Слайд 2Роли в команде
Рэймонд Мередит Белбин изучал условия, необходимые для успешной
деятельности команд и пришел к выводу, что каждый из членов
рабочей группы играет двойную роль:
1. Функциональная (связана с должностью, формальной деятельностью и обязанностями в группе).
2. «Командная» (отражает способ выполнения работы).
Выделяют 9 командных ролей.
Слайд 3Coordinator/Chairman – Председатель; Руководитель; Координатор.
Умеренный экстраверт, спокойный, уверенный в
себе, развито самообладание, объективный, непредвзятый, развито стремление к достижению цели.
«–» Не эффективен без команды. Может не быть экспертом в той области, в которой работает команда.
Fn: Ставит цели; Распределяет работу в соответствии со знаниями, способностями членов команды.
Слайд 4Shaper – Возмутитель спокойствия; Оформитель решений; Навигатор; Мотиватор; Организатор
Экстраверт, динамичный,
неспокойный, склонен опережать других, напористый, импульсивный.
«–» Склонен поддаваться провокациям;
раздражительный, нетерпеливый, нервный.
Fn: Проводит необходимые изменения; не позволяет группе «топтаться на месте»; борется с инертностью, неэффективностью, самообманом.
Слайд 5Plant – Мыслитель; Генератор идей
Интроверт, индивидуалист, развиты интеллект и воображение,
обширные знания, одаренность, критичное мышление, изобретательность.
«–» Склонен витать в
облаках; невнимание к практическим деталям, срокам, ограничениям и к протоколу.
Fn: Поиск новых, конкурентоспособных идей и решений.
Слайд 6Monitor/ Evaluator – Оценщик; Советник; Судья; Наблюдатель; Эксперт
Малоэмоциональный, рассудительный, здравомыслящий,
практичный, настойчивый, неторопливый, объективный, предусмотрительный, хорошие умственные способности.
«–» Не
способен увлекаться сам и увлекать (мотивировать) других. Может быть излишне критичен.
Fn: Проверяет идеи Мыслителя на ценность и пригодность; Вовремя замечает ошибки в деятельности команды.
Слайд 7Company worker – Действующий; Практик; Работник-исполнитель; Реализатор; Рабочая пчелка
Человек
команды. Консервативен, развито чувство долга, стабильный; низкий уровень тревоги; практический
здравый ум, работоспособность, самоконтроль, дисциплинированность, исполнительность.
«–» Недостаточно гибок; не продуктивен в ситуациях неопределенности; не хватает спонтанности, креативности; может проявлять жесткость и непреклонность.
Fn: отвечает за реализацию идей и качество работы команды.
Слайд 8Resource investigator – Исследователь ресурсов; Разведчик; Снабженец; Коммуникатор
Экстраверт; энтузиаст;
любознательный, легко вступает в контакт с людьми, быстро узнает обо
всем новом; пытливый; проявляет стойкость в сложной обстановке.
«–» быстро теряет интерес к делу; не выносит рутинной работы.
Fn: обеспечивает команду средствами реализации идей; осуществляет коммуникацию команды с внешним окружением. Легко разрешает возникающие трудности.
Слайд 9Team worker – Коллективист; Дипломат; Эмоциональный лидер
Экстраверт без склонности к
доминированию; мягкий, чувствительный, ориентирован на общение с людьми.
«–» Нерешительность в
критические моменты.
Fn: формирует благоприятную рабочую атмосферу; предотвращает и разрешает конфликты; воодушевляет, поддерживает.
Слайд 10Completer/Finisher – Доводящий до конца; Завершитель; Контролер
Интроверт, совестливый, старательный, любит
порядок, склонен всего опасаться, педантичный, добросовестный, скрупулезный, организованный, стремится к
совершенству во всем, требовательный к себе и другим.
«–»Тенденция тревожиться по пустякам. Не умеет делегировать. Гиперконтроль.
Fn: следит за сроками и графиками выполнения работ, напоминает группе о них, торопит.
Слайд 11Специалист - самостоятельно мыслящий, приверженный своему направлению сотрудник. Он обладает
редкими знаниями в одной из областей.
«–» Мало беспокоится об общем,
командном результате. Не видит картины в целом.
Fn: Консультирует команду по сложным вопросам.
Слайд 12Зависимость эффективности команды от состава команды
Для успешной деятельности в команде
необходимо наличие представителей всех командных ролей.
Кто-то из работников может
совмещать роли, или несколько человек – играть одну роль.
Если в группе присутствует слишком много представителей одного типа, то возможно снижение эффективности.
Слишком много возмутителей спокойствия могут привести к конфликту и ухудшению работы группы.
Слишком много коллективистов, действующих и доводящих до конца, может привести к довольной собой, но мало чего достигшей команды, чьи участники больше внимания уделяют достижению соглашения, а не достижению результатов.
Если мыслителей больше одного, то вероятность успеха всей команды снижается, так как каждый из них будет стремиться выискивать прорехи в идеях другого, а не развивать свои собственные начинания.
Слайд 13На разных этапах деятельности группы ключевыми будут являться различные роли:
При
комплектовании команды: подбор на роль председателя, который хорошо знает цели
команды и разбирается в людях, может обеспечить подбор всех остальных членов группы.
На ранних стадиях проекта, когда разрабатывается стратегия и определяются общие подходы, необходимы: мыслитель, исследователь ресурсов и оценщик.
Когда идеи начинают реализовать на практике, ключевая роль достанется Действующему.
Коллективист необходим, когда нарастает напряжение в группе в связи с усталостью команды или непониманием между участниками.
На конечном этапе работы необходим доводящий до конца.
Как правило, на пути следования к цели, группа может сталкиваться с различными препятствиями, соответственно в любой момент могут понадобиться усилия каждого из работников группы (в зависимости от того, что это за препятствия).
Слайд 14Мыслитель
Специалист
Коллективист
Исследователь ресурсов
Доводящий до конца
Председатель
Возмутитель спокойствия
Оценщик
Действующий
Слайд 15Задание:
1) Определить свою роль в команде с помощью теста
http://profitest.devicecollection.com/tests-list/online-opredelitel-rolej-v-komande-po-belbinu
2)Соотнести полученную
на сайте роль с ролью из презентации, отличаются:
«Исполнитель» – «Действующий»,
«Формирователь»
– «Возмутитель спокойствия».
Остальные роли совпадают. Роль специалиста ввели после создания теста (этой роли в тесте нет).
3) Описать, как полученная роль соотносится с вашим реальным поведением в командной работе. Согласны ли вы с результатом теста. Если не согласны, опишите, какая роль у вас выражена больше и как это проявляется.