителей ДОО
Цилина С.Н. - методист МАУ ДО «ДТДМ»
города Магнитогорска
Слайд 2Основные понятия
Самоуправление учащихся (ученическое
самоуправление) — это самостоятельность в
проявлении
инициативы, принятии решения и
его реализации в интересах своего коллектива
или
организации.
Соуправление — это совместная деятельность общественных или самодеятельных органов
самоуправления с государственными органами управления на равных правах при равных обязанностях для достижения общих целей.
Слайд 3
Виды ученического самоуправления:
общественное (детские и молодежные
организации и движения —
спортивные,
патриотические, культурно-просветительские
и др.);
производственное (советы предметных
кабинетов, бригады, отряды,
комиссии, связанные
с учебно-познавательной, трудовой, хозяйственно-
бытовой деятельностью учащихся);
территориальное (советы микрорайонов, улиц, поселков, домов, дворов, различные разновозрастные отряды по месту жительства, зоны милосердия, зоны социального действия);
функциональные органы самоуправления — это органы, связанные с выполнением конкретной деятельности (совет дела, профильные штабы, профильные клубы, объединения по интересам и т. д.).
Слайд 4
Демократическое управление
Ученическое самоуправление
является критерием уровня работы
школы.
Чем выше уровень управления школой, тем выше и уровень самоуправления,
и уровень соуправления.
Самоуправление, как и соуправление, возможно только в тех коллективах, где есть демократическое управление.
Слайд 5.
Принципы самоуправления
Самоуправление вносит в
воспитательный процесс принципы добровольности, социальной
ориентации
воспитания, демократизма, гуманизации, творчества, вариативности, самостоятельности.
Слайд 6Структура классного коллектива:
совет класса, или ученический комитет
(учком),
постоянные комиссии,
или секторы
(учебный, трудовой, санитарный, культурно-
массовый, физкультурно-спортивный,
туристический и др.).
-
Временные группы и микроколлективы: совет дела, штабы волонтеров, спортивные команды, трудовые бригады, советы друзей малышей, экологические дозоры.
Высшим органом классного коллектива является классное собрание.
Слайд 7
Общественное поручение - важный компонент системы самоуправления
Принципы системы поручений :
1) преемственность, учитывающая
обогащающийся из года в год опыт социальной деятельности воспитанника;
2) последовательность, предполагающая постепенное усложнение содержания и характера заданий; 3) массовость, т. е. участие в делах коллектива каждого воспитанника (каждый ученик должен иметь поручение, а то и два).
Наиболее эффективны групповые поручения. Они позволяют создавать группы по интересам, которые впоследствии перерастают в содружества.
Слайд 8Основные формы привлечения школьников к самоуправлению в классе
конкурс проектов;
тематическое
задание;
разведка дел;
ученический референдум (проводится по решению 1/3 ученического
коллектива);
дискуссия (диспут, дебаты).
Слайд 9Школьное ученическое самоуправление
Высшим органом самоуправления является
общешкольное собрание (конференция школы)
Общешкольное
собрание проводится не реже
одного раза в год.
Решения собрания носят
законодательный характер.
Общешкольное собрание принимает:
Устав школы (совместно с педагогическим коллективом);
школьную конституцию;
атрибуты геральдики;
школьные законы;
кодекс чести школьника (совместно с педагогическим коллективом);
заповеди, традиции.
Слайд 10Общешкольное собрание избирает исполнительные органы
Высший исполнительный орган
школьного самоуправления —
ученический
комитет (совет школы,
совет лидеров), членами которого являются
социально активные
учащиеся, избранные первичными коллективами.
Любой член коллектива может предложить и свою кандидатуру (самовыдвиженец)
В общешкольном коллективе создаются разнообразные временные и постоянные подразделения, или комиссии (школьные «министерства»): секторы, советы, штабы и др.
Слайд 11Исполнительный орган
школьного самоуправления
Совет лидеров, собирается раз в неделю
в
течение всего учебного года.
Функциями Совета лидеров являются:
коллективное выдвижение идей по
классам;
коллективное планирование и прогнозирование результатов;
выбор совета дела, распределение поручений;
подготовка дела, инструктаж и обучение исполнителей;
проведение дела;
коллективный анализ и оценка;
коллективное определение перспектив.
Слайд 12
Условия эффективной работы ученического самоуправления
включение школьников в реальную жизнь,
деятельность,
носящую не надуманный характер;
спонсорство, т. е. материальная и моральная
поддержка
со стороны организаций, предприятий, учреждений;
правовой всеобуч школьников;
побуждение каждого ученика к самоопределению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию.
Слайд 13
Условия эффективной работы
ученического самоуправления
Смысл ученического самоуправления
заключается не
в управлении одних детей
другими, а в обучении всех детей основам
демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.
Самоуправление – не цель, а средства воспитания
Слайд 14
Перечень документации:
1.Положение о Совете ученического самоуправления школы.
2.Структура органа самоуправления (модель).
3.
Направления деятельности и формы работы штабов.
4.План работы Совета на текущий
год.
5.Протоколы заседаний совета.
Слайд 15
Ожидаемые результаты
ученического самоуправления
осознанная гражданская позиция
воспитанников;
личная заинтересованность каждого
в развитии
школы;
участие в соуправлении;
занятость во внеурочное время социально- значимой
деятельностью;
улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
социальная и творческая активность.
Слайд 20Уважаемые педагоги!
Каждый из вас – дирижер детских душ. Пусть ваш
оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости!
Слайд 21
Правовые основы деятельности детских
(молодежных) общественных объединений.
ДОО:
Закон РФ "Об общественных
объединениях";
Устав общественной организации.
Ученическое самоуправление:
Закон РФ "Об образовании";
2. Типовое положение об
общеобразовательном учреждении.
3. Устав общеобразовательного учреждения.