Слайд 1Роль языка и речи в развитии ребенка
Слайд 3В философии
Язык – знаковая система, используемая для целей коммуникации и
познания.
Речь – общение, опосредствованное языком; один из видов коммуникативной деятельности
человека.
Слайд 4В лингвистике
Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся
орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения
людей.
Слайд 5В лингвистике
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Речевое общение осуществляется по правилам данного языка.
Слайд 6В психологии
Язык – система знаков любой физической природы, служащая средством
осуществления общения и коммуникаций, мышления.
Слайд 7В психологии
Речь – общение с помощью языка, система принципов пользования
языком. В зависимости от деятельности (восприятие/порождение) и от фактуры (звук/графика)
речь осуществляется как слушание и говорение (устная) или чтение и письмо (письменная).
Слайд 8Противопоставление
языка и речи
Есть язык как средство общения и есть речь
как процесс общения с помощью языка.
Речь обладает свойством быть громкой
или тихой, быстрой или медленной, длинной или краткой; к языку эта характеристика не приложима.
Слайд 9Противопоставление
языка и речи
Речь может быть монологической, если собеседник только слушает,
и диалогической, если в общении принимает участие и собеседник. Язык
не может быть ни монологическим, ни диалогическим.
Слайд 10Взаимосвязь языка и речи
Речь и язык составляют сложное диалектическое единство.
Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под
действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.
Слайд 11Функциональные характеристики родного языка
Характеристики, отражающие социальные функции человека;
Характеристики, посредством которых
реализуются интеллектуальные функции;
«Личностные» характеристики языка;
«Культурные» характеристики языка.
Слайд 12Характеристики, отражающие социальные функции человека
Средство общения, форма социального взаимодействия;
Средство присвоения
общественно-исторического опыта, социализации личности;
Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное
значение языка).
Слайд 13Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции
Средство соотнесения с предметной действительностью
через номинацию, индикацию;
Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата;
Средство опосредствования
высших психических функций человека;
Средство развития познавательного интереса;
Средство решения коммуникативных, познавательных задач;
Слайд 14«Личностные» характеристики языка
Средство осознания собственного «Я», рефлексия;
Средство выражения себя (самовыражения)
и саморегуляции.
Слайд 15«Культурные» характеристики языка.
Национально-культурная функция: язык часть национальной культуры, средство отражения
национального самосознания;
Эстетическая функция: формируя речевые умения на родном языке, мы
одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству.